У туристов, которые бронируют Турцию, распространено желание ловить «горящие туры» в сам летний сезон: мол, так будет дешевле, чем покупать заранее. На турецком направлении это объяснимо: действительно, за исключением отелей очень высокого уровня, где стандартные номера разбирают еще зимой, в сегменте обычных «пятерок» могут происходить самые неожиданные вещи. Отелей в той же Анталье очень много, и если отель или выкупивший в нем номера туроператор ошиблись в расчетах спроса – и правда, в сезон туры в такую гостиницу могут быть и дешевле, чем на этапе раннего бронирования.

В России – все совсем не так, мы говорили об этом ранее: у нас на Юге острый дефицит качественного номерного фонда. Нет, конечно, в частном секторе и полулегальных гостевых домах мест хватит в сезон. Но хороший отдых в хорошем отеле – в дефиците. В большом.

Продажи отелей на Юге России на летний период в этом году массово начались с января 2024 года (!). Мы, если честно, не ожидали такого.  И идут они сейчас до сих пор очень активно. Ситуация по сравнению с прошлыми годами сильно поменялась: люди стали бронировать отдых на Черном море заранее.

Мое предположение: здесь действуют два фактора сразу. Первое – это опыт туристов, которые не смогли купить себе что-то хорошее за вменяемые деньги (для каждого это понятие свое) прошлым летом. Глубина продаж на тот момент (в 2023 году) была небольшая. По известным всем причинам, туристы просто опасались ситуаций, при которых они не смогут покинуть место постоянного проживания и отправиться в отпуск, даже запланированный. Поэтому хороший спрос на летние месяцы был и зимой (конец 2023 года), сохраняется он и по сей день. На все – от простеньких отелей без питания до «пятерок» за миллионы.

Если судить по рынку в целом, самые выгодные цены на летний отдых на черноморских курортах были в октябре-ноябре, затем – с декабря по январь. Почему так? Все просто: в эти периоды отели только выставляют цены. Тестируют их: купят по такой цене или нет? У отелей в этот период еще нет массового спроса, нет динамики, непонятно, надо ли их повышать и насколько именно. Более того, в это время есть и приличные скидки – у некоторых отелей и отельных сетей – до 40%, если покупать осенью на будущее лето. Плюс в это время есть различные акции типа «черной пятницы», где у сетевых отелей можно поймать дисконт и до 50%.  Скидки в это время отели делают и по причине того, что они собирают деньги на ремонты, реновацию номеров перед сезоном, на это нужны немалые средства.

Люди в этом году поизучали рынок и «распробовали» раннее бронирование отдыха в России. Конечно, сейчас, в марте, цены уже не такие выгодные, как тогда: отельеры уже поняли динамику спроса: цены выше. Масштаб? Вот пример из телеграмм-канала Ассоциации туроператоров: турист пишет, что в январе за 35 000 рублей забронировали новую «четверку» в Анапе, трёхместный номер, с завтраками, на конец июня. Сейчас, судя по сайту этого же отеля, такой номер в эти даты вообще распродан, есть только варианты за 100 тысяч на троих. Выгода – почти в три раза.

И, по нашей практике, это – типичная ситуация. Чем ближе к лету – тем будет меньше интересных отелей и подходящих номеров, тем выше будут цены: почти все отели уже используют динамическое ценообразование (выше спрос – выше цена).  По нашей статистике, в марте и апреле еще можно будет найти подходящие варианты по комфортной цене. В мае – уже будет все гораздо проблематичней.

Второй фактор, который влияет на сильно активизировавшийся спрос на наши «юга» – это сильное подорожание такого массового пляжного направления, как Турция.  Многие «не тянут» турецкие цены и ищут чего-то похожего у нас. Особенно семейные туристы (для семьи из 4 человек отдых в Турции стоит уже порядка 400-500 тыс в приличном, но не люксовом отеле). Детей к морю, хочешь не хочешь, вывозить надо. И альтернатива – Россия.

Семьи, естественно, хотят и ищут «все включено». И покупают его. Посмотрела, сколько мест осталось в отелях большой популярной семейной сети курортных отелей с системой «все включено» (они есть как в Краснодарском крае, так и в Крыму). Данная сеть принадлежит нашему холдингу, в котором тружусь я. Поэтому данные проверенные, у меня есть к ним доступ. Итак, яркий пример.

На 28 марта статус таков. На первую половину июня в восьми отелях в Краснодарском крае места проданы на 52%. Вторая половина июня продана на 85%. В 8 отелях этой же сети в Крыму первая половина июня загружена на 43%, вторая половина июня – на 58%. Обратите внимание - активнее всего сейчас берут номера на вторую половину июня.

Загрузка июля. В отелях «все включено» Краснодарского края в марте продано уже 48% мест, в отелях Крыма 42%.

Если сравнивать июль и август, то есть интересная тенденция. Больше всего в марте раскупают номера именно на август: в Краснодарском крае уже сейчас выкуплено 66% номеров, в Крыму – 57%.

Означает ли это, что надо бросаться все бронировать сейчас. Отвечу честно: если не купили зимой (тогда цены были куда ниже), лучше поторопиться. Почему? В мае и летом уже может просто не быть мест в хороших отелях (или определенных типов номеров – семейных, например). А если и будут, то продаваться они могут по таким ценам, что кто-то уже пожалеет, что не купил Турцию. 

Итак, резюмирую:

Российские черноморские курорты стали бронировать существенно раньше, чем было в прошлые годы. Спрос растет, многие пересматривают планы на зарубежный отдых. А дефицит качественных отелей у нас сохраняется, и вряд ли ситуация в ближайшие 5-7 лет изменится.

Отдых на Юге России будущим летом выгоднее всего покупать (неважно, у туроператоров или на сайтах отелей, или в системах бронирования – источник цен один) осенью или до конца января (разные отели выставляют первые цены на лето в разное время). Выгода может быть до трех и более раз! Дефицит мест на летние месяцы начинается уже в марте.

Места на лето в хороших отелях в Краснодарском крае и Крыму все еще есть: лучше успеть купить тур (забронировать отель) в марте-апреле, пока цены не выросли, а удобные вам номера не закончились. Особенно это касается Анапы, где вал спроса и не так много отелей, как в Сочи. Крым загружается чуть медленнее, но тянуть до мая я бы тоже не рекомендовала.

Не стоит думать, что в июне можно будет свободно купить август («за два месяца-то»). Что-то вы найдете, разумеется. Но это будет именно «что-то». И по ценам, которые тоже можно будет охарактеризовать выражением «это что-то с чем-то». Август люди, как показывает статистика, раскупают уже в марте.

Вот такие дела. Времена меняются. Как есть. Рада, если была полезной!