По СМИ прошла информация, что американская корпорация Saleforce в этом году не планирует нанимать новых инженеров-программистов — всё благодаря тому, что ИИ хорошо пишет код. С другой стороны, например, финтех-компания Broadridge Financial, также из США, планирует увеличить свой штат сотрудников технологического отдела в Индии в течение трёх лет на 26%, до 6 800 человек.
О чём это говорит? На мой взгляд, никаких массовых увольнений сотрудников из-за ИИ не предвидится, если говорить о нетто-результате (сколько уволили — сколько взяли на работу). Дело в том, что компаниям придётся расширять штат персонала. Брать либо новых и/или обучать внутри организации, так как работа с ИИ требует всё большего числа специалистов. Да, это уже другой функционал, но результирующая будет очевидна: нужно будет больше работников.
В частности, востребованы будут менеджеры, которые смогут координировать работу ИИ-помощников, а также их взаимодействие с людьми. То есть потребуются управленцы, умеющие руководить смешанным составом персонала — из обычных (людей) и цифровых сотрудников (ИИ). При этом миру предстоит ещё серьёзная дискуссия по поводу регулирования статуса этих автономных ИИ-помощников. Появляются десятки новых профессий для всех категорий сотрудников — все они нужны для эффективной совместной работы людей и ИИ-помощников. Так значительный объём работы у людей — исправление ошибок и неточностей, которые дают нейросети. При этом принципиальные стратегические инсайты не доступны ИИ — они появляются только в головах.
Главное — вместе с приходом ИИ в финтех мы увидим рост потребности в персонале. Для меня такой поворот неудивителен. Будучи главой Совета директоров «Открытие брокер» в 2017-2022 гг. я видел, что внедрение инноваций — всегда вопрос кадров, которые надо найти, мотивировать и направить. Именно такой подход, я уверен, позволил эффективно внедрить «цифру» в работу «Открытие брокер», добиться впечатляющих финансовых результатов по рентабельности бизнеса и удовлетворенности клиентов брокерских услуг.
Элементы ИИ, роботов — всё это в экосистеме «Открытия» внедрялось намного раньше, чем это стало трендом в глобальной финансовой отрасли. Например, в 2020 году на работу вышли порядка 100 роботов, которые сократили время исполнения однообразных операций в среднем на 80%. Это позволило сотрудникам больше времени посвящать цифровому обучению, развёрнутому внутри экосистемы. Наряду с масштабным внедрением цифровых каналов коммуникаций с клиентом, никуда не уходило и личное взаимодействие с ним, а наоборот, оно по максимуму усиливалось.
Конечный результат не заставил себя ждать: по итогу 2020 года чистую прибыль экосистемы удалось увеличить на 73%. И сейчас, опираясь на свой опыт, я уверен: новые технологии при правильном их внедрении, при заботливом отношении к кадрам, позволяют достичь сильного роста ключевых финансовых показателей, важных для владельцев бизнеса.
Главное сейчас — уметь работать с финтехом, понимать, как он развивается, сотрудничать с высокотехнологичными стартапами в финансовой сфере. Причём последнее необходимо компаниям и за пределами финансовой отрасли, в других секторах экономики.
Привлечение капитала, платежные сервисы — всё это больше уходит в «цифру». Значимость этого подчеркивается тем, что в направлениях, связанных с работой с финтехом, нетто-занятость будет только расти. И, как я объяснил выше, такое развитие событий является логичным.