С каждым годом антропогенная нагрузка на водные объекты растет. В любой части света — это вполне закономерный и экономически обусловленный процесс. Найти водоемы, «не тронутые» хозяйственной деятельностью человека, в границах городов и поселков сегодня фактически невозможно. И мы понимаем: помочь реке восстановиться в объеме и качестве ресурса — жизненно необходимо. 

Эксплуатация без компенсации может привести к необратимым последствиям. Что происходит: в руслах наслаиваются иловые наносы, перестают бить ключи, обновляющие воду. Хотим мы этого или нет, на дне водных объектов собирается много мусора, в том числе — древесного хлама, который неизбежно гниет. Такие условия подходят только для вредной растительности, которая множится в акваториях и лишает водных обитателей кислорода.

Наталия Сологуб
Наталия Сологуб

Состояние водных объектов — это здоровье населения, качество жизни и возможности развития. Вы знаете, что по каждому из этих направлений по инициативе президента России реализуются самостоятельные национальные проекты. В свою очередь, мероприятия проекта «Сохранение уникальных водных объектов» служат интересам всех важнейших сфер. 

За умиротворяющей красотой водных богатств России стоит большая работа. А с учетом того, что русла от последствий антропогенной нагрузки освобождает тяжелая техника — еще и шумная. 

За несколько лет реализации национального проекта «Экология» по направлению «Сохранение уникальных водных объектов» расчищено свыше 380 км русел, восстановлено свыше 17 тысяч га водохранилищ и озер. К слову, все водохранилища нашей страны, на которых идет такая работа, служат питьевыми источниками. Поэтому их обширные площади ежегодно избавляют от скоплений камыша и речной травы.

Благодаря решению правительства России под эти задачи в Росводресурсах была сформирована сеть специальных учреждений — «Центррегионводхоз», всего их 47. Сегодня в команде более 3 100 профессионалов — это и механизаторы, и гидрологи, и капитаны речных судов. Нацпроект «Экология» позволил обновить парк спецтехники почти на треть. Поэтому сегодня заботиться о водных объектах помогают свыше 600 машин: бульдозеров, экскаваторов, земснарядов, автогрейдеров.

 У организации есть возможность оперативно перебрасывать технику туда, где она необходима. 

Первыми результаты работы, которая преимущественно проходит под водой, ощущают те, кто живет в непосредственной близости. Экологические условия проживания по результатам мероприятий уже отметили 13 млн жителей регионов страны. 

Гости и подписчики в социальных сетях Росводресурсов часто задают вопрос: какие именно водные объекты считаются уникальными? Ответ — все. Например, в Саратовской области, где 80% территории занимает степь, особо ценятся поверхностные пресноводные источники. Два из них — реки Большой Узень и Жидкая Солянка — мы уже расчистили. Тесная связь водных объектов и культурного, исторического наследия также прослеживается в заявках регионов.

Благодаря нацпроекту «Экология» еще привлекательнее станут сразу несколько знаковых уголков страны. Это, например, Чудско-Псковское озеро в Псковской области — именно там в далеком XIII веке состоялось Ледовое побоище. Или река Клязьма в Подмосковье — один из важных торговых путей в Средневековой Руси. Реки Сатис, Теша, Вичкинза были свидетелями зарождения православной святыни нашей страны — Серафимовой Земли. Удалось восстановить часть уникальной водной системы музея-заповедника «Гатчина». На очереди — обновление комплекса прудов и каналов Царского села.

Встречаясь на деловых площадках с коллегами из других государств, мы видим, что уникальны не только водные объекты, но и практика их сохранения, имеющая национальный масштаб. То, что нам дала природа — важно. Еще важнее суметь это сберечь.