Центр современного искусства Винзавод представил книгу-каталог к выставке «Границы видимости». В новом издании тексты Сергея Хачатурова, Елизаветы Лихачевой, Элеазара Делагранжа и других авторов. Книга объединяет тексты о современном зрении, архитектурной оптике, цифровом взгляде, философии восприятия и телесных практиках. Есть в книге специальная вставка с графической новеллой Георгия Литичевского.

Издание разделено на каталог и рефлексию, которая становится интеллектуальным продолжением выставки со статьями философов, архитекторов, кураторов и художников, исследующих устройство зрительного восприятия в художественных, исторических и цифровых контекстах.

Необычным и мгновенно цепляющим внимание зрителя форматом можно смело назвать перформанс актеров, выпускников мастерской Сергея Женовача. Беспрерывно знакомя гостей с выдержками из книги, динамично перемещаясь по пространству выставки, а иногда словно притаившись в ее «недрах», текст читали: Василий Серегин, Виктория Хомченко, Арсений Кочедыков, Софья Аржанова. «Каталог не фиксирует итог, а продолжает выставку в текстовом пространстве — со своими акцентами, тенями и искажениями. Слепота и зрение здесь не противопоставлены, а сцеплены в одно поле напряжения. Нам важно было сохранить многоголосие и позволить текстам конфликтовать, дополнять друг друга и ускользать», — рассказал куратор Сергей Хачатуров.

Открывает раздел «Рефлексия» текст Гете «Учение о цвете», как опорный документ для дальнейших размышлений. Историк архитектуры Елизавета Лихачева рассказала в интервью, как периферийное зрение формирует восприятие архитектуры, искусства и визуального пространства в целом.

«Современные художники любят, когда их произведения висят в белых модернистских кубах, у которых нет никакого контекста, так они пытаются включить только лобовое зрение. Но были и другие модернисты, кто работал более сложно, не ориентируясь на white cube. Когда стоишь перед огромным полотном Джексона Поллока, имеют значение все способы оптического контакта, в том числе и периферийное зрение. Ты наблюдаешь сразу множество проекций пятен и точек на плоскости. Они превращаются в рельеф. Даже если у тебя близорукость, в картину Поллока буквально падаешь», — утверждает Елизавета Лихачева.

Я обратила внимание на точку зрения и анализ философа Элеазара Делагранжа, который предлагает параллельное прочтение двух культурных режимов — панковского и готического — как форм духовного и телесного переживания. Он анализирует, как архитектура, звук, коллективная телесность и стремление к иному формируют особые состояния восприятия и самоопределения.

Особый элемент каталога, который безусловно, заслуживает внимание зрителя — вставка графической новеллы Георгия Литичевского «Ола вöта». Комикс сочетает фрагменты этнографического воображения, элементы шаманского повествования и визуальные цитаты из русского авангарда. «Это шаманская история без героя. Она развивается не по линии действия, а по линиям цвета и формы. Там, где заканчивается логика, начинается рисунок. Там, где исчезает фокус, возникает образ», — отмечает Георгий Литичевский.

Уникальная выставка, где возможно сместить фокус зрения с центрального на периферийное, открыть новые способы пространственно-временной коммуникации и, как вариант, разглядеть мир, который не заметен под прямым взглядом, продолжает свою работу, и впереди еще много интересного. Серия встреч и дискуссий с художниками, учеными, кураторами и представителями различных направлений в области культуры, определенно, призваны не только расширить «Границы видимости», но и сделать каждый летний день насыщенным на события.