Не только лекарствами и процедурами. Лечить можно еще и смехом! Об этом не понаслышке знает профессиональный больничный клоун, один из ключевых сотрудников АНО «Больничные клоуны» Эльдар Далелов. В статье говорится о том, как юмор воздействует на пациентов, и на примерах из практики раскрывается авторская методика работы больничного клоуна. В статье также приведены советы начинающим больничным клоунам

Эльдар Далелов
Эльдар Далелов

Что такое смехотерапия и как она работает

Смехотерапия – это использование шуток, юмора различными специалистами для создания позитивного душевного настроя человека. Это терапевтический метод, который позволяет пациенту посмотреть на свою ситуацию под другим углом и нормализовать свое состояние. К сожалению, спасти, вылечить с помощью нее нельзя, по крайней мере пока, но можно значительно улучшить самочувствие и поднять боевой дух. 

Когда болеешь и начинаешь себя жалеть, какой я бедный и несчастный, симптомы только усиливаются, человек теряет силы на эмоциональном уровне. А когда говоришь себе: «У меня все будет хорошо, я вылечусь», идешь на поправку значительно быстрее. А с помощью смехотерапии можно как раз помочь тем, кто не может сам настроить себя на позитивный лад. 

Я являюсь сотрудником АНО «Больничные клоуны», мы в основном работаем с детьми с тяжелыми заболеваниями в больницах, активно взаимодействуем с врачами. И наша задача – и создать хорошее настроение у маленьких пациентов в целом, и настроить их на ту или иную процедуру, которую им делать не хочется.

В отличие от взрослых, ребенок не может себя «заставить», объяснить себе, что надо потерпеть, потому что это нужно. Малыш может закапризничать, заплакать, отказаться. И я как больничный клоун могут его отвлечь или, наоборот, заинтересовать процессом, сделать его менее болезненным, острым в его восприятии. И в результате все пройдет гладко, без лишней траты сил со стороны медиков и ребенка. 

Приведу пример из практики. Девочка 6 лет, у нее был ряд сложных заболеваний, в том числе церебральный паралич, все тело не двигалось, она могла только разговаривать, управлять пальчиками и глазами. И ей было необходимо поставить пункцию, это довольно болезненная процедура, во время которой родителям не разрешено было присутствовать, поскольку они могли помешать действиям врачей. А я был нейтральным лицом и должен был помочь малышке справиться с этой ситуацией. 

Как я это делал? Мой образ – больничный клоун Мувик. Я интересовался у девочки, что происходит, и она начала объяснять, что ей будут делать укол, но он очень неприятный, поэтому она боится. Я после этого начал «зеркалить» ее, показывать, что я боюсь процедуры еще больше, потому что я более робкий и слабый. Когда малышка увидела мой страх и непонимание, она решила успокоить меня и поддержать. И за счет этого почувствовала себя более сильной, смогла сконцентрироваться на чужой проблеме и отвлечься от своей. Она говорила: «Вот видишь, я лежу, терплю, и ты тоже вытерпишь, все быстро пройдет».

Все происходило в игровой форме, наверное, для зрителей это могло выглядеть комически, но для меня и ребенка это было очень серьезно. Впоследствии, когда девочка все выдержала и показала мне хороший пример, я попросил ее как знающего человека провести мне эту процедуру, но с помощью карандашей.  

Другой пример – мы зашли в палату, где ребенок сидел за столом с тарелкой супа и отказывался есть. Мама уже начала повышать голос, просила его попробовать хотя бы несколько ложек. Все происходило в отделении онкологии. А это значило, что малыш не просто капризничал, а испытывал проблемы из-за химиотерапии. Но хорошо питаться при этом было жизненно необходимо, поэтому требовалась наша помощь. 

Я снова использовал свой образ Мувика. Он у меня немного инфантильный персонаж, который почти ничего не знает, но очень хочет познакомиться с миром, а ребенок выступает своеобразным учителем для него. 

Я спросил у мальчика: «А что это за жидкость у тебя в тарелке?» Он ответил: «Суп». «А кто его приготовил?», – уточнил мой клоун. «Мама», – пояснил малыш. «Так это же прекрасно! Все, что делает мама, всегда невероятно вкусно!». «Да, но мне очень больно глотать». После этого диалога мы с ним начали играть в игру, в ходе которой я признался, что у меня тоже есть проблема. Когда я вижу, что рядом кто-то ест, мне становится физически плохо – начинает тошнить, появляется кашель. Ребенок удивился и решил проверить, так ли это. Он медленно попробовал первую ложку. 

Я начал корчиться от «боли»: «Ой, пожалуйста, что ты делаешь? Я же тебе раскрыл свой секрет, не поступай так со мной!». А он – ам первую ложку, вторую, третью. На пятой-шестой ложке я уже валялся на полу и просил его о пощаде. Ребенок схватил эту игру, он понял, что является королём ситуации, он контролирует этот процесс. Он ест не потому, что надо, а потому что страдает мой клоун. Он понимает, что я изображаю эту историю, и просит: «Давай ещё!». И в итоге практически съедает весь суп. Мама смеялась и плакала одновременно от счастья, что ребёнок за полторы недели нормально поел первый раз. 

Во время химиотерапии дети очень сильно теряют в весе не только от самой процедуры, но и оттого, что перестают есть. Если они не будет хорошо питаться сами, им придётся это делать через трубку, а усвояемость при этом ухудшается. Поэтому в данной ситуации моя методика – показать ребёнку, что он является самым главным в этой палате, он может делать все, как пожелает. Эта та свобода, которая в больнице отсутствует, но которой очень не хватает. 

Впрочем, смехотерапия бывает нужна не только детям, но и взрослым. Например, однажды мы с партнером зашли в палату, там не было ребенка, зато на кровати сидела и плакала мама. Мой коллега подумал, что стоит уйти, раз нет малыша, нашего основного зрителя, но я решил остаться и стал улыбаться женщине, которая была в очень подавленном состоянии. Увидев меня, она быстро вытерла слезы, извинилась, сказала, что малыш на операции. На что я ответил: «Мы в курсе, мы к тебе зашли в гости». 

Мы присели и начали разговаривать, спокойно, без глупых шуток, и она хотя бы на какое-то время смогла расслабиться, подышать свободно, поулыбаться. Для родителей всегда стресс, когда ребенок болеет, а они ничего не могут сделать, вынуждены только ждать и надеяться на врачей. Перед уходом мы сделали совместное фото и мама сказала: «Спасибо Вам большое, ребята, Вы мне очень помогли». И такие слова для нас – главная награда. 

Эльдар Далелов
Эльдар Далелов

Как больничные клоуны взаимодействуют с врачами

C медицинским персоналом больничные клоуны работают в плотном партнёрстве. Придя в отделение – гематологии, онкологии, ожоговое, – в первую очередь они заходят в кабинет к свободным врачам, спрашивают список детей, которых можно навестить. К сожалению, со всеми пообщаться не представляется возможным, потому что некоторые пациенты могут быть в изоляции, к ним нельзя заходить никому, поскольку они очень уязвимы и им могут быть опасны любые бактерии, которые можно случайно занести. 

Далее уточнятся детали по каждому ребенку – кто не хочет есть, кто в плохом настроении, ругается, злится. Такая информация помогает подготовиться к визиту и решить проблемы пациентов. После клоуны по очереди обходят все палаты. 

Во время общения с детьми может зайти врач, если нужно срочно сделать какие-то процедуры. Тогда игра замедляется или приостанавливается. Если нужно выйти, то клоуны покидают палату. Безусловно, медики в больнице являются главными, поэтому мы всегда к ним прислушиваемся. Однако, если доктор не сильно занят, клоунам стоит попытаться вовлечь его в игру с ребенком. 

Зачем это нужно? Для того, чтобы врач и пациент почувствовали, что они в одной команде. Чтобы ребенок не воспринимал медика как человека, который только делает ему больно. А доктор не отключал свою эмоциональность, что периодически приходится делать при проведении процедур. Как правило, врачам некогда объяснять, успокаивать, общаться с детьми, справляться с их капризами, они в первую очередь должны выполнять свои обязанности. Однако личный контакт тоже важен, поэтому больничные клоуны становятся своеобразным мостиком между докторами и пациентами. 

Также необходимо, чтобы игра ребенка с клоуном учитывала состояние маленького пациента. Например, если малыш под капельницей, то нельзя ему предлагать что-то слишком активное, чтобы он сильно не дергался, не вырвал иглу. Помимо этого, клоуну необходимо контролировать свое тело, чтобы он случайно что-нибудь не задел, не принес вред. Ни в коем случае нельзя нарушать правила больницы. 

Если ребенок находится в изоляции, то нельзя к нему заходить, даже если малыш зовет. В виде исключения врачи могут разрешить поработать с таким пациентом через окошко. Но это уже отдельный вид искусства. 

Эльдар Далелов
Эльдар Далелов

Советы начинающим больничным клоунам

Стать больничным клоуном может человек старше 25 лет, у которого за плечами образование психолога, актера или режиссера. Профессиональная подготовка очень важна, потому что нужно уметь перевоплощаться, быть свободным, пластичным, интересным, обладать способностями к фокусам, жонглированию, пантомиме, использованию кукол, игре на музыкальных инструментах. Чем больше твой арсенал, тем лучше. Тем больше эмоций ты можешь подарить ребенку. 

Однако такая деятельность запрещается некоторым людям. Речь идет о тех, кто хочет помогать всему миру. Как правило, такие кандидаты очень быстро сгорают эмоционально, когда видят, что детям плохо. Им кажется, что они ничего не могут сделать, начинают жалеть себя и малышей. А надо знать, что даже маленькое дело, улыбка ребенка на пару минут, съеденная порция обеда – это уже достижение! И ради этого и стоит работать. Поэтому психологическая устойчивость – это важный фактор, который я учитываю при проведении кастингов на больничных клоунов. 

В первое время начинающим специалистам по смехотерапии стоит заранее продумывать возможные сценарии, но вообще очень важно импровизировать, поскольку каждая палата – это новый спектакль, новая игра. 

Однако определенные заготовки-«ситуации» есть и у опытных клоунов. Например, они могут разыгрывать историю о том, что они собираются жениться или приехали на курорт. Т.е. мы заходим в палату не со словами «Я буду тебя веселить», а показываем свой образ, у которого происходит какое-то событие в жизни. 

Очень важно быстро ориентироваться, понять, что будет более уместно. Иногда об этом говорят сами дети или родители, но иногда это лучше почувствовать. Например, важно учитывать, если люди религиозные, мы должны понимать, что лучше говорить, а что нет, уважать ту культуру, в которую приходим. 

На каждого ребенка клоуны выделяют от 2 до 15 минут, а в целом в отделении проводят максимум 4 часа. Поток детей очень большой, но важно к каждому найти персональный подход. 

Если во время игры ребенку становится нехорошо, надо узнать у него, стоит ли позвать маму или врача. Или самому определить уровень сложности ситуации и при необходимости обратиться за помощью. При этом важно не проявлять жалости к ребенку или показывать свое неприятие ситуации. 

Объясню на примере. Однажды я общался с малышом из онкологического отделения, у него из живота торчала трубка. И в какой-то момент ему стало дискомфортно, и жидкость вышла оттуда в специальный мешочек. После этого ребенок сжался, посмотрел на мое лицо, ему было страшно увидеть, что мне неприятно, что все это некрасиво и страшно. Но я не подал виду, сказал, что все в порядке. 

Кроме того, важно уметь работать с отказами. Понять, с чем связано это нежелание. Может быть, это каприз или люди не понимают, кто такие клоуны и зачем они нужны. А может, ситуация действительно такая, что сейчас не до нас. Если же войти разрешают, но ребенок страдает, плачет, важно сконцентрироваться на том, что ты умеешь. Не думать о тяжести жизни, о том, что ты не можешь контролировать, а хорошо выполнять свою работу, поднимать настроение пациенту и его родителям.