Картина никогда не начинается с идеи. Она начинается с пятна. Случайного, непокорного, живого. Ты подходишь к холсту, чтобы сказать что-то свое, а оно уже там — ждет. И вот уже не ты его, а оно тебя заставляет действовать. Диктует следующий ход, требует партнерства. Пятно — это не материал, это собеседник. Оно живет своей жизнью, и задача художника не задавить ее концепцией, а вступить в диалог. Услышать, куда оно хочет привести.
Работы Станислава Шурипы демонстрируют особый мир, балансирующий на грани реальности и сновидений через живописные полотна. Выставка удачно открылась накануне осеннего равноденствия, когда в ближайшие полгода тьма поглотит землю, а главное действующее лицо на картинах как раз она и есть. Тьма заполняет все вокруг и на ее фоне возникают деревья, цветы и прочие геометрические формы.
Таких художников в 1990-2000-х называли «новые скучные». Они не кричали, а шептали. Очень лаконичными, почти аскетичными средствами они выражали сложные, многослойные идеи. Их искусство требовало не взгляда, а всматривания. Именно этот принцип — разговор на пониженных тонах, где главное происходит в подтексте, — я вижу в проектах, открывших сезон в Sistema Gallery.
Станислав Шурипа в «Ночном путешествии» формально остается в жанре пейзажа, но его пейзажи — это и есть те самые балконы в космос. Фрагмент ландшафта, обычно служащий декорацией, вдруг увеличивается до размеров вселенной, занимая весь передний план. Это тот самый момент, когда пятно берет власть в свои руки. Цвет фона — от беспросветной тьмы до ядовито-ярких вспышек — маркирует стадии сна. Шурипа ловит миг, когда законы природы меняются, знакомые образы трансформируются, а тьма из фона становится режиссером новой реальности. Его цикл «Терраформинг» — это и есть об этом диалоге: мы не покоряем новые миры, а договариваемся с их природой, с их первоначальным, хаотичным «пятном».
Рядом — «Дом моей мечты» Георгия Хомича. Это выставка-путешествие, построенная как раз по той самой сетевой, нелинейной траектории времени. «Чердак» как пространство памяти, где время теряет линейность. «Интерьеры» — знакомые до боли, ставшие вечностью. И наконец, «Путешествия», где дом превращается в лодку. Хомич играет со штампами повседневности, как Шурипа — с формами природы. Экспозиция состоит из трех разделов, а вернее, из трех сценических актов. Каждый этаж галереи представляет отдельную главу повествования.
Первый раздел — «Чердак» — посвящен пространству памяти и архива, где живописные полотна имитируют формат почтовых открыток и писем самому себе. Работы выполнены в технике коллажа, сочетающей масляную живопись с фрагментами старых фотографий и выцветших документов. Зритель оказывается в своеобразном хранилище воспоминаний, где время теряет линейность.
Второй этаж занимает центральная часть экспозиции — «Интерьеры», где выставочные залы трансформируются в знакомые каждому пространства: гостиную с узорчатыми обоями, столовую с бабушкиным сервизом и балкон с видом на условный двор. Яркие живописные полотна соседствуют с традиционными предметами мебели и быта, что создает эффект тотальной иммерсии.
Финальный акт выставки — «Путешествия» — представляет метафору «дом как лодка, отправляющаяся в плавание». Здесь привычные элементы интерьера трансформируются в навигационные инструменты, а живопись приобретает эпический размах. Морские пейзажи и картографические образы сливаются в единую визуальную поэму о движении и поиске.
Эти два проекта говорят на одном языке — языке цвета, делающего решительный шаг, фрагмента, становящегося целым, и времени, сплетающегося в сеть. Они предлагают нам не просто посмотреть на картины, а вступить в тот самый диалог с пятном.
