Многие люди, у которых есть свободные средства, только сейчас задумываются о том, что их можно инвестировать в действующий бизнес. Как и когда вы решили заняться инвестициями? Что вас подтолкнуло к созданию инвестиционной компании?
Я впервые задумался об инвестициях и бизнесе во время службы в армии. Свободного времени тогда было много, я увлёкся историей знаменитого инвестора Уоррена Баффета. Вернувшись из армии, начал работать в самарском представительстве инвестиционной компании ING. Я продавал страховки, а в свободное время пробовал вести разные виды бизнеса.
В 2015 году основал собственную инвестиционную компанию. Для её регистрации требовалось три учредителя – я позвал сестру и двоюродного брата жены. Втроём мы смогли собрать 160 тысяч рублей, они и стали нашим «начальным бюджетом» для инвестирования.
Мы искали маленькие перспективные проекты на старте развития и вкладывались в них, чтобы вывести эти компании на новый уровень развития. Затем мы продавали их инвесторам. Разница между суммой вложений и ценой продажи составляла прибыль компании.
Чаще всего «вилка» наших инвестиций была в диапазоне 50-300 тысяч рублей. С 2019 года мы начали расти быстрее за счёт внешних инвесторов. Например, мы с инвесторами вложили почти 4,5 млн рублей в сеть парикмахерских «Хэдлайнерс». При этом наши собственные вложения составили всего 1,5 млн рублей. Средства инвесторов, по сути, в три раза увеличили сумму и эффективность вложений. Это позволило проекту «Хэдлайнерс» развиваться гораздо активнее.
Я получал знания и навыки не только «на собственном опыте». Регулярно проходил обучение в инвестиционных фондах. Мы выработали методику привлечения инвесторов, научились оценивать проекты. Компания стала расти, у нас появились более глобальная миссия.
В чём она заключается?
Наша миссия — всего три слова: повышать благосостояние человечества. Мы формируем для этого благоприятные условия. И здесь важно не только то, что с нашей помощью люди, то есть инвесторы, могут стать богаче. Нам хотелось бы, чтобы материальная стабильность вела к личностному и духовному росту человека. Ради этого, в конечном итоге, и работает наша компания.
У нас две стратегические цели. Первая – увеличение собственного капитала. Он должен быть достаточным не только с финансовой точки зрения. Чем больше объём средств под нашим управлением – тем больше у нас возможностей менять мир к лучшему: развивать технологии, вкладываться в инновации, поддерживать перспективные проекты.
Вторая большая цель — грамотно распределить средства каждого инвестора, чтобы состояние этих людей тоже постоянно росло. В перспективе мы хотим стать одной из ведущих инвестиционных компаний мира по двум показателям: объём средств под нашим управлением и рентабельность нашего капитала.
Как выстроена работа вашей инвестиционной компании? За счёт чего вы достигаете обе заявленные цели?
Бизнес на инвестициях очень отличается от других видов бизнеса. Обычно компании стремятся увеличить выручку и собственную рентабельность. Для нас самые важные показатели – объём и рентабельность привлечённого капитала. Чем он больше – тем быстрее мы развиваемся.
Поиском инвесторов занимается целая команда. Её задача – найти оптимальные маркетинговые инструменты и пути, чтобы выйти на очень узкую аудиторию потенциальных инвесторов.
Следующая задача – грамотно вложить привлеченный капитал. Для этого необходимо качественно отбирать объекты для инвестиций. В нашей компании этим занимается команда анализа проектов. Если нужно, привлекаем сторонних партнёров-аналитиков. Они помогают нам оценить ту или иную компанию по «своей» специализации. Например, мы нашли опытного специалиста по искусственному интеллекту. Его экспертиза позволила сделать грамотный анализ продукта и компании, в которую мы планировали делать инвестиции.
Мы стремимся, чтобы все наши активы оставались доходными и положительно влияли на мир, а также соответствовали нашей глобальной цели. За этим следит отдел сопровождения проектов.
Фаундеры компаний, в которые мы вложились – тоже в какой-то степени наши партнёры. Они регулярно общаются между собой, делятся инсайтами и «фишками», не стесняются спрашивать совета. Такое развитое комьюнити помогает всем нам в достижении общей цели: повышать благосостояние общества.
Для многих людей без опыта инвестирования сама идея получения такого дохода от своих вложений кажется не очень понятной. Могли бы вы простым языком объяснить, за счёт чего зарабатывают инвесторы? И в чём разница между прямыми и венчурными инвестициями?
Вы правы, совсем недавно считалось, что прямые и венчурные иинвестиции – это только «для богатых». Мы стараемся менять эту точку зрения. Инвестиции в наши компании позволят зарабатывать даже владельцам довольно небольших сумм.
Прямые инвестиции – это вложения денежных средств в компании или в отдельные проекты. Имеются в виду именно вложения в капитал, а не кредитование. Венчурные инвестиции – в какой-то степени те же самые прямые инвестиции. Но венчурные и прямые инвестиции принято различать по важным критериям: размер получаемой доли и характеристики бизнеса, в который вкладываются.
При прямых инвестициях, в отличие от портфельных, инвестор обычно получает существенную долю в предприятии и право участвовать в управлении бизнесом. Многие участники рынка считают, что «прямая инвестиция» приносит инвестору не менее 10% доли в компании. В этом случае он уже может влиять на политику этого предприятия. Венчурные инвестиции обычно не подразумевают выкупа такой большой доли, хотя исключения случаются, и права принятия решений. Венчурные инвестиции характерны для быстрорастущих направлений или рынков. Некоторые называют «прямыми инвестициями» любые вложения в бизнес. В таком случае любая венчурная инвестиция – прямая, но не любая прямая инвестиция – венчурная.
Прямые инвестиции в формате «не менее 10% доли» вроде как не очень развиты. Но на самом деле рынок прямых инвестиций в России – колоссальные суммы. Они в разы превышают объёмы венчурных инвестиций. Тем более, согласно последним исследованиям, венчурный рынок России сейчас на спаде.
Значит ли это, что для частного инвестора прямые инвестиции оказываются более выгодными, чем венчурные?
С точки зрения инвестора – рынок перспективный. Доходность прямых инвестиций в разы превышает доходность фондовой биржи (рейтинг SNP-500). Эта тенденция наблюдается на протяжении долгого времени.
Другой вопрос, что о рынке прямых инвестиций, в отличие от венчурного рынка, не говорят на каждом углу. Но это совсем не значит, что такого рынка не существует. В 2023 году вышло большое исследование «Сбера», которое выявило, что подавляющее большинство крупных состояний в России сформировано за счёт прямых инвестиций. Это основной источник дохода самых богатых людей.
Про венчурные сделки принято писать в СМИ. Появилась куча Telegram-каналов про экзиты, сделки, раунды. Но никто не рассказывает, что условный Самарский молокозавод купил Ульяновский. А такое происходит сплошь и рядом. Например, завод перешел к другому собственнику. Об этом могут написать, как о новости про переход активов, но никак не в разрезе прямых инвестиций. Куча примеров, когда стартапы привлекают у розничного инвестора 2-3 млн рублей денег. Открывают салоны красоты или что-то ещё. Это тоже прямые инвестиции.
Рынок большой, просто плохо освещён, про него мало рассказывают. При этом он создаёт огромные возможности и для бизнеса, в том числе регионального, и для инвесторов. Там действительно можно получать большую доходность.
Эту тему, конечно, стоит популяризировать. В первую очередь, чтобы люди поняли, что есть такой инструмент повышения доходности вложений. Здесь важно не только информировать, но и обучать. Про венчур появляется обучающая информация, курсы, школы. А по прямым инвестициям почти ничего нет. Особенно для частных розничных инвесторов, малого бизнеса и микробизнеса.
Чем популярнее история с прямыми инвестициями, чем больше внимание СМИ – тем больше прозрачности на рынке. А прозрачность и внимание СМИ уменьшают возможности для мошенников, которые под видом «прямых инвестиций» ведут нечестную игру.
Компании из каких сфер/индустрий лучше всего подходят для прямых инвестиций?
По результатам нашего анализа, блок прямых инвестиций в малом и микробизнесе растет. По мере роста бизнеса собственникам легче и дешевле привлекать заёмное банковское финансирование – доля прямых инвестиций становится меньше. Но на ранних стадиях развития проектов это очень популярный инструмент, причём уже сейчас. Таких историй становится всё больше.
Рынок прямых инвестиций в период с 2019 по 2022 год показывал неплохой рост. Одна из основных его особенностей – сложность привлечения инвестора. Чтобы получить средства одного инвестора, в 2019 году предприниматель должен был провести 47 встреч. К 2022 году этот показатель сократился более чем вдвое – до 20 встреч. В начале 2023 года он вернулся к отметке в 47 встреч на одну сделку. Правда, сейчас он опять сокращается.
Важно понимать, что в нашей стране этот рынок только формируется. Инвестировать можно и нужно, но для этого требуются компетенции. Инвестор должен разбираться в бизнесе, понимать, во что инвестирует, отличать мух от котлет.
В последние годы инвесторы научились разбираться в больших публичных корпорациях, акции которых торгуются на бирже. Многие уже научились читать финансовую отчетность «гигантов рынка». Теперь пришло время разбираться в малом бизнесе и микробизнесе. А предпринимателям нужно делать качественные и крутые бизнес-проекты, стремиться к большей открытости и прозрачности с самого начала.
Как вы отбираете компании, в которые стоит вкладывать средства? Как оцениваете возможные риски и перспективы?
При выборе объектов инвестиций мы руководствуемся несколькими правилами. Они выработаны по большей части на собственном опыте. На наш взгляд, перспективная компания должна соответствовать следующим требованиям:
Актуальность идеи. Бывает, что хороший продукт просто не попал «в своё время». Иногда идея появляется слишком рано, когда общество ещё не созрело для неё. Как следствие – у рынка нет потребности в таком продукте. Например, платформа живого вещания для виртуальной реальности Vreal создала пространство для общения стримеров со зрителями. Создатели проекта рассчитывали на быстрый рост рынка виртуальной реальности. Но он пока не увеличился настолько, чтобы необходимость в таком сервисе возникла у многих людей.
Эффективность. Размер компании, в которую мы инвестируем, для нас неважен. Гораздо важнее эффективность и способность к быстрому развитию. Если показатели в чём-то лучше, чем у лидеров рынка – это признак перспективной компании. Мы внимательно наблюдаем за проектами, в которые хотим вложиться, изучаем открытые данные, оцениваем их по разным критериям. Например, перед тем, как инвестировать в компанию «Додо Пицца», мы наблюдали за ней год. Спустя пять дней после этой покупки компания объявила, что может выкупить акции обратно с прибавкой к цене в 39%.
Полезный продукт. Другими словами, нам важна необходимость продукта для общества. Он должен хоть в чём-то делать жизнь людей лучше. Именно такие продукты, на наш взгляд, наиболее перспективны и востребованы.
Дополнительные продукты. Если команда стартапа рассчитывает только на один продукт – возможно, ей стоит сменить подход. Всегда хорошо иметь «в запасе» несколько продуктов, которые можно предложить в качестве дополнения к основному. Это позволит увеличить средний чек, привлечь действующих клиентов «по второму разу», а иногда – расширить потенциальную аудиторию.
Перспективная ниша. Видеть новые направления и возможности быстрее многих – важная черта инвесторов и предпринимателей. К примеру, в 2000-х годах я с партнёрами открыл интернет-кафе на фудкорте торгового центра. Идея очень хорошо выстрелила: мобильного интернета в то время ещё не было, а wi-fi в широком доступе только начинал появляться.
Если говорить о фаундерах, то какими чертами должен обладать основатель компании, чтобы вы могли доверить ему свои инвестиции?
Я уже говорил, что предприниматель должен постоянно находиться в поиске перспективных ниш. Остальные необходимые качества можно сформулировать так.
Вовлечённость. Основатели и команда проекта должны гореть своим делом, создавать что-то ценное, чувствовать рынок и не бояться лидерства.
«Не как у всех». Даже если та или иная сфера рынка почти свободна, фаундер всё равно должен думать, чем его компания будет выделяться от остальных. Если этот момент упущен, при появлении конкурентов (а они непременно появятся) проект потеряет свои позиции. Например, когда у меня была шиномонтажная мастерская, мы удивляли клиентов высоким уровнем сервиса. За это люди готовы были платить несколько больше, чем «в среднем по рынку».
Поиск новых направлений. Предпринимателю важно постоянно следить за рынком: какие сферы становятся в данный момент более востребованными. Например, у нас с партнёром была клининговая компания. Мы увидели, что многие наши клиенты нуждаются не только в уборке, но и в техническом обслуживании офисов. Мы стали владельцами доли в такой компании, что позволило нам предложить востребованную услугу. Закрывая сразу несколько потребностей клиентов, можно заработать больше. Так увеличиваются шансы привлечь интерес серьёзных инвесторов.
Стремление к лидерству. Нередко говорят, что хороший предприниматель чувствует потребность своей аудитории и следует за ней. На мой взгляд, лучший вариант – когда компания «управляет аудиторией», формируя новые потребности. Поэтому мы нередко выбираем проекты, которые в чём-то стали первыми и стремятся создать новый рынок.
На ваш взгляд, чего ждать предпринимателям в России в 2023 году? И в какие компании стоит вкладываться частным инвесторам?
Пока инвестиционный бизнес в России не соответствует потенциалу страны. В числе топ-10 мировых инвестиционных компаний нет российских игроков. Но там есть, к примеру, компании из Нидерландов и Австрии. А ведь ВВП этих стран в разы уступает российскому!
Многие скептически оценивают перспективы российского инвестиционного рынка исходя из текущей ситуации. Но я уверен – надо смотреть дальше. У России огромные возможности и невероятный потенциал, в том числе человеческий. На горизонте пары десятков лет это обязательно принесёт результат.
За последние полтора года многие российские компании релоцировались за границу. Это привело к оттоку капитала и человеческих ресурсов. Но нам не обязательно покидать Россию, чтобы выйти на международный рынок. Нужно лишь инвестировать в проекты, которые получают выручку за пределами России. Такие в нашем инвестиционном портфеле тоже есть. К примеру, компания SMMTouch работает в 76 городах по всему миру.
Мы считаем, что даже сейчас можно зарабатывать за границей, а вкладывать в нашей стране. Так укрепляется российская экономика, а жизнь общества становится лучше. Именно к этому мы и стремимся.