Онлайн-образование в сфере автовождения набирает популярность. В России около 7000 автошкол с оборотом в 50 млрд рублей и общим числом обучающихся более 1,5 млн человек. Согласно открытым данным процент успешной сдачи экзаменов при онлайн-обучении примерно такой же, как при офлайн — в среднем 70%. Автошкол, которые обучают онлайн, в нашей стране насчитывается около 200, включая крупные платформы и стартапы.
Перспективы бизнеса в этой сфере очевидны, поэтому доля онлайн-автошкол ежегодно растет. Популярность изучения ПДД онлайн связана с неоспоримым удобством и доступностью, особенно в отдаленных районах и небольших населенных пунктах, где нет традиционных офлайн-автошкол. Однако по статистике наиболее популярно обучение в онлайн-автошколах у жителей крупных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска. Об особенностях обучения в цифровых автошколах мне рассказал Кирилл Гайкевич.
В чем отличие получения водительских прав через онлайн-обучение по сравнению с традиционным?
— С точки зрения результата, то есть получения знаний и прав, разницы нет. И в традиционной офлайн-автошколе, и в цифровой используют единую образовательную программу. Основное отличие — в доступности образования и удобстве его получения. Когда учишься онлайн, то можешь выбрать удобное время для изучения теории. Плюс выбрать инструктора, комфортную локацию для практических занятий и подходящее расписание. А еще экономишь время, потому что не нужно тратить его на дорогу, чтобы послушать теорию.
Как российское законодательство регулирует онлайн-обучение для получения водительских прав?
— C юридической точки зрения ученик имеет право выбрать для себя удаленный формат обучения. Это закреплено в ФЗ №273 (ст.16, ч.2) от 29.12.2012 (ред.от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации». Однако есть важный нюанс — автошколы вправе дистанционно реализовать только часть образовательной программы, потому что обучать практическому вождению онлайн невозможно.
Каковы преимущества цифровой автошколы?
— Можно заниматься с любого устройства и в любое время: хоть в маршрутке, хоть в метро, хоть дома в кровати с чаем. Второй момент — возможность пересматривать теоретические уроки. Но самое важное в цифровом обучении — коннект между тестами ПДД и образовательным контентом. Если возникают затруднения в выполнении экзаменационного теста, то ученик легко может найти нужные темы, пересмотреть лекции и лучше подготовиться.
Еще одной ценностью онлайн-обучения является персонификация. Образовательная система сама понимает, с какими трудностями сталкивается пользователь в изучении материала, и предлагает повторить конкретные темы. Такого в офлайне практически нет. Теория вживую — это лектор, который стоит у доски и рассказывает всему классу одно и то же. А персонификация — это как будто ты занимаешься один на один с преподавателем.
В офлайне можно задать вопрос преподавателю в режиме реального времени, а в онлайне есть такая возможность?
— Если человек физически ходит в класс, то может не успеть задать вопрос, что-то не понять, отвлечься и в итоге не разобраться в теме. В онлайн-формате, особенно если есть кураторы и записанные уроки, ученик может не только пересмотреть тему, но и задать сколько угодно вопросов куратору в любой момент времени. Плюс есть образовательные вебинары в прямом эфире с преподавателем, на которых эти вопросы тоже можно обсудить. Это отличный вариант выжать максимум из обучения и быть уверенным в качестве своей подготовки.
ПДД — тема не из легких. Может ли ученик плохо изучить теорию при самостоятельном обучении и получить права без нужных для этого знаний?
— Есть разные типы учеников: молодые 18-20 лет, женщины с детьми, люди более старшего возраста. Но большинство — поколение зумеров, которые склонны к клиповому мышлению. Им удобно смотреть короткие видео и емкий контент. Они воспринимают его лучше, чем посиделки с лектором в классе, где им скучно. Есть ученики, которые уже ориентируются в ПДД и вождении и просто хотят официально получить права. Без автошколы это невозможно.
Алгоритм таков: сначала учишься в автошколе, затем получаешь сертификат, сдаешь экзамен и получаешь права. Конечным пунктом образовательного пути ученика является сдача экзаменов в ГАИ. Для того, чтобы выучить ответы на экзаменационные вопросы и понять правила дорожного движения, не требуется сверхусилий. ПДД — это очень логичные правила, по форме похожие на ЕГЭ. Для усвоения материала онлайн-обучение удобнее, чем урок в классе. По нашей внутренней статистике, после онлайн-обучения 97% учеников сдают теорию с первого раза.
Какие категории водительских прав можно получить после обучения в онлайн-автошколе?
— Любые. Обучение в онлайне — это лишь способ. Образовательная программа ничем не отличается от живого обучения в классе. И неважно, какая категория — A, B, C или D. Она в любом случае защищается в ГАИ и в Минобре.
Как выглядит процесс получения водительских прав после успешного завершения онлайн-курса?
— Все как в классической автошколе. Ученик завершает изучение теории на онлайн-курсе, а затем проходит практику вождения с инструктором. После этого ученик дистанционно сдает внутренний экзамен в автошколе. Никуда ходить не нужно.
Затем сдается офлайн-экзамен с инструктором, который оценивает качество освоения практических навыков вождения. Если все хорошо, то ученик получает сертификат. Далее есть два пути. Первый — сдавать экзамен самостоятельно в ГАИ, а второй — вместе с группой от автошколы. Если экзамен будет сдан успешно, то ученик получит права. Если нет, то получит право на пересдачу.
Можно ли обучаться в одном городе, а на права сдавать в другом?
— Можно. Но все же рекомендую сдавать экзамен в филиале автошколы, в которой проходил обучение. Это избавит от необходимости самостоятельно подавать документы в ГАИ. Обычно это делает автошкола. К тому же, если не удастся сдать экзамен с первого раза, то будут сложности при оформлении пересдачи. Может понадобиться перевод ученика из одной автошколы в другую. Это займет время. К тому же ГАИ не любит такие ситуации.
Если же у человека командировки и он обучается онлайн, то по согласованию с автошколой может пройти практические занятия по вождению в городе временного пребывания. Например, в нашей автошколе можно заниматься с инструкторами в любом из 12 городов присутствия. Но сдавать экзамен нужно будет в городе, где изначально проходило обучение.
Как автошкола контролирует успеваемость учеников?
— У каждого ученика есть образовательная траектория, по которой он последовательно идет во время обучения. Теория сгруппирована по модулям. Результат изучения каждого фиксируется финальным тестом. Плюс есть промежуточные тесты и персонифицированные тесты, которые состоят только из предыдущих неправильных ответов ученика. Так мы видим прогресс ученика, знаем его ошибки и можем предложить помощь в освоении материала. Когда человек проходит все модули теоретического обучения, то сдает финальный экзамен в автошколе.
В практических занятиях та же система. Каждое занятие длится два часа. Инструктор знает, что конкретно на каждом занятии нужно делать ему и ученику. У него есть приложение, в котором загружены планы уроков, отметки о прохождении практики учеником, комментарии и многое другое. Предмет нашей гордости — собственные мобильные приложения для учеников и инструкторов, а не сторонний ресурс. Мы их постоянно улучшаем, собираем обратную связь и делаем еще удобнее для пользователей.
Если отношения ученика с инструктором не сложились, то первый может выбрать другого наставника. Уточню, что из-за дефицита инструкторов такая возможность есть не у всех автошкол. Например, у нас только в Москве более 200 инструкторов. Ученикам удобно, когда они могут выбрать локацию для занятий, например, ближе к дому или работе.
По сути мы полноценно сопровождаем ученика с нуля до получения прав, если он выбрал сдавать экзамен с автошколой на всех этапах. И, соответственно, мы всегда в курсе, как у него дела и где нужно помочь.
Какой совет вы бы дали ученикам, стремящимся максимально эффективно пройти курсы и быстрее получить права?
— Главный совет — не торопиться и постараться уделить учебе достаточно времени. Двигаться в спокойном темпе. Рекомендую проходить обучение за 2 — 2,5 месяца, максимум до 3,5. Если учиться дольше, то в процессе можно успеть забыть то, что изучал в начале.
И второй совет — постараться избавиться от стресса. Любой экзамен всегда вызывает волнение, а по вождению особенно. Поначалу многие боятся водить. Чтобы помочь ученикам справиться со стрессом, мы раз в месяц проводим психологические вебинары, где рассказываем, как побороть страх и почувствовать себя увереннее за рулем.