Кто такой «хороший» HR-специалист?
HR-специалист в компании должен быть стратегическим партнером в отношении бизнеса: активно участвовать в принятии стратегических решений, а также в разработке и реализации планов по привлечению, развитию и удержанию талантов. Ему необходимо осознавать важность технологий и процессов автоматизации в области управления персоналом. Он должен быть в курсе последних трендов, инструментов и программного обеспечения, которые могут улучшить эффективность и результативность HR-практик.
Кроме того, хороший HR-специалист должен быть проактивным лидером, способным эффективно взаимодействовать с руководством и другими отделами компании. Ему нужно уметь выступать в качестве консультанта и советника для ТОП-менеджмента, предлагая лучшие практики и рекомендации по управлению ресурсами, организации рабочих процессов и развитию персонала.
Руководителю HR-службы важно сосредоточиться на разработке стратегий по управлению талантами, повышении уровня удовлетворенности сотрудников и создании благоприятного рабочего окружения. Необходимо помочь компании адаптироваться к меняющейся рабочей силе и вызовам, связанным с глобализацией, технологическими инновациями и изменениями на рынке труда.
Тенденции рынка кадров
Прежде чем начать формировать четкий план действий на 2024 год, важно осознать, что внешние факторы и тенденции могут существенно повлиять на планы и результаты компании.
Наблюдается дефицит на рынке труда. Согласно информации от Росстата, население страны сократилось на почти 600 тысяч человек в 2022 году из-за естественной убыли и миграционного оттока. Количество молодых специалистов уменьшилось вдвое из-за демографической ямы, которая, по прогнозам, будет расти в ближайшие годы.
Более того, сейчас возникает тренд, который можно охарактеризовать как «рынок соискателей». Теперь кандидаты на вакансии имеют возможность выбирать работу, которая наиболее соответствует их личным и профессиональным целям и ожиданиям. Условия труда, гибкий график, возможность удаленной работы и даже размер заработной платы — все это теперь становится предметом переговоров и обсуждения между соискателем и работодателем.
Одной из причин такой трансформации является возросшая конкуренция среди компаний за высококвалифицированных специалистов. В такой ситуации работники могут позволить себе быть более самостоятельными и требовательными. Таким образом, сотрудники сегодня часто играют важную роль в формировании условий работы. Компании, осознавая это, все чаще стараются создать привлекательную и конкурентоспособную среду для своих сотрудников. Поэтому роль HR-службы в компании становится все более значимой и ответственной.
Чек-лист: что нужно сделать HR-специалисту в конце 2023 года
Шаг №1. Провести аудит кадрового потенциала компании по итогам 2023 года и презентовать руководству результаты работы PR-подразделения с позиции пользы, которую получила компания или отдельное подразделение. Например, с помощью аудита вы сможете оценить прирост в уровне ключевых компетенций сотрудников за счет проведенных обучений и других программ развития персонала.
Шаг №2. Собрать актуальные потребности в обучении сотрудников с помощью анкетирования или интервьюирования всех ключевых подразделений и их руководителей, чтобы спланировать и защитить бюджет. При этом по результатам важно предоставить руководству не только факты и цифры, но также обосновать, какие преимущества это может принести для организации в целом в современных реалиях. К примеру, сейчас очень актуальным становится повышение управленческой квалификации руководителей всех уровней, поэтому важно четко продумать и презентовать руководству систему необходимых мероприятий под эту задачу.
Шаг №3. Разработка и согласование PR-стратегии в той части, как компания будет позиционировать себя на рынке труда, а также стратегии поиска и найма кадров. Скорее всего, будут необходимы новые подходы и методы, которые позволят, с одной стороны, повысить привлекательность компании для потенциальных соискателей, а, с другой стороны, откроют новые возможности самостоятельного поиска ценных специалистов.
Кроме того, правильно разработанная внешняя и внутренняя PR-стратегия формирует положительный образ компании не только на рынке труда, но и у работающих сотрудников, повышая их уровень лояльности, что помогает удерживать лучших специалистов.
Шаг №4. Рассмотреть сотрудничество с университетами в связи с кадровым голодом.
Компании понимают, что найти высококвалифицированных специалистов в их отрасли может быть сложной задачей, и поэтому они стремятся установить партнерские отношения с университетами и другими профессиональными учебными заведениями, чтобы обеспечить постоянное пополнение кадрового резерва. Они могут предложить студентам возможность стажировки и практики в компании, а также организовать специализированные программы обучения и развития, чтобы помочь им приобрести необходимые навыки и опыт работы в этой отрасли.
Шаг №5. Разработать и согласовать мероприятия в рамках развития и укрепления корпоративной культуры.
Регулярные мероприятия, такие как корпоративные вечеринки, тимбилдинги, тренинги и другие формы совместного времяпровождения и взаимодействия, помогают развивать командный дух, усиливают чувство общности, повышают мотивацию сотрудников и способствуют более эффективной рабочей коммуникации между коллегами. Это создает благоприятную обстановку, влияющую на рост лояльности сотрудников к компании и желание работать в таком коллективе.