Юлия Энхель
Юлия Энхель

От чего зависит успешность бьюти-бизнеса в сфере услуг 

Главный ресурс для предпринимателя, который работает в сфере красоты — это его мастера. Ведь клиенты идут в первую очередь за результатом – красивым и качественным. Если мастерам не хватает профессионализма, то их услуги не будут пользоваться популярностью. 

При этом важно серьезно отнестись не только к поиску и отбору специалистов. Успешный предприниматель в бьюти-сфере понимает, что команду необходимо мотивировать, развивать и приобщать к корпоративной культуре.

Как построить сильную команду

Грамотный рекрутинг

Поиск специалистов — первое, с чего начинается формирование сильной команды. Еще на этапе подбора важно понять, обладает ли соискатель качествами, необходимыми для работы в вашей компании. Обратить внимание стоит и на софт-скилы. Индустрия красоты, помимо профессиональных навыков, предполагает коммуникабельность, высокий уровень эмпатии и эмоциональный интеллект. И если недостаток опыта и компетенций решается дополнительным обучением на курсах или помощью наставника, то личностные особенности зачастую изменить довольно сложно. На собеседовании старайтесь выяснить ценности соискателя и понять, близки ли они вашей компании.

Помимо составления подробного перечня навыков «идеального сотрудника», важно правильно работать с сервисами по поиску кадров. Недостаточно просто опубликовать анкету на сайте и ждать. К примеру, заказчица одной из ведущих компаний-рекрутеров в бьюти-сфере, директор салона, однажды узнала, что опытный мастер, который должен был выйти на пробный день, уже планирует подписать договор с конкурентами. Вместо того, чтобы терять квалифицированного специалиста, она назначила ей личную встречу и предложила более выгодные условия работы. Также часто попадаются компании, которые не готовы идти на уступки, а в результате не могут найти сотрудника три-четыре месяца. Если вас устраивает работа с новичками, можно обратиться в профессиональные учебные центры и нанять талантливых выпускников. Зачастую они активны, мотивированы и вовлечены в работу.

Обучение мастеров

Корпоративное обучение — обязательный элемент любой компании. Но особенно он актуален в бьюти-сфере, где тренды меняются каждый сезон. В 2023 году, например, популярность набирают японские и корейские стрижки, креативное наращивание ногтей и экспресс-макияж «на бегу». Чтобы сохранить постоянных клиентов и привлечь новых, сотрудники должны постоянно совершенствовать свои навыки.

Повышение квалификации за счет компании предотвращает «текучку кадров». Многие специалисты утверждают, что не могут полностью раскрыть свой потенциал на текущем месте работы. Сотрудники, заинтересованные в развитии, начинают задумываться о переходе в другой салон, как только упираются в «карьерный потолок». Задача управляющего — сохранить перспективных работников, предоставляя команде различные виды обучения. Это могут быть мастер-классы, полноценные курсы или обмен опытом в профессиональной среде.

Корпоративная культура

В 80-х годах прошлого века исследователи Джон Коттер и Джеймс Хаскетт проанализировали корпоративную культуру 207 крупных компаний и сопоставили результаты с их прибылью. Выяснилось, что организации с наиболее сплоченным коллективом на 20-30% опережают своих конкурентов по экономическим показателям. 

Корпоративная культура — это ценности, которых придерживается компания. Они проявляются в коммуникации сотрудников, традициях, принципах и должностной структуре организации. 

В индустрии красоты зачастую небольшой коллектив, что делает процесс сплочения проще, но не уменьшает его важность. Бьюти-сфере присуща большая текучка кадров, а это означает постоянное обучение и адаптация новых специалистов. Чтобы этого избежать, руководитель должен грамотно выстроить коммуникацию с персоналом и создать комфортную рабочую атмосферу.

В первую очередь, следует ознакомить сотрудников с главными нормативными документами. В них должны быть обозначены миссия и ценности компании, стандарты работы каждого специалиста и основные продающие скрипты для администратора. Это поможет команде сориентироваться в структуре организации и предотвратит возможные разногласия на почве должностных обязанностей. 

Чтобы сплотить коллектив, проводите регулярные собрания. Утром «настройте» команду на продуктивную работу, а по итогам недели или месяца назначьте длительную планерку, где мастера смогут обсудить возникающие трудности или поделиться опытом друг с другом. Не забывайте и про индивидуальные встречи с работниками. Разговор напрямую с руководителем укрепит его авторитет в глазах сотрудников и позволит дать подробную обратную связь по проблемным вопросам. 

Важно создавать в коллективе позитивную, дружескую атмосферу. Организуйте совместную поездку, экскурсию или обучение. Не стоит пренебрегать корпоративами — продуктивно закрытый месяц можно закончить небольшим праздником. Это подбодрит сотрудников и поможет им работать эффективнее. 

Как мотивировать команду

Чтобы работа компании не теряла в качестве, необходимо обеспечить специалистам перспективы карьерного роста. С этой задачей отлично справляется система грейдов. Это ранжирование сотрудников в зависимости от их опыта и профессиональных навыков. Например, в маникюрном салоне грейд «Мастер» присваивается работникам, которые умеют выполнять однотонное покрытие или простейший дизайн. Чтобы получить грейд «Топ-мастер», им необходимо пройти обучение и освоить креативное наращивание и работу со сложной ногтевой пластиной. Чем выше грейд — тем больше зарплата. Вдобавок, благодаря такой системе снижается частота увольнений, ведь сотрудник может развиваться внутри вашей компании, а не искать место с окладом побольше. 

Повысить мотивацию команды также можно с помощью геймификации — внутреннего соревнования между работниками. К примеру, мастер, получивший больше всех положительных отзывов, становится «работником месяца». Его фото размещается в видном месте салона или публикуется в соцсетях. Это не только поощряет сотрудника, но и обеспечивает рост его клиентской базы.