Во-первых, давайте сразу определимся, о каком отдыхе мы говорим. По большей части, люди, говоря об «отдыхе в России», имеют в виду отдых пляжный, как правило, на Черном море. Это неудивительно. Внутренних туроператоров, и нас в том числе, тоже воспринимают как тех, кто «продает отдых на Юге России». Мы часто на это даже немного обижаемся. Ведь внутренние туроператоры продают и горнолыжные туры (Домбай, Архыз, Приэльбрусье, Красная поляна и пр.), всесезонные загородные отели Подмосковья и санатории средней полосы и Кавминвод, сити-туры, экскурсионные туры, различные тематические туры, привязанные к праздникам, будь то 23 февраля, 8 марта или 4 ноября. Есть и экзотические туры: Камчатка, Алтай, Сахалин.
Но мы прекрасно понимаем и то, что все это – немассовый туризм – достаточно посмотреть статистику турпотоков и продаж. Заголовки в СМИ про то, как в этом году «россияне массово устремились» (попробуйте забить это в Яндексе) «на Камчатку» или «на Алтай» неверны по самой своей сути. Турпоток на Камчатку – около 300 тысяч поездок в год. На Алтай, по краевой статистике, в год едут около 2 миллионов человек. Но 97% из них – это жители окрестных регионов, приезжающие туда на личных авто. А туристов в «классическом понимании», которые специально прилетают на Алтай из центра России, всего 3%. То есть около 60 тысяч. Для сравнения – в «южном» Краснодарском крае туристов около 18 миллионов в год, из них летних, пляжных – порядка 14 миллионов. Пропорция очевидна. И, кстати, сравнивать такой, «непляжный» российский туризм по цене с зарубежными аналогами некорректно в принципе. Ведь здесь речь, как правило, идет о конкретных достопримечательностях (сити-туры), методах лечения (санатории), условиях горных трасс и так далее. Как аргументировано и без личных эмоциональных привязанностей сравнить выраженную в деньгах ценность Петербурга и, скажем, Стамбула? Или турецкого горного курорта Сарыкамыш и Красной Поляны? Да никак. Кому-то нравится одна эстетика и культура, кому-то другая, кому-то одни трассы, кому-то иные.
А самый массовый и во много раз более востребованный вид внутреннего российского туризма – это отдых на юге России, у моря, пляжный. На него приходится от 70 до 80% всех продаж туроператоров за год. Даже у тех компаний, у кого сильны «круглогодичные направления». Некоторые государственные деятели иногда пытаются сказать: мол, надо приучать россиян к «другому», «непляжному» туризму. Но тяга к теплу, солнцу, морю для нашей северной страны с тяжелым климатом, где полгода серое небо и грязный снег – «базовая потребность». Это нельзя «перепрошить» в мозгах, от этого нельзя «отучить». Это как необходимость у северного человека есть животный белок для восполнения калорий. Вот его-то, этот пляжный «отдых в России» наиболее часто и сравнивают по цене с зарубежным. В принципе, почему нет? Пляжный отдых более-менее одинаков во всех странах. Да, есть поправка на климат, развитость инфраструктуры, но все это один и тот же отдых. В английском этот вид туризма так и обозначается, очень просто «sun & beach»: туризм «солнца и пляжа».
Можно ли говорить, что пляжный отдых в России дороже, чем за границей? Скорее нет, чем да, если мы ведем речь о тратах массовых туристов. Не секрет, что огромное большинство людей выбирает в России частный сектор, гостевые дома, мини-отели с завтраками или вовсе без питания. И едут на черноморские курорты часто на собственных авто или относительно дешевых поездах, в плацкарте. Конечно же, такая поездка обойдется дешевле, чем в Турцию на «все включено». Даже «все включено» в России будет по большей части в итоге дешевле: сейчас неделя в отеле с этой системой в Анапе обойдется, примерно, от 38 тыс. рублей на двоих (без транспорта). Самые дешевые предложения с перелетом в Турцию – от 108 тыс. Ну даже если прибавить расходы на дорогу на авто или поезде – в России финальная цена пляжного отдыха по-любому окажется ниже.
Почему тогда говорят про «дорогой отдых»? Правда ли это? Да. Если речь идет о сравнении «чистой» стоимости проживания в отеле – то у нас не во всех, но во многих случаях дороже, чем в Турции (давайте говорить о ней, так как для россиян это почти безусловный эталон массового пляжного отдыха). Например, если отель 2* в Анапе с «все включено» в этом году на ту же первую неделю июня стоит от 38 тыс. на двоих, то в Турции (только отель с питанием, без перелета) – от 22,3 тыс. рублей. Если же речь идет об объектах высокого уровня – у нас на Юге очень во многих случаях цены не ниже даже турпакетов с перелетом в отели аналогичного класса в Турцию. А часто и выше. Это правда. Почему так?
Увы, но аргумент «это же наша страна, тут все должно быть дешевле, для своих же» не работает. А работают принципы экономики. Итак, что мешает нашим южным отелям, особенно качественным, «четверкам» и «пятеркам», быть дешевле турецких по «чистой стоимости»?
Первое – очень короткий сезон. В России с ее климатом даже на Юге – ярко выраженная сезонность, море теплое относительно недолгий период – 4-5 месяцев. И отелям необходимо заработать себе на весь год за этот срок. Турецким отельерам полегче – сезон у них длится примерно 7 месяцев. Отельерам более южных стран еще проще – сезон там 8-9 месяцев или вообще круглый год, как на тропических островах.
Второе: качественных отелей не хватает. И самих отелей, и номеров в них – у нас очень мало больших пляжных отельных комплексов, таких, как в Турции – на 400-600-800-1000 номеров, их можно в прямом смысле пересчитать по пальцам. По разным оценкам, доля гостиничных номеров, оборудованных по мировым стандартам – от 10 до 20%. В итоге спрос на такие отели (а на отели с «все включено» в особенности) намного, в разы превышает предложение. Туда, без всякого преувеличения, «стоит очередь». Отели этим, по законам рыночной экономики, законно пользуются: тестируют, за сколько продастся номер. Продается в два раза дороже, чем в Турции? И в три – тоже? Ок, тогда зачем снижать? Выход только один – строить новые качественные отели. Еще лучше – большие отели. Еще лучше – сразу комплексные новые курорты «с нуля», с большими отелями и сопутствующей обеспечивающей инфраструктурой. Такие, например, как проект «Новая Анапа» у корпорации «Туризм.РФ».
Можно ли все это сделать быстро и окажет ли это сразу эффект в виде какого-то заметного снижения цен на, скажем пляжный отдых «все включено» в России, так, чтобы цены были «ниже турецких»? Или хотя бы теми же, так, чтобы для москвича турпакет с перелетом в отель с All Inclusive в Сочи обходился бы в такую же сумму, как в сравнимый отель в Турции? Хотелось бы. Но смею предположить (к моему, как туроператора, сожалению), что если такой эффект и будет, то не очень яркий. Предположим, к 2025 году объем качественного номерного фонда, сравнимого с условным «турецким», удвоится. Но, во-первых, никто не отменял для отельеров короткого сезона – климат не изменишь. Это сразу повышает среднюю «ценовую нагрузку» на пляжные месяцы. Автоматически. Во-вторых, масштабы распространения льготных условий для тех, кто организует строительство отелей в России, пока несопоставимы с теми, что ранее, на этапе начала строительства курортов в Анталье, были в той же Турции. Например, им была доступна бесплатная аренда земли в районах развития новых курортов сразу на 49 лет. С возможностью продления. Причем сами земельные участки выделялись либо уже с подведенными коммуникациями, либо же их затем подводило государство за свой счет. Кроме того, отельеры сразу получали на длительное время (несколько лет) льготные тарифы на электричество, воду и газ, освобождались от целого ряда налогов и пошлин на длительный срок. И, конечно же, само строительство кредитовалось госбанками на весьма льготных условиях.
У нас похожие схемы (например, в части предоставления участков с подведенными коммуникациями) сейчас начинает реализовывать госкорпорация «Туризм.РФ». Посмотрим, как будет дальше, но пока столь масштабных и доступных льгот для инвесторов в пляжные отели, какие были в Турции, у нас еще нет. Или они обставлены рядом довольно сложных для выполнения дополнительных условий. В итоге, как правило, с такими жесткими условиями могут работать только очень крупные компании. Поэтому многие инвесторы в отели и сейчас строят их без обставленной множеством условий господдержки. А это автоматически значит для них следующее: дорогая аренда земли, дорогие коммуникации, дорогое подключение, высокие (промышленные) тарифы на электричество и газ. А кредиты с нынешней ключевой ставкой – совсем недешевы. В итоге новые отели строятся – но…небольшие. А ведь ключевое преимущество отелей той же Антальи – это «эффект масштаба». Чем больше отель – тем он рентабельнее, тем ему проще выплатить тот же кредит. Например, питание на 1 гостя в отеле на 600 номеров в несколько раз дешевле, чем на 1 гостя в отеле на 100 номеров. Да и цены на продукты в России оставляют желать лучшего по сравнению с Турцией: климат и расстояния ведь поменять нельзя. Дешевого массового производства, например, овощей и фруктов, когда в теплом климате за сезон снимают 2-3 урожая, у нас в Краснодарском крае нет.
Что же в сухом остатке? Дорогой отдых в России или нет по сравнению с зарубежным? Если говорить в целом о тратах населения, не беря в расчет уровень и качество отдыхе, то нет. В России пляжный отдых, конечно же, более доступен, чем зарубежный. Поэтому и российских туристов в Краснодарском крае каждый год – в три раза больше, чем во всей Турции. Если говорить о сравнимых по уровню отелях – то качественный пляжный отдых с на Юге России все-таки очень часто (но не всегда) дороже, чем в массовых пляжных странах типа Турции. Но не по причине некоей «сверхжадности» отельеров. Не скроем, бывает и такое, но это не базовая причина. А по причинам вполне объективным. Многие из которых решаются, по крайне мере, начинают решаться. Но, например, ввод в строй большого количества крупных современных отелей потребует времени. Мой прогноз – с текущим ценовым масштабом во внутреннем туризме нам жить еще как минимум лет 7, а то и 10. И только потом можно будет увидеть (при выполнении ряда условий) более доступную цену.