Примечательно, что активно вкладываются в развитие своих услуг в области управления инвестициями в целом, и в private banking, целый ряд других британских банков. В частности, HSBC и Standard Chartered. То есть мы имеем дело с трендом.
Обращает на себя внимание, что тот же Barclays не рассматривает в качестве приоритета продвижение на рынке США: банк зайдёт в Индию, Сингапур, в страны Ближнего Востока. И я понимаю их: финтех потенциал стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, в частности, ОАЭ — гигантский. И он уже раскрывается для профессионалов.
Кроме того, Barclays пока что не намерен осуществлять покупки готовых финтех решений на рынке в виде вхождения в соответствующий инновационный бизнес. Но при этом он увеличивает свои инвестиции по данному направлению внутри самого банка на 75% по сравнению с уровнем 2021-2022 гг.
Бенчмарк в качестве 2021-2022 гг. мне особенно интересен тем, что в это время я возглавлял Совет директоров компании «Открытие брокер». Будучи во главе стратегического менеджмента организации на этом посту с 2017 года, я делал акцент на необходимости инвестиций в цифровые технологии, в свой, корпоративный финтех. Я поддерживаю в этом плане, что сейчас делает Barclays. Вкладывается в людей, нанимает больше.
Ведь что я фиксировал? Очень важно миксовать цифровые и обычные, человеческие, коммуникации с клиентом. Мне удалось, с одной стороны, добиться, что 99% всех клиентов стали пользоваться личным кабинетом и мобильным приложением, чтобы самостоятельно отслеживать информацию по своим активам. С другой стороны, я видел, что двум третям клиентов private banking нужно было и решение вопросов лично.
Найдя баланс между «цифрой» и человеческой коммуникацией, а также настояв на активном и эффективном внедрении инноваций (в том числе и искусственного интеллекта (ИИ); и да, это было ещё в 2020-2021 гг, задолго до того, как ИИ стал повсеместно моден), удалось достичь отличного результата. Так, если в среднем по рынку число клиентов private banking за год до пандемии COVID-19 и в её первый год росло темпом около 10%, у нас в организации рост был в три раза большим.
За таким результатом стоял, с технологической позиции, правильный выбор точек применения инноваций, что подтвердила жизнь. В конце июня 2020 г. была запущена Фабрика инновационных проектов и технологий в рамках экосистемы «Открытие». По сути, это то, что, скорее всего, будет делать и британский банковский сектор, планируя свои инвестиции в цифровые технологии говорит.
Но нужно смотреть вперёд. Я уверен, что создание в рамках организации корпоративной финтех структуры — это не только докрутка по лестнице эффективности всех операционных процессов. Это — и отличный драйвер капитализации организации, так как сама такая структура может быть хорошо оценена на рынке.
Именно поэтому, например, на днях стало известно, что датский необанк Lunar выделяет департамент услуг Bank-as-a-Service (BaaS) в отдельную структурную единицу Moonrise. А для чего? А для того, чтобы занять ещё большую долю на рынке BaaS с помощью Moonrise, которым пользуются в том числе финтех компании. Так одно финтех решение притягивает другие финтех бизнесы, а в результате растёт продуктивность.
Думая о роли инноваций в банковском секторе, в сфере брокерских услуг, я всё больше убеждаюсь в том, что финтех имеет, условно говоря, самоподпитывающий механизм. То есть, правильно посеянная и взращенная семечка финтех-решения даёт классное дерево, приносящее плоды.
При этом есть и такой момент. На неделе поступила следующая новость: фирма, работающая в сфере кибербезопасности, Gen Digital, намерена купить финтех платформу MoneyLion за 1 млрд долларов.
О чём это говорит? Компании Gen Digital в любом случае нужно финтех решение для работы с финансами потребителей. Такого какMoneyLion у организации нет, а отсюда — и покупка. Но какая сумма! 1 млрд долларов.
Если бы GenDigital следовала, например, той «дорожной карте» развития, которую я продвигал в 2017-2022 гг., то она могла бы вырастить нужное финтех решение внутри самой компании. А так теперь GenDigitalвынуждена платить 1 млрд долларов.