До прихода в PR Анжелика была знакома с издательским делом более 10 лет и успешно выпускала собственный глянцевый журнал. За эти годы накопился ценный опыт, которым теперь она рада поделиться. О том, как найти свой путь в профессии и превратить кризис в точку роста я узнала из нашей беседы. Кроме того, Анжелика рассказала о главном стереотипе, который следует по пятам каждого PR-специалиста.

Анжелика Толочная. Фото из личного архива Анжелики
Анжелика Толочная. Фото из личного архива Анжелики

Анжелика, поделись своей историей: как ты построила карьеру в PR и почему выбрала именно эту профессию?

Анжелика: Я пришла в профессию довольно необычным образом. Порой в жизни происходят поворотные моменты, которые открывают перед нами новые дороги и направляют. Именно так в моей жизни появился опыт работы в журнале и в издательстве. И уже в процессе я поняла — это дело для меня!

Позже наступил момент, когда я открыла свой журнал «Город». Это случилось в 2012 году. На протяжении 10 лет мы активно выпускали глянцевый журнал, который был довольно известным и занимал топовую позицию в Ростове-на-Дону. 

Но пришло время, когда глянец «ушел», а интернет-СМИ напротив, начали набирать обороты. В пандемию мы приняли решение переделать бизнес под более актуальный, современный формат. Именно так я стала пиар-продюсером и теперь помогаю экспертам публиковаться не только в одном издании, а во многих топовых российских СМИ и даже попадать на телевидение. И дело не только в продвижении. Ведь у меня, как и у многих экспертов, с которыми я сотрудничаю, есть сокровенное детское желание: «чтобы меня показали по телевизору». Наверное, это какая-то особенная возможность удивить: удивить саму себя, свое окружение и своих клиентов.

Успешная деятельность невозможна без вдохновения и мотивации. Что в профессии дарит тебе радость?

Анжелика: Мой девиз: «Я делаю людей популярными». И когда видишь неподдельный восторг человека после публикации или появления на ТВ, это сильно радует. 

Меня радует успех клиентов, а с ним появляется и классный кейс, которым можно смело гордиться.

Не бывает и без обратной стороны: помимо успехов на пути встречаются и трудности. Что для тебя оказалось самым сложным в PR?

Анжелика: Самое сложное в профессии PR, это ситуации, когда эксперт получает публикацию и умалчивает о ней. Необходимо заявлять о себе и не ждать чуда от того, что тебя напечатали в каком-то издании, и огромное количество клиентов тут же примется искать твои социальные сети и воспринимать как эксперта топового уровня. Нужно обязательно заявить о себе самостоятельно: прокачать все социальные сети, побывать и выступить на мероприятиях, где рассказать о том, что вы являетесь экспертом федеральных СМИ. Вы сами делаете себя востребованным за счет того, что говорите о себе на аудиторию.

После появления на ТВ или публикации эксперт часто ожидает чуда. Но без труда и дальнейшего маркетингового процесса он не может стать популярным, продавать свои услуги больше или дороже. PR необходимо вывести в продажи, и для этого потребуется проделать маркетинговую работу. Но объяснить и доказать, что не только публикации делают эксперта узнаваемым, оказывается сложнее всего.

Нередко профессии обрастают мифами и стереотипами. Сталкивалась ли ты с подобным?

Анжелика: У меня есть фраза, которую уже знают и цитируют: «Ходи туда, куда зовут». Сложность профессии пиарщика и людей, который продвигают свой личный бренд, в том, что тебе нужно очень много где появляться. Со стороны многим кажется, что это весело и легко. Ты едешь с одного мероприятия на другое, приходишь красивый, выступаешь на сцене, знакомишься с новыми людьми — и это классно. Но на самом деле, это крайне сложно.

Во-первых, любое мероприятие необходимо включить в свой рабочий график. Во-вторых, такую нагрузку необходимо как-то совмещать с семьей. Я 21 год замужем и понимаю, что такое сохранять баланс. И конечно же, тебе часто приходится бывать на виду, а значит, нужно хорошо выглядеть. А ведь это тоже не всегда легко дается. 

Поэтому идея о «красивой и легкой работе» — это стереотип. Легко или не легко быть на виду? Об этом стоит задуматься.

Анжелика, можешь рассказать о самых интересных кейсах из твоей практики?

Анжелика: Классные кейсы есть и, как правило, они рождаются из отзывов клиентов. Один из таких примеров, это работа с адвокатом Юлией А. Эксперт провела исследование об упоминании своего имени в интернете до работы с моим пиар-центром и после. Компания выдала неожиданный результат: за все 10 лет работы до сотрудничества с нами упоминание было практически нулевым. После 3-месячной работы показатель подрос на 4 млн. То есть просмотры практически с 0 увеличились до 4 миллионов. Это пример крутого кейса, и в то же время у человека есть с чем работать в маркетинге дальше, куда расти и как развиваться. Это важно.

Другой пример — психолог Ольга М., великолепный специалист, толковый, классический. Стоимость ее услуг после сотрудничества поднялась в 3 раза. Как такое возможно? Дело в том, что наша команда разработала классный пакет для продвижения, и вопрос о стоимости подняли сами клиенты. «Почему у такого популярного эксперта, такая низкая стоимость?». Эксперту подсветили дисбаланс: у топового специалиста не может быть дешевых услуг. Так и повышается чек.

Еще один кейс связан с риелтором Софией Л. и ее агентством недвижимости. Риелтору важно, чтобы ему доверяли. Ведь мы знаем, что этот рынок наполнен как качественно работающими специалистами, так и шарлатанами. И когда эксперт появляется на радио, в СМИ, и его узнают, то люди ему автоматически доверяют. Становится понятно: специалист на виду, он не прячется, а значит никуда не пропадет. А успех в данной сфере зависит от лояльности потенциальных клиентов далеко не в последнюю очередь. 

И подобных ярких примеров можно рассказать много.