Я — человек, который много и страстно агитирует за жизнь на воде, решила специально съездить в Париж, чтобы посмотреть, как и кто здесь живет не на суше и почему некоторые французы готовы платить за такую жизнь миллионы евро? Рассказываю.
Мало кто знает, но де-факто в Париже не двадцать округов, а на один больше. Дополнительным, двадцать первым округом своей столицы, парижане считают реку Сену. На ней расположены (пришвартованы к берегу) более двух тысяч барж, переделанных в плавучие дома. Они давно стали неотъемлемым атрибутом французской столицы.
Некоторым баржам более 100 лет, и зачастую владельцы вкладывают сотни тысяч евро, чтобы превратить отслужившую свое старую лодку в современное, качественное и просторное жилье на воде. Сейчас в центре Парижа добрая треть плавучих домов оценивается в 1 млн евро и выше, а над интерьером работали лучшие дизайнерские бюро. Парижане считают, если ты живешь на барже, это вовсе не повод отказывать себе в роскоши.
Французы — большие любители домашнего уюта, и снаружи украшают свои плавучие дома со свойственной им изысканностью. На палубах обязательны мебель из ротанга или бамбука, шезлонги, зонты от солнца и многочисленные экзотические растения в горшках — парижане очень любят завтракать на воздухе, а потом подремать в своем крошечном саду. Часто на палубах оборудуют площадки для фитнеса. Также паркуют велосипеды, байки, а на одном из хаусботов даже была замечена машина-амфибия. Некоторые хаусботы стоят на приколе только зимой, летом они пускаются в плавание по городам и весям — их владельцам нравится путешествовать, не выходя из дома. Тем более, что во Франции отличная инфраструктура для хаусботинга.
Местные жители рассказывают, что с каждым годом переехать на баржу хотят все больше парижан, уставших от жизни в четырех стенах, шумных соседей и суеты большого города. Жить на воде в Париже не только модно, но и удобно: находишься в черте города, но вдалеке от шума, загазованности и бесчисленных туристов, плюс имеешь свой личный уютный кусочек природы. А еще очень выгодно — стоит хаусбот примерно на треть дешевле, чем аналогичная по площади квартира в многоэтажке. И можно не платить налоги: на воздух (21 евро в год), на проживание (taxe d'habitation) и на недвижимость.
Спрос на плавучие дома здесь огромный, и люди могут годами ждать баржу своей мечты. Зачастую хаусботы продаются и покупаются только по сарафанному радио или на аукционах.
Отдельно нужно рассказать про содержание плавучего дома. Место парковки жилых барж в Париже регулируется специальным соглашением. Право на нее не передается (даже по наследству и в случае продажи) и действует пять лет. За хорошее место — с видом на Лувр или Эйфелеву башню — нужно долго и неутомимо бороться. В листе ожидания всегда сотни желающих, но дают всего 10-20 разрешений в год. То есть, да, твоя очередь на «прекрасный вид» может подойти лет через двадцать. За незаконную парковку баржи — огромный штраф, от 200 евро в день и выше. Если повезло, и разрешение на парковку с премиальными видами в кармане, необходимо оплатить 5-6 тысяч евро в год за владение общественным достоянием и соглашение о временном проживании. Также в числе обязательных плат: страховка баржи — примерно 2 тысячи евро в год, топливо — 3-4 тысячи евро в год, техосмотр — до 15 тыс. евро раз в 10 лет, плюс очистка дна от водорослей, борьба со ржавчиной, постоянные расходы на различные ремонтные работы (как я уже сказала, почти все парижские баржи-дома уже в очень солидном возрасте).
Аренда места для баржи (участок не более 40 метров) — от 100 до 1500 евро в месяц в зависимости от приближенности к центру и оборудования набережной. Вода и электричество — от 100 до 1000 евро в месяц, в зависимости от размера хаусбота, потребления и условий соглашения с компаниями, обслуживающими данный район.
Это все, конечно, дороговато, но так как плавучий дом — это не просто проживание на воде, а образ жизни, то французы с романтическим складом характера на этом не экономят.
В Париже я познакомилась с Валери, которая занимается коммуникациями в одной из крупных компаний и в прошлом году стала владелицей 160-метровой баржи, припаркованной на западе Парижа, в 40 минутах езды от центра. Здесь она проживает со своей семьей и невероятно счастлива тому, что сумела приобрести просторное и эксклюзивное жилье для четверых человек гораздо дешевле стоимости парижской квартиры. Валери рада, что теперь живет и удаленно работает в тихом зеленом уголке. Напротив ее плавучего дома, который она все еще продолжает обустраивать, цветут колокольчики и ромашки, а на завтрак прилетают чайки.
Еще один мой новый парижский знакомый, Ноэль, владеет настоящим военным крейсером (естественно, списанным), который купил на аукционе за 50 тысяч евро и преобразовал в двухуровневое жилье с террасой и настоящим камином. На это у него ушло почти 30 лет и 300 тысяч евро. Сейчас Ноэль сдает свой хаусбот за три тысячи евро в месяц молодому дизайнеру, но подумывает выставить его на продажу за 700-800 тысяч евро. Он уверен, что такой плавучий дом сейчас «оторвут с руками».
Впрочем, жизнь на барже в Париже заходит не всем. Так, сосед Ноэля через реку не может сдать свой хаусбот — 120-летнюю баржу огромную с деревянной надстройкой — больше, чем на 3-4 месяца. Жильцы съезжают, прерывая контракт: «не зашло». Он перешел на посуточную аренду, и вот теперь нет отбоя от желающих «недолго пожить-погостить».
Надо сказать, накануне Олимпиады, которая пройдет в Париже уже в июле и августе, спрос на аренду плавучих домов просто дикий — туристы готовы платить за ночь на барже 300-500 евро. В центре города в районе Лувра и Елисейских полей стоимость суточной аренды хаусбота доходит до тысячи евро.
Целых 12 лет жил на хаусботе, пришвартованном в центре Парижа, знаменитый французский актер Пьер Ришар. Его барже, которая с середины 80-х была для него главным домом и которую он недавно продал, уже более 100 лет. Несмотря на возраст судна, Ришар создал там уютное и интеллигентное жилье с гостиной, камином, двумя спальнями, ванной комнатой, кухней и прихожей в рубке для капитана. На палубе — терраса, где частенько по утрам, после пробежки по Елисейским полям, он ловил рыбу со своими соседями. После женитьбы на бразильской топ-модели Сейле Ласерде пришлось переехать в квартиру, так как молодая жена Пьера оказалась слишком высокой (180 см) для его плавучего дома.
Это, конечно, далеко не все истории о парижских хаусботах. В следующий раз обязательно расскажу о первом и единственном в Париже отеле на воде, а также плавучих психиатрической клиники и галерее. Такого вы точно еще не видели!