Самым спорным новшеством будут изменения в части УСН, если они, конечно, вступят в силу. Мне кажется, что законодатель введением новых правил сильно усложнит упрощенную систему как таковую…
Во-первых, планируется ввести шкалу по доходам, в зависимости от которой будет дополнительно взиматься НДС. Так, при доходах в пределах до 60 млн руб. сохраняются прежние ставки налога 6 и 15% и дополнительно НДС не уплачивается.
При доходах от 60 до 250 млн руб. дополнительно к уплате налога по УСН возникает обязанность по уплате НДС в размере 5 %. Что касается вычетов, то если вы применяете систему УСН «Доходы минус расходы», то у вас сохранится право ставить входящий НДС в расходы. А если вы применяете систему УСН «Доходы», то просто платите дополнительно еще 5 % НДС и все. То есть фактически общая налоговая нагрузка при доходе свыше 60 млн руб. будет уже 6+5% или 15+5% в зависимости от системы налогообложения, а не 6 % или 15% соответственно (не ругайте меня за то, что складываю УСН и НДС, но мне кажется, что в данном случае это уместно, учитывая тот факт, что на вычеты рассчитывать не приходится).
Далее, при доходах от 250 до 450 млн руб. сумма уплачиваемого НДС увеличивается до 7 %. Общая сумма налоговой нагрузки составит уже 6+7% или 15+7% в зависимости от системы налогообложения.
Во-вторых, на налогоплательщика планируется возложить новые обязанности - выставление счетов-фактур, ведение книги продаж, подачу налоговых деклараций по НДС.
В-третьих, отметим, что никакие вычеты при льготных ставках НДС не будут применяться.
В-четвертых, предлагается установить новые лимиты для применения УСН:
1) доходы (в год) – до 450 млн руб.;
2) остаточная стоимость основных средств - 200 млн руб.;
3) среднесписочная численность - 130 чел.
Вот так завуалированно не только увеличивается общая сумма налога к уплате, но и возрастает нагрузка на упрощенцев по учету НДС. По моему мнению, в таком случае теряется весь смысл «упрощенной» системы как таковой. Странно, что законодатель не воспользовался ранее обсуждаемым вариантом с прогрессивной шкалой по УСН, ведь очевидно, что цель была просто повысить налоги.
С налогом на прибыль организаций решили не придумывать многоступенчатых схем, а просто поднять ставку с 20 до 25 %, для IT-организаций с 0 до 5 %.
Для НДФЛ подготовили прогрессивную шкалу налога, где ставка зависит от величины годового дохода:
доход до 2,4 млн руб. облагается по ставке 13 %;
доход от 2,4 до 5 млн руб. - налог 15 %;
доход от 5 до 20 млн руб. - налог 18 %;
доход от 20 до 50 млн руб. - налог 20 %;
свыше 50 млн руб. - 22 % (очень хочу увидеть кто эти люди).
Дивиденды в сумме до 2,4 млн руб. облагаются по ставке 13 %, свыше 2,4 млн руб. – 15 %.
Если вникнуть в суть данных цифр, то получается, что опять больше всех страдает средний класс, и так самая жидкая прослойка населения России. Возможно, для большинства регионов России годовой доход в 5 млн руб. — это заоблачные цифры и части населения данная шкала вообще не интересна, но вот некоторым жителям Москвы и Санкт-Петербурга новые ставки налога ударят по карману.
Единственным послаблением во всей реформе будет установление пониженных тарифов на страховые взносы на выплаты сверх МРОТ для обрабатывающих производственных предприятий МСП (у кого в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности числился код «Обрабатывающие производства» по классификатору ОК 029-2014 и выручка от такой деятельности за 2024 год составляла не менее 70 % в общем объеме доходов). Ставка составит всего 7,6 %.
Очень надеюсь, что закон не будет принят в такой редакции. Очевидно, что такой рост налогов неизбежно приведет к новому витку роста цен — производители и продавцы просто переложат налоговую нагрузку на конечного покупателя. А мы и сейчас не можем справиться с инфляцией.