- Илья, расскажите про масштабирование бизнеса: что это такое и кому это необходимо?
Практически все предприниматели хотят увеличить долю своего собственного дохода, что приводит их к необходимости масштабирования. Масштабирование бизнеса – это увеличение и расширение границ деятельности компании для повышения ее прибыльности. Но не у всех предпринимателей получается выйти на новый уровень самостоятельно, есть определенные закономерности и секреты. В таких случаях необходимо обращаться к бизнес-трекеру, который поможет скорректировать стратегию развития.
- Как вы считаете, на каком этапе необходимо задуматься об изменении стратегии развития бизнеса?
В тот момент, когда предприниматель видит разрыв между реальными результатами и теми целями, которые он ставит, когда привычными способами не удается получить желаемый результат. Например, предприниматель ставит цель – заработать 1 млн долларов. Он анализирует показатели деятельности компании и понимает, что эту сумму ему заработать не удастся, если оставить все как есть. Значит, нужно создать новую стратегию ведения бизнеса, переломить старый естественный тренд и попробовать достичь желаемых результатов.
- Илья, а каким должен быть первый шаг? С чего стоит начать разработку новой бизнес-стратегии?
Хорошая бизнес-стратегия включает несколько ключевых моментов. Первый – это хорошо описанная цель, тот образ и результат, к которому нужно прийти. Чаще всего какой-то конкретной цифры недостаточно, важно понимать, за счет чего можно достичь такого результата: объем клиентской базы, необходимый штат сотрудников, количество заказов, объем производственных мощностей, количество складов, магазинов и т. д. Очень важно разложить эту глобальную цель на компоненты, по которым будет видно, как ее достичь. Второй момент – это определение последовательности шагов для достижения этой цели.
Основная сложность состоит в том, что у каждой компании и у каждого предпринимателя есть определенные ограничения, которые мешают развитию. Очень важно эти ограничения вовремя находить и устранять. Методология бизнес-трекинга как раз направлена на то, чтобы помочь предпринимателям справляться с подобными проблемами. Например, я часто встречаю компании, которые работают уже несколько лет, но в их штате нет компетентного маркетолога. Они работают инстинктивно на основе личных связей и сарафанного радио, вообще не используя современные методы продвижения. Безусловно, какого-то колоссального роста таким компаниям ожидать не стоит, если ничего не менять.
Ограничения могут быть и на уровне мышления самого предпринимателя, когда его решения не дают бизнесу выйти на новый уровень. Например, нежелание выводить продажи в онлайн-пространство. В таком случае предприниматель сам отсекает часть клиентов и прибыли из-за своих собственных установок. Также в качестве примера можно привести случай, когда продуктовая линейка создается на основе личных предпочтений владельца бизнеса, без учета потребностей клиентов, трендов рынка и спроса. Это типичные примеры ограничений, которые очень важно преодолевать современным предпринимателям, претендующим на успех и высокий доход.
- И что же нужно для успешной реализации бизнес-стратегии?
Стратегия будет быстро и эффективно реализовываться, если собственник будет вовремя и эффективно снимать ограничения, которые мешают развитию. Нет «волшебной таблетки» и какого-то универсального решения, которое подойдет любому бизнесу в любой ситуации, нужно экспериментировать. В бизнес-трекинге это называется «тестированием гипотез», т.е. когда мы хотим что-то поменять в компании, мы должны придумать несколько вариантов внедрения изменений. Чем быстрее компания работает по циклу: «генерация гипотезы – ее проверка – реализация гипотезы», тем быстрее она растет и развивается. По такому принципу работают наиболее успешные корпорации, в них генерация гипотез буквально поставлена на конвейер.
- Что влияет на вероятность успеха в бизнесе и как эту вероятность повысить?
Для того, чтобы компания пришла к каким-то значимым цифрам, есть несколько обязательных условий. Первое – нужно убедиться в наличии рынка необходимого размера. Только если на рынке есть потенциальная емкость, можно продать продукт в необходимом объеме и получить ожидаемую прибыль. Второе условие – продукт или услуга должны приносить пользу покупателю, тогда он готов платить больше и покупать повторно. Если у компании много негативных отзывов, если ее услуги связаны с мошенничеством, масштабировать бизнес не получится. И третье условие – наличие команды. Предпринимателю принципиально важно научиться делегировать задачи своим подчиненным. Многие начинающие бизнесмены слишком много на себя берут, в итоге ограничивая развитие бизнеса своим собственным ресурсом. Безусловно, делегировать нужно с умом: не всем подряд, а замотивированным, заинтересованным и компетентным людям.
- Илья, как я понимаю, бизнес-трекер – это наемный специалист, который не входит в штат компании? Или он работает на постоянной основе?
Бывает по-разному. Чаще всего бизнес-трекер – это помогающий специалист, который обеспечивает взгляд извне на бизнес собственника. Давайте представим: предприниматель находится в рутине, он погружен в текущие задачи бизнеса и ему не хватает времени, чтобы продумать и выстроить стратегию. А еще он не может посмотреть на свою деятельность и организацию со стороны. Какой-то процесс наверняка можно изменить и улучшить, для этого нужно задействовать внешнего эксперта. Штатные сотрудники не будут думать об интересах собственника бизнеса, на первом месте у них будут их личные интересы. Внешний взгляд, как правило, наиболее объективен. По той же причине психологи обращаются к супервизорам, ведь нельзя самого себя проинспектировать.
В крупных компаниях, которые регулярно внедряют новые технологичные решения (Сбербанк, Яндекс, Ланит и др.), есть штатные бизнес-трекеры. Для таких компаний это целесообразно, т.к. они пользуются методологией бизнес-трекинга на постоянной основе.
- Бывает ли так, что нововведения, предложенные бизнес-трекером, встречают сопротивление внутри компании?
В моей практике такого не было. Чаще всего бизнес-трекера приглашают тогда, когда собственник уже исчерпал свои идеи и не знает, как достичь желаемого результата. Моя задача состоит в том, чтобы помочь предпринимателю самому увидеть проблемы и принять решение об изменении каких-то инструментов. Я показываю выгоду от внедрения изменений, ничего не навязывая, решение всегда остается за собственником. В целом, от масштабирования бизнеса и владелец, и сотрудники получают выгоду, поэтому бизнес-трекера, как правило, встречают тепло, ожидая положительных изменений.