На исходе пандемии двум приятелям — финансисту Михаилу и архитектору Виктору — попалась на глаза статья о рынке хаусботов в России. Рынок только зарождался. Друзья подробно изучили тему и пришли к выводу, что это отличная идея для бизнеса. К тому времени коронавирус вызывал колоссальный рост интереса к аренде загородного жилья и глэмпингов в Подмосковье, и в этом смысле плавучий дом стал интересен вдвойне
Во-первых, это эксклюзивное и необычное для россиян место отдыха. В течение отпуска или выходных можно выбраться и посетить сразу несколько живописных мест с чистой водой и свежим воздухом.
Во-вторых, на хаусботе сочетается активный образ жизни — купаешься, загораешь, рыбачишь, занимаешься водными видами спорта — и спокойное созерцание водной глади, закатов, природы.
В-третьих, канал им. Москвы, Волга, Ока и другие реки позволяют путешествовать и исследовать новые города, увидеть достопримечательности с воды и все это в уединении и спокойствии, вдали от суеты и шума. Плавучий дом к тому же оказался более доступен, чем традиционная «береговая» недвижимость.
В общем, взвесив все «за» и «против» Михаил и Виктор решили пробовать. И осенью 2021 года вместе с подрядчиком начали строить хаусбот на верфи в Самаре. К началу летнего сезона плавучий дом с сауной и просторным лаунджем на крыше был готов. В Москву его перегоняли по Волге две недели, и, помимо незабываемого и красочного путешествия на фоне заповедной природы Волги, парни получили первый опыт управления хаусботом, прохождения основных шлюзов, а заодно изучили и протестировали на себе инфраструктуру российского водного туризма.
В общей сложности инвестиции в запуск нового бизнеса – а, как оказалось, ребятам в итоге пришлось с нуля создать чартерную компанию - составили 15 млн рублей. Из них около 12 млн рублей стоило строительство хаусбота и еще порядка 3 млн рублей было вложено на его оснащение, сайт и digital рекламу. Сейчас, конечно, стоимость такого плавучего дома стала выше: в 2022 году все материалы и комплектующие подорожали на суммы от 20 до 50%.
С самого начала Михаил и Виктор начали кропотливо формировать и структурировать устойчивую клиентскую базу: упор сделали на личные контакты, накопленные за время работы в других бизнесах. Потом они определили, что треть клиентов приходит по рекомендации, то есть срабатывает «сарафанное» радио.
За два года продвижения отдыха на воде продажи не только через друзей и знакомых выросли кратно, к середине пути заработала реклама на Яндексе, который, в отличие от соцсетей, давал хороший приток клиентов. Примерно 80% арендаторов – это люди в возрасте 35 лет и старше.
Эффективно работают на проект и партнерские сайты и агрегаторы, например, про яхтинг и отдых на воде. Для имиджа и популяризации проекта привлекаются известные блогеры.
Хаусбот, вмещающий по правилам МЧС, не более 12 человек, арендуют для семейного отдыха, празднования дней рождений и дружеских вечеринок. Такие мероприятия составляют более 50%. Крупные корпорации бронируют хаусбот для проведения деловых переговоров, небольшие компании – для тимбилдингов. Все гости адекватные и позитивно настроенные. Многие возвращают повторно, а то и по несколько раз за сезон – приветственные подарки и приятный персонал делают свое дело . Зачастую компании устраивают веселые тематические вечеринки, которые действительно запоминаются на всю жизнь – солнце, лето, вода, природа, невероятные закаты.
Недавно Михаил и Виктор подписали договор на сотрудничество с авторской детской школой (центром дислексии) Татьяны Гогуадзе, которая в этом году изменила формат учебных программ и коррекционных занятий – теперь уроки будут проводится не в городских классах, а на свежем воздухе на хаусботе.
Главный плюс такого бизнеса: аренда хаусботов ещё мало распространена в России, поэтому клиенты охотно идут на эксклюзивное и заманчивое предложение. Другой плюс: хаусбот – это отличная, а, главное, недорогая альтернатива яхте. Трехчасовая аренда с капитаном стоит 50 тысяч рублей, что вполне доступно для небольшой компании. Поэтому бронирование слотов и дат многодневных поездок в этом году началось задолго до начала сезона.
Но, конечно, есть и трудности. Например, сейчас остро чувствуется отток кадров на рынке капитанов. А это очень и очень важные люди в этом бизнесе: они проводят много времени с гостями, лично общаются с ними и обеспечивают хороший сервис. Также есть прямая зависимость от погоды: например, в прошлом году был очень холодный май, и в итоге за сезон удалось заработать лишь 70% от запланированного дохода. Естественно, несколько раз были и непредвиденные обстоятельства – на Подмосковном водохранилище сели на мель вместе с гостями, но благодаря действиям капитана и весёлой командной работе гостей удалось сняться с отмели и продолжить прогулку.
Тем не менее, аренда плавучих домов – очень выгодный и перспективный бизнес, у которого в России очевидный потенциал роста. И появление конкурентов предпринимателей не пугает: новые чартерные компании на рынке плавдомов лишь усилят спрос на услугу. Рынок хаусботов только формируется, и те, кто на него зайдет сейчас, построят адекватную бизнес-модель и предложат качественный сервис, будут в лидерах уже через несколько лет.
По подсчетам Михаила и Виктора, полностью вернуть инвестиции в хаусбот они смогут примерно через пять лет. Но уже с первого сезона вышли в операционный плюс. В ближайших планах – перейти с почасовой на круглосуточную аренду. Это позволит выйти на прибыль от 8 млн рублей в год. То есть, с учетом зимы, когда судоходство в Подмосковье не осуществляется, — от 1 млн рублей в месяц до выплаты налогов. Недавно им поступило предложение от крупного инвестора, который, ознакомившись с бизнес-моделью, решил вложиться в строительство хаусботов и отдать их в управление партнерам на выгодных для них условиях.
Ещё одна идея, которую вскоре намерены реализовать парни — хаусботинг по центральной России. Этот вид отдыха довольно популярен в европейских странах. Опыт имеется — у Михаила и Виктора есть шкиперские права, и они уже ходили на хаусботах по Франции. Они уверены, что спрос будет колоссальный. Но, к сожалению, полная реализация этих планов может столкнуться с дополнительными вызовами: береговая инфраструктура практически везде, кроме московского региона, пока дикая.