Кого сегодня ищут работодатели?
Независимо от ситуации на рынке, бизнес всегда нацелен на специалистов, которые помогают ему привлекать клиентов и увеличивать прибыль. Если раньше компании постоянно искали грамотных таргетологов, умеющих эффективно настраивать рекламные кампании в ныне запрещенных в России социальных сетях, то сегодня эти специалистам пришлось быстро переучиваться: осваивать таргетинг на других платформах или даже менять профессию.
Естественно, бизнес сразу же начал искать специалистов, которые умеют работать с новыми инструментами. Сегодня это Telegram Ads, Vk и, конечно, искусственный интеллект. На рынке не хватает специалистов, которые умеют действительно качественно и эффективно работать с ними.
В остальном, рынок новых профессий сейчас находится на стадии формирования. Это во многом связано с тем, что бизнес еще не до конца понимает, как работать на новых площадках и какие возможности они дают, например, как закупать рекламу в Telegram. Соответственно, не все работодатели уже разобрались, каких специалистов им нанимать. Поэтому появляется всё больше образовательных программ по вопросам продвижения на новых площадках как для бизнеса, так и для специалистов.
Динамика рынка онлайн-образования с учетом новых трендов
Рынок онлайн-образования движется вслед за новыми инструментами, профессиями и потребностями бизнеса. Сегодня тенденция на рынке такова, что как только значимая площадка не просто делает обновления, а предоставляет пользователям новый широкий функциональный инструментарий, например, Telegram Ads — у бизнеса сразу же возникает потребность в специалистах, умеющих с ним работать, а у онлайн-образования — задачи по обучению желающих освоить профессию.
И те, кто сумели быстро разобраться, становятся востребованными специалистами, а те, кто долго думал, могут не успеть на «последнюю электричку». Так на рынке IT, digital появляется новая профессия.
Конечно, глобально меняются, приходят или уходят с рынка не все профессии. Есть достаточно универсальные, без которых в любые времена не получится обойтись. Например, маркетолог, аналитик данных нужны на любых площадках.
Стоит ли становиться специалистом по продвижению в Telegram?
С одной стороны, запрос на услуги по работе в Telegram Ads сегодня очень высокий. На одном только портале rabota1000.ru на конец марта 2023 года размещено 6082 вакансии трафик-менеджеров для работы с Telegram. И специалист, который быстро освоит этот канал, сможет сделать релевантное предложение работодателям. Но, с другой стороны, к таким узким специализациям, заточенным под одну площадку, вряд ли можно относиться как к полноценной профессии.
Ведь Telegram даже нельзя назвать полноценной международной площадкой. Конечно, неизвестно, какие планы на этот счет у Павла Дурова. Тем не менее, пока не понятно сформирует ли Telegram Ads постоянный запрос на услуги специалистов в этом направлении и полноценную профессию в онлайн-образовании. Как показали последние годы, возможно всё.
В любом случае, Telegram стремительно развивается. Этот тезис подтверждает появление у площадки криптовалютных технологий: платежи, собственный токен. Проект Павла Дурова выделился в отдельный, ни на кого не похожий сегмент, больше ориентированный на Россию и СНГ. Зарубежным пользователям пока не совсем удобно им пользоваться и там развиваться, российским — проблематично взаимодействовать с зарубежными. Например, сложно оплатить рекламу в зарубежном канале. Помимо специалистов по продвижению в Telegram и Vk, на рынке востребованы:
- - создатели чат-ботов для бизнеса. Виртуальные помощники нужны компаниям уже везде: от социальных сетей, мессенджеров и сайтов до досок объявлений, вроде Avito;
- - no-code-программисты, которые создают MVP (минимально жизнеспособные цифровые продукты) — сайты и приложения за считанные часы без кода;
- - веб-дизайнеры и дизайнеры виртуальной реальности;
- - интернет-маркетологи;
- - аналитики. Как мы уже сказали, последние две профессии относятся к «широким», поэтому они нужны везде и всегда.
Как оставаться востребованным специалистом в современных реалиях: топ-5 советов от эксперта
- Ориентируйтесь на свой опыт. Накладывайте свой предыдущий опыт на текущую работу. Например, таргетологу, который раньше работал в тех социальных сетях, которые сегодня запрещены в России, не составит труда обучиться таргетингу на новых площадках, ведь он знает основы, инструменты и у него есть практический опыт.
- Развивайтесь в той сфере, которая больше всего интересна. Если вы эксперт в какой-то отрасли, то вам будет проще привлечь людей из этой же сферы, найти первых клиентов и заработать. Например, юрист, который ведет свой Telegram-канал, может зайти на юридический форум и найти там нужную аудиторию: людей, погруженных в юриспруденцию (его коллеги), им канал юриста может быть просто интересен, и людей, далеких от юридической тематики (его потенциальные клиенты). Специалист, который имеет узкие знания, находится в своей нише, может в Telegram показать себя как эксперт и на этом заработать.
- Монетизируйте свои знания и хобби. Кажется, это уже пройденный этап. Но новые социальные сети только набирают свою популярность. Учитесь монетизировать свой контент почти сразу же. Получение первых денег от своего канала невероятно вдохновляет и мотивирует. Наши студенты пишут воодушевленные отзывы о том, как заработали свои первые 500, 1000 рублей, причем они совершенно не рассчитывали так быстро их получить. Просто добавили инструменты монетизации. Это заряжает положительными эмоциями надолго, мотивирует двигаться дальше. От онлайн-профессий часто отказываются люди, которые не разобрались или не получили первый результат.
- Освойте новую онлайн-профессию. Новые строки в резюме выгодно выделят вас на фоне конкурентов. Но не стоит гнаться за широкими профессиями. Им обучают годами, потом еще столько же нужно практического опыта, чтобы хоть как-то конкурировать на рынке. А вот зайти в узкую профессию, близкую к своей специальности можно быстро: понятная сфера, знакомый набор инструментов, близкий опыт. Еще лучше, если новая профессия раскрывает, дополняет, актуализирует старые навыки. Например, таргетолог осваивает SMM, SMM изучает копирайтинг, маркетолог решил обучиться интернет-маркетингу или изучает PR. В результате получается связка профессий, расширяющая возможности и востребованность специалиста. Если вы сомневаетесь в выборе дополнительной профессии — запишитесь на бесплатную часть курса, чтобы «попробовать» новую специализацию: будет ли она вам интересна, загорятся ли глаза. Ну а если вы уверены, что ваша старая профессия совсем «умирает» — тогда точно не стоит терять ни минуты, нужно учиться как можно быстрее.
- Пройдите стажировку. Для обучения выбирайте образовательную платформу, которая позволяет сразу после прохождения курса пойти на стажировку. Это даст вам практический опыт: кейсы, портфолио, по которым и выбирают работодатели.
- Оставайтесь на связи с профессиональным сообществом. Это поможет не останавливаться на достигнутом, постоянно оставаться в тренде, развиваться. Длительная работа в рамках одного проекта ограничивает специалиста. Как правило, у него не остается времени изучить новые инструменты, возможности появившихся площадок. Тем временем, в IT и digital всё динамично развивается, специалист перестает соответствовать трендам. Оставаясь на связи с профессиональным сообществом даже полчаса в день, такого не произойдет. Кстати, такое общение дарит драйв, коллаборации и ощущение своего среди своих. А у некоторых людей рождаются совместные проекты.
- Не останавливайтесь на узкой профессии. Развивайтесь, ведь уже через несколько месяцев профессия может потерять актуальность. Постоянно пополняйте свои навыки до тех пор, пока не станете широким специалистом. Но это не означает, что надо уметь всё по чуть чуть. Нужно стать опытным профессионалом в каждом вопросе. И тогда вы не останетесь без работы.
Подведем итоги
Чтобы оставаться востребованным специалистом на рынке интернет-маркетинга, научитесь работать с новыми площадками, чутко прислушивайтесь к сигналам на них, тщательно изучайте тренды. Если они еще неявные, но набирают популярность — это может быть хорошим поводом для входа.
Вертикальные видеоролики в топе, Telegram набирает популярность, все эксперты устремились сюда — явно видно, что в этих направлениях имеет смысл развиваться, потому что все клиенты (а значит, и деньги) тоже будут здесь. Но не стоит пытаться охватить все площадки сразу. Вместо этого лучше досконально изучать их по одной, постепенно приближаясь к широкой специальности — интернет-маркетологу всех социальных сетей.