Галерея «Веллум» на один вечер превратилась в богемную квартиру 1960-х, где смешались искусство, музыка, мода и дух советского андеграунда. Спектакль «Пальто Рогинского» — это не просто театральная постановка, а многослойное действо, в котором зрители стали гостями квартирника с рок-музыкантами, художниками-нонконформистами и «фирмачами», привозящими дефицит с Запада. Этот перфоманс был с успехом показан на «Ночи музеев» в прошлом году. 

Квартирник, где встречаются эпохи

Публицист,  искусствовед, академик РАХ Любовь Агафонова создала атмосферу, в которой шестидесятники, рокеры и модники существуют в одном пространстве. Гости оказались на импровизированном вечере, где Сергей Рыженко (в роли самого себя) исполнял «Пригородный блюз» и «Старик Козлодоев», а в углу галереи спекулянт, в исполнении актера Александра Поверина, предлагал редкие картины и модные вещи.  

Вспоминали на вечере про Александра Липницкого, легенду московской арт-сцены, у которого впервые на даче на Николиной горе играл «Аквариум».  А его дочь Анна Липницкая воплотила образ Регины Збарской, первой советской супермодели, в легендарном «Доме моделей» на Кузнецком мосту в Москве. Художник Михаил Молочников перевоплотился в художника Михаила Рогинского, с бидоном в руках и в красных валенках.  Актер Давид Ниамиди и Любовь Агафонова  рассказывали о работах, которые были представлены в галерее. Спектакль проходил среди подлинных картин Оскара Рабина, Анатолия Зверева и самого Михаила Рогинского. 

Эко-мода от Бренда BOYARI: искусство без границ

Важной частью перфоманса стал показ коллекции бренда BOYARI,  российско-французского проекта, создающего одежду из яблочной кожи и других инновационных материалов. Ольга Бояринова, основательница марки, представила также арт-объекты — невесомые скульптурные платья, которые парили под сводами галереи. 

Режиссер Михаил Жерневский комментировал дефиле в стиле «Бриллиантовой руки» под меланхолическую французскую музыку: «В то время  даже яблочные чипсы были удивительны, а теперь — и одежда!». Показ был разделен на две части. В первой демонстрировали одежду pret-a-porte. Вторая часть дефиле была посвящена кутюрной коллекции Ольги Бояриновой, покорившей когда-то Париж. 

«Пальто Рогинского» — это не просто спектакль, а ностальгический эксперимент,  где мода, музыка и живопись слились в единый перфоманс. Галерея «Веллум» и Любовь Агафонова вновь доказали: искусство не знает границ.  

Напомню, что в галерее в рамках «Культурной среды» прошел показ культовой оперы русского авангарда «Победа над солнцем», где Казимир Малевич впервые использовал черный квадрат как часть декораций. В основе — футуристический сюжет о победе технологии над природой. В 1913 году это произведение стало манифестом разрыва с прошлым. Мастерство и харизма актера театра и кино Сергея Фролова  погрузило зрителей в атмосферу бунтарского искусства начала прошлого века. Актер точно передал авангардный дух произведения через выразительное чтение футуристических текстов Алексея Крученых, Велимира Хлебникова и фрагментов из либретто оперы. Музыкальное сопровождение Филиппа Ноделя с ансамблем старинных духовых инструментов  добавило перфомансу особую глубину. Лекция от искусствоведа Любови Агафоновой раскрыла контекст: почему «Победа над солнцем» стала манифестом отказа от старого искусства и как это соотносится с современным перформативным языком.  Действие проходило среди картин — ровесников оперы «Победа над солнцем» 1913 года: «Портрет Бориса Эндлера», кисти Михаила Матюшина 1911-1913 год, «Абстрактная композиция» Алексея Крученых, картин основоположника русского футуризма Давида Бурлюка. 

В этом году на мероприятии «Ночь в Музее» прошел показ иммерсивного спектакля с элементами концерта «Мастерская Орфея» по книге Любови Агафоновой «Пари с Хароном». Спектакль — часть мультиформатного проекта «Неизвестный 100». Зрители погрузились в историческую эпоху, познакомились с судьбами и творчеством советских гениев, которые изменили не только русскую, но и мировую культуру. Кроме того, посетители оказались в фантазийной мастерской Эрнста Неизвестного среди подлинных скульптур и рисунков, а также артефактов его времени. Аудитории впервые был представлен уникальный документ, подтверждающий мировую значимость творчества русского скульптора Эрнста Иосифовича Неизвестного.  

Проект «Неизвестный 100» реализуют Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Музей истории МИЭТ, УК «Веллум», культурный центр Community, МГАХИ имени В. И. Сурикова, студии Сергея Соловьева «Синема Лайн» и «С.С.С.Р.»,  при участии других государственных институций и международных специалистов: куратор и основатель УК Веллум Любовь Агафонова, сербский продюсер Синиша Лазаревич, архитектор Алексей Комов, коллекционер Василий Зубаткин, искусствовед Павел Павлинов,  продюсер Артемий Белов и Тимур Юнусов —большой ценитель и коллекционер работ художника.