Что сейчас является основными вызовами для бизнеса?

— Ответ на этот вопрос я бы хотел начать с анализа цифр рынка. Сегодня на «Вайлдберрис» зарегистрировано 330 000 компаний, но только 21 000 делают на маркетплейсе от 1 млн рублей в месяц, еще 350 — 50 000 руб. Таким образом, хорошая прибыль есть только у 7%. Но это не потому, что снизилась покупательская способность. Только за одну неделю распродажи в ноябре 2022 года на WB было сделано около 70 млрд. заказов. На «Озон» оборот за первую ночь увеличился в 7 раз. Это означает, что люди продолжают покупать, несмотря на кризис. С уходом ряда брендов многие перешли на маркетплейсы.

Главная проблема селлеров — нехватка знаний, навыков продаж и, конечно, ресурсов. Банки готовы давать деньги, изучив данные бизнеса, но на развитие они предоставляют лишь около 20-30 процентов от оборотных средств. Этого недостаточно. Нужен был эффективный инструмент для решения этой проблемы.

Так и родилась идея акселератора товарного бизнеса?

— Она появилась, раньше, в 2018 году, когда я посетил Startup School акселератора и инвестиционного фонда Y-COMBINATOR в CША. Цель проекта — помочь начинающим предпринимателям на раннем, самом сложном этапе создания бизнеса. Выпускники, показавшие лучший результат, становятся обладателями грантов. Благодаря этой школе смогли подняться такие компании, как AirBnb и Dropbox.

Мне понравилась модель, и я решил сделать аналогичный проект в России. Но не кальку, учесть особенности рынка. Хотелось дать локальному бизнесу возможность масштабироваться. Я отбираю лидеров — наиболее перспективных селлеров, которые готовы расти. Они проходят обучение, затем получают финансовую поддержку инвесторов. Кроме того, за 3 месяца, которые длится программа, у участников есть возможность расширить контакты, привлечь новых специалистов в свою команду, наладить системные продажи.

Как организовано обучение?

— Программа разделена на 6 модулей, которые проходят в основном офлайн. Параллельно участники вовлечены в общение со спикерами, инвесторами. Уже на первом модуле предприниматели узнают, как настраивать и оформлять товарные карточки, работать с акциями, скидками, отзывами. Результат — отстройка от конкурентов, формирование правил работы компании, новые знания и навыки, помогающие увеличить продажи.

Во втором модуле участники погружаются в нюансы финансового планирования, взаимодействия с маркетплейсом, узнают о «подводных камнях» в логистике, упаковке товара. Третья часть посвящена поиску и внедрению новых продуктов, расширению ассортимента.

Дальнейшие модули ориентированы на создание концепции бренда, масштабирование, пиар, управление командой. Завершается обучение тем, что участники получают представление, как презентовать свою компанию перед инвесторами.

Встречи проводятся каждые 2 дня в Москве, в нашем офисе в Сити. Для регионов предусмотрена онлайн-трансляция. Но предприниматели, заинтересованные в результате, чаще всего сами приезжают к нам.

Есть ли какие-нибудь требования к тем, кто хочет стать участником акселератора?

— Безусловно. Я провожу строгий отбор кандидатов. Анкеты рассматриваю все, но мне важно качество, а не количество. Основные входные параметры — 1 рабочий товарный бизнес на маркетплейсе с месячным оборотом от 500 тысяч рублей. Позже хочу повысить этот показатель до 1 млн.

Какие результаты показали участники предыдущих потоков?

— В конце 2021 года мы собрали первую группу из 9 человек. Выпуск состоялся в феврале 2022 года. Один из участников вырос в доходе 12 до 22 миллионов, абсолютно все получили поддержку инвесторов. Тогда я понял, что проект точно нужен, и он рабочий. Второй поток запустили в июле 2022 года. На нем тоже было 9 человек, у всех тоже хорошие результаты.