Преимущества и риски
Согласно статистике аналитических организаций, в России пока только 65% опрошенных компаний используют технологии искусственного интеллекта, при этом в тестовом режиме. Оперативное внедрение инновационных технологий всегда дает конкурентное преимущество, однако сопряжено с непредвиденными рисками.
Принимая решение о целесообразности использования сервисов на базе генеративного искусственного интеллекта, я ориентировался на те преимущества, которые может получить компания: автоматизация рутинных процессов, повышение скорости выполнения операций, снижение расходов за счет уменьшения использования человеческих ресурсов, увеличение выполняемого объема работы, улучшение клиентского сервиса и рост конверсии.
Вместе с тем рассматривал и предполагаемые риски в разрезе влияния на бизнес. В первую очередь опасения относительно ИИ связаны с замещением человека машинами. Но по опыту применения нейросетей в своих компаниях могу сказать, что такого эффекта пока не наблюдается. Потому как работы с интеллектуальными сервисами требует правильной постановки задач, отслеживания процесса, а также корректировки. То есть нейросети не заменили моих сотрудников, но стали мощными инструментами, повышающими эффективность и объем выполняемых задач. В этом вопросе можно прогнозировать рост спроса на сотрудников, которые умеют успешно взаимодействовать с нейросетями. Такие сотрудники могут иметь потенциал эффективности для компании на 200-300% больше от стандартных показателей. Поэтому здесь я пока вижу риск нехватки грамотных специалистов, обладающих необходимыми навыками работы с нейросетями.
В другом риске, что ИИ может «галлюцинировать» и выдавать некорректные результаты, я вижу больше не препятствие, а только нюанс взаимодействия с приложениями. Нужно просто учитывать, что искусственный интеллект может ошибаться, как и человек, и более внимательно отслеживать ход работ. Также следует тщательно отнестись к выбору самой языковой модели, так как от качества данных, на которых она обучалась, будут зависеть результаты на выходе.
Опыт применения ИИ в моих компаниях
На сегодняшний день у меня развиваются три международных бизнеса по разным направлениям: дистрибуция ИТ-оборудования, маркетинг и проведение мероприятий. И мы успешно интегрировали ИИ-сервисы в работу отделов всех компаний.
Активно внедряем искусственный интеллект в маркетинговые процессы, используя сервисы для анализа данных о клиентском поведении. Это дает возможность создавать более точные рекламные кампании и делать прогнозы о предпочтениях клиентов, что в среднем приводит к увеличению конверсии на 15%.
В области создания контента нейросети кардинально изменили наш подход. Сейчас они позволяют нам создавать на 30% больше материалов, охватывая еще больше аудитории. На каждом этапе работы с контентом - от создания плана до помощи в написании текстов - сервисы приходят на помощь. Нейросети хорошо справляются с рерайтом, структурированием текстов, предложением идей, а также сокращают время на поиск нужной информации.
Важный момент - обработка визуального контента. Генерация изображений и видео значительно сокращает время, необходимое для поиска и создания материалов, особенно в соответствии с политикой использования чужого контента. Теперь задача выбора обложки для публикации упрощена – достаточно ввести запрос, и уникальное изображение будет создано. Нейросети также применяются нами для создания логотипов и дизайна баннеров.
В области улучшения клиентского сервиса многие компании переходят на использование виртуальных ассистентов, и мы не исключение. Виртуальные помощники обеспечивают хорошую обратную связь, оперативно отвечают на вопросы и обрабатывают входящие заявки. Это повышает эффективность работы клиентского отдела и снижает риск упущенных лидов из-за задержек ответа оператора. Кроме того, такие системы помогают фильтровать нецелевые запросы, снижая нагрузку на сотрудников.
Перспективы
Перспективным направлением вижу внедрение роботов-процессоров. Robotic Process Automation (RPA) – технология для автоматизации рутинных бизнес-процессов с применением цифровых роботов. RPA могут обрабатывать электронные письма, анализировать и извлекать важную информацию, вносить данные в бухгалтерские документы и создавать платежные документы. Такой подход основан на интеллектуальных компьютерных программах, которые считывают действия человека, а затем имитируют его деятельность, обеспечивая более быстрое, непрерывное и автономное выполнение операций.
Основываясь на успешном опыте автоматизации рабочих процессов, можно прогнозировать, что это направление будет развиваться дальше, углубляясь в новые направления. Полагаю, что в скором будущем ИИ будет играть важную роль в формировании стратегических и оперативных решений, предоставляя бизнес-лидерам ценные аналитические данные. А также будет способствовать появлению ранее неизвестных бизнес-моделей благодаря высвобождению человеческого ресурса для творческой деятельности и благодаря способности самих нейросетей генерировать незаурядные идеи и участвовать в «мозговом штурме».
Вместе с тем можно ожидать рост спроса на специалистов, которые могут эффективно интегрировать ИИ в свою работу, направлять и контролировать деятельность автономных сервисов на базе ИИ.
Сейчас мы можем наблюдать, как зарождается новая эра информационных технологий. Для бизнеса же это прекрасная возможность поймать волну восходящего тренда, способствуя развитию компании через повышение эффективности и роста производительности.