Широкая и громкая полемика, развернутая в СМИ в последнее время, где речь идет об ограничении продажи некоторых лекарственных препаратов для прерывания беременности и, даже, о возможном запрете проведения абортов в частных клиниках, вызвали резонанс. Однако, не все так уж тревожно, как кажется на первый взгляд. На данный момент принято решение включить лекарственные препараты, используемые для фармакологического аборта, в реестр лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету. А это значит, что эти вещества будут использоваться только в лечебных учреждениях. Не важно, в государственных или коммерческих. Пациентки самостоятельно купить его не смогут. Что, в целом, логично. Ведь подобные лекарства можно принимать только после консультации с врачом и под его наблюдением.
Дискуссия о препаратах для прерывания беременности привела к идее о возможном запрете абортов в частных клиниках. Конечно, никаких решений принято не было, но некоторые чиновники полагают, что в данном направлении можно вести обсуждения. И это вызывает много вопросов. Для врачей, работающих в системе коммерческих клиник, такие диалоги звучат тревожно и даже возмутительно. Кажется, что таким образом высказывается сомнение в их компетенции и отсутствии заинтересованности в здоровье пациентов. Кроме того, вероятный перевод процедур абортов в государственные клиники не повысит рождаемость, зато увеличит нагрузку на налоговую базу. Ведь все медицинские манипуляции по ОМС не бесплатные, они компенсируются за счет отчислений из зарплат россиян.
В целом, разговоры о способах и месте прерывания беременности имеют мало общего с решением россиянок, заводить детей или нет. Женщины, размышляющие о родах, в первую очередь, руководствуются совсем другими соображениями. Главная причина того, что они решаются на аборт, не считая медицинских показаний, – это отсутствие возможности достойно содержать ребенка.
Начнем с самого очевидного, размера ежемесячного пособия на ребенка. В нашей стране эта сумма почему-то зависит от зарплаты матери. Это весьма странная позиция. Можно предположить, что потребности ребенка у женщины с высоким доходом больше, и их готовы обеспечивать, а у другой матери, менее «квалифицированной», сын или дочь будут меньше есть, и подгузники им нужны будут не каждый день, а раз в неделю. Как женщина может больше думать о детях и меньше о карьере, если будущее малыша будет зависеть именно от ее зарплаты?
Следующая проблема – это отсутствие яслей, куда можно отдать маленьких детей. Большая часть мам решает эту задачу, привлекая бабушек, которые проводят время с внуками. При этом, часть женщин лишились такой возможности, потому что пенсионный возраст повысили и старшее поколение должно продолжать трудиться и не имеет достаточно свободного времени. Конечно, существуют частные ясли и детские сады, но они потребуют серьезных финансовых вложений. И тут мы возвращаемся к необходимости для женщины строить карьеру и зарабатывать на эти нужды. Все это превращается в замкнутый круг.
Есть и такой щепетильный момент, что женщина зачастую совсем не может рассчитывать на мужчину. Наше государство недостаточно внимания уделяет неплательщикам алиментов. В европейских странах, например, эту проблему решают гораздо жестче. Там человека найдут и заставят выплатить все положенные деньги. В России алименты будут проблемой женщины, которая остается одна.
Есть еще одна неочевидная проблема: как быть с гражданами других стран, которые проживают на нашей территории? Например, они могут быть не зарегистрированы в системе ОМС, тогда как им поступить? Куда им обращаться?
Исходя из перечисленного, можно сказать, что желание завести ребенка или нет практически не связано с идеями обсуждаемыми законодателями. В любом случае на первом плане оказываются причины, которые касаются лично каждой отдельной женщины и ее возможностей. Если создать комфортные условия, то россиянки захотят рожать чаще.