Крупный бизнес может себе позволить привлекать заемные средства через эмиссию ценных бумаг (акций и облигаций), но процедура выпуска ценных бумаг долгая и сложная. Хотя и выгода в отличии от банковского финансирования тут очевидна: компания не зависит от одного кредитора, может сама определять условия финансирования, включая ставку, срок и условия погашения, доступ к широкому кругу инвесторов и тому подобное.

Небольшим компаниям трудно пробиться на биржу, поэтому они, как правило, используют краудфандинговые платформы для привлечения финансирования. Но вот все большую и большую популярность набирают цифровые финансовые активы (ЦФА), которые как раз и используются как инструмент привлечения финансирования. В 2020 году появился первый закон о ЦФА (Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ), в нем дано было определение цифрового финансового актива, порядок его выпуска и обращения. В настоящее время выпустить цифровой финансовый актив может любая компания и даже индивидуальный предприниматель. ЦФА могут заменять собой денежное требование, фактически это аналог выпуска облигаций, а также требование передачи вещей, прав, выполнения работ и (или) оказания услуг.

Для того чтобы выпустить ЦФА, необходимо обратиться к оператору информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. В настоящее время по данным Центрального банка зарегистрировано 10 таких операторов. По количеству размещений ЦФА по итогам 2023 года крупнейшими операторами были Атомайз (152 выпуска), Альфа-Банк (72 выпуска), Сбербанк (57 выпусков). По объему размещений - Альфа-Банк с выпусками на 32.74 млрд руб., Мастерчейн с 15.12 млрд руб. и Лайтхаус с размещениями на 5.785 млрд руб.

Информационные системы операторов пока никак не связаны между собой, поэтому если компания-эмитент ЦФА размещает свои активы на одной платформе, то участники другой платформы их не видят и приобрести не могут. Другими словами, чтобы стать активным участником всего рынка ЦФА, вам необходимо зарегистрироваться на всех платформах сразу.

Для регистрации на площадке необходимо пройти верификацию оператора. Это процедура похожа на открытие счета в банке. Далее эмитенту нужно разместить решение о выпуске ЦФА и заплатить комиссию оператору информационной системы. Кроме этого, оператор возьмёт комиссию с эмитета в процентах от объема выпуска.

В чем же подвох спросите вы? Подвоха на самом деле нет, кроме отсутствия активной базы инвесторов на этих площадках. И причин у этого несколько. Во-первых, как я уже отмечала ранее, платформы не связаны между собой, что ограничивает доступ к ЦФА. Во-вторых, такие крупные игроки как Альфа-банк или Сбербанк не стремятся к объединению этих платформ, потому что имеют свою огромную клиентскую базу и не хотят ею делиться. В-третьих, ЦФА продукт достаточно новый, пока еще не получившим широкого распространения у большого круга инвесторов, в том числе по причине высокого риска. Ведь эмитенты ЦФА не обязаны получать рейтинги, проходить обязательный аудит и вообще размещать свою отчетность на платформе или где бы то ни было. В связи с чем инвестору, который хотел бы инвестировать в конкретной ЦФА, нужно дополнительно разбираться в том, чем занимается компания и насколько она надежна. К тому же, как выяснилось, до сих пор не проработан механизм регистрации залога, в том случае если ЦФА обеспечивается залогом. Невозможно зарегистрировать залог в отношении неустановленного круга лиц. Почему неустановленного, да потому что ЦФА имеют вторичный рынок и могут быть свободно перепроданы кому угодно.

Итак, несмотря на очевидные плюсы и минусы рынок ЦФА активно развивается, разрабатываются механизмы регулирования, обсуждаются способы объединения операторов информационных систем, идет активная доработка самих систем. Наши клиенты с интересом смотрят в сторону ЦФА, самые смелые делают первые шаги в этом направлении, а мы рядом и помогаем им на этом пути.