Раньше родители говорили детям: «Сначала получи нормальную профессию, а потом занимайся творчеством». Сегодня приходит понимание: творческий человек — это не странный персонаж не от мира сего, он занимается нужным и востребованным делом.
Трансформировалась и система образования: меняются подходы, появляются новые учебные заведения, программы, которые тесно связаны с креативными индустриями.
Молодых людей привлекает возможность осмыслять и переживать с помощью творчества то, что происходит в мире, менять его к лучшему.
Карьера в креативных индустриях: вверх по лестнице
В отечественных креативных индустриях не хватает кадров, бизнесу нужны как творцы, так и менеджеры, продюсеры, пиар-специалисты, то есть люди, которые способны превратить творческий замысел в востребованный на рынке продукт. Сложно прогнозировать, какие профессии будут востребованы в будущем, однако уже сейчас можно выделить перспективные ниши.
Очевидно, что продакт-дизайнеры не останутся без работы. Они создают продукты, которыми мы пользуемся ежедневно, и востребованы во всех секторах экономики.
Почти каждому перспективному бизнесу нужны промдизайнеры. Эти специалисты придумывают, как будет выглядеть изделие, обеспечивают его функциональность и эргономичность.
Рынок видеоигр — один из самых быстроразвивающихся в цифровой среде, поэтому спрос на кадры для геймдева будет расти.
Мы наблюдаем подъем арт-рынка и рост интереса к актуальному искусству в России: появляются новые арт-ярмарки и проекты. В ближайшие годы будут востребованы не только художники, но и специалисты, которые занимаются популяризацией и продвижением современного искусства, — кураторы, арт-менеджеры, продюсеры.
Еще одна перспективная область — индустрия моды. В стране есть запрос на бренды, которые создают коллекции одежды, основанные на переосмыслении русского культурного кода и локальной идентичности. Полагаю, в ближайшие 5–10 лет на рынке появится много новых марок.
Киноиндустрия тоже на подъеме: спрос на отечественные фильмы и сериалы растет, а значит, и на специалистов, которые заняты в этой отрасли.
Важно не зацикливаться на понятии таланта, особенно если учесть, что он проявляется не в какой-то конкретной сфере, а во всем, чем занимается талантливый человек. Вспомните хотя бы Леонардо да Винчи: он был не только художником и скульптором, но еще и ученым, инженером и архитектором. Считаю, что гораздо важнее для успешной карьеры в креативной индустрии — само по себе творческое начало. Это значит, что состояться в творческой профессии может буквально каждый. Однако этот потенциал нужно развивать, и здесь все зависит от окружения — в какой среде ребенок растет, чем занимается, с кем общается, что смотрит и читает.
Среди качеств, которые пользуются спросом на «творческом рабочем месте», основное — это незашоренность взгляда, способность видеть то, что другие не замечают. Пожалуй, это ключевой момент, на который стоит обратить внимание родителям, чьи дети планируют связать свою профессиональную деятельность с творчеством.
Свежесть взгляда — это способность «менять оптику». Смотреть на привычные вещи под другим углом, понимать, что они могут выглядеть и функционировать иначе, транслировать новые смыслы. Этот навык можно сформировать у ребенка. Как это сделать? Родителям — разносторонне развивать детей. Следует предлагать ребенку максимально широкий спектр творческих активностей, посещать вместе креативные мастерские при музеях и культурных центрах, смотреть современное кино, театральные постановки, ходить на выставки, фестивали, показывать, как работают разные индустрии, вместе обсуждать, хотят ли дети стать частью этой профессиональной среды, что им откликается.
Свежесть взгляда — не единственный востребованный навык. Для успеха нужно трудолюбие и умение мыслить широко. Это сильно помогает привносить в творческий процесс новые подходы и визуальный язык. Такие навыки можно обрести и развить, если оказаться в правильной образовательной среде. Поэтому так важно выбрать вуз, где ребенок сможет реализовать свой творческий потенциал.
Как не ошибиться с вузом
Я бы посоветовал в первую очередь обращать внимание на среду — она не менее важна, чем знания и навыки, которые студенты получают в стенах вуза. Молодые люди должны приходить в учебное заведение не потому, что надо, а потому, что им там физически и психологически комфортно. Речь идет не только про мастерские и учебные аудитории, но и про общественные пространства, где студенты общаются с преподавателями, однокурсниками, выпускниками, представителями индустрии. Правильно организованная среда мотивирует на творчество, стимулирует мыслить нестандартно.
Стоит изучить, чем занимаются выпускники вуза — остаются ли они в профессии. Студенты часто работают после выпуска не по специальности. Однако если образовательная система выстроена правильно, это случается реже. В идеале молодые люди уже на первом курсе должны попробовать себя в разных сферах, чтобы определить, к чему лежит душа, что получается лучше всего, и сделать правильный выбор — как дальше строить свою образовательную траекторию.
Очень важно, чтобы преподаватели вуза были не только теоретиками, но и практиками. В креативных индустриях все быстро меняется — появляются новые тренды, подходы. Если человек занимается исключительно преподавательской деятельностью, есть риск потерять связь с индустрией.
Безусловно, нужно ознакомиться с образовательной программой. Она должна иметь связь с индустрией, тогда опыт, который студенты получают в стенах вуза, будет максимально релевантен.
Стоит обратить внимание, какими ресурсами могут пользоваться студенты. Речь идет о лабораториях, мастерских, оборудовании. Например, у нас в Universal University людям доступны все возможности, которые предлагает вуз, вне зависимости от того, на каком они факультете учатся. Так, будущие киношники при желании могут заниматься в керамической или скульптурной мастерских, снимать на пленку и проявлять ее в фотолаборатории.
Хорошо, когда у студентов есть возможность посещать модули и курсы других факультетов. Это расширяет кругозор, обогащает и дает понимание, как нестандартно развиваться в профессии.
Чтобы составить полное представление об учебном заведении, полезно собрать информацию о вузе.
Самый очевидный способ — посетить день открытых дверей, защиты, показы, выставочные проекты, где студенты представляют результаты образовательного процесса. Если будет такая возможность, стоит пообщаться с преподавателями, студентами, выпускниками, представителями администрации. Это позволяет посмотреть на вуз и образовательный процесс глазами участников среды. Можно также почитать отзывы о вузе в интернете, но не принимать все буквально — мнения в сети часто субъективны.
Чтобы получить внутренний опыт, посмотреть на студентов и преподавателей вуза в деле, я советую сходить на открытый паблик-ток или дискуссию.
Учебные заведения иногда открывают наборы на интенсивы, например, по подготовке портфолио для поступления. Такие короткие программы помогают абитуриентам лучше понять, какие образовательные подходы и методики использует вуз, получить первое представление, с кем и как предстоит учиться.
Личный рейтинг: творческие вузы
Выбирая учебные заведения, абитуриенты могут рассмотреть как вузы с классическим фундаментальным образованием, так и школы, которые используют новые образовательные подходы.
- Британская высшая школа дизайна. Предлагает программы по искусству и дизайну, бизнесу и маркетингу, которые совмещают лучшие международные практики.
- РГХПУ имени С. Г. Строганова — одно из старейших в России учебных заведений в области промышленного, монументально-декоративного и прикладного искусства.
- Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина специализируется на подготовке специалистов для легкой и текстильной промышленности.
- Архитектурная школа МАРШ использует передовой международный опыт в архитектурном образовании.
- Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает много образовательных программ, среди них — гейм-дизайн, анимация, игровая графика, концепт-арт, ивент-дизайн, видео-арт, саунд-арт и другие.
- Московская школа музыки — это, по сути, единственное высшее учебное заведение в стране, где обучают современному музыкальному продакшену. Программы школы построены на основе реальных брифов и заданий.
- Московская школа кино является ведущей индустриальной школой, у ее выпускников много наград. Плюс этого вуза — тесная связь с индустрией и актуальные образовательные программы.
- ВГИК имени С. А. Герасимова дает классическое фундаментальное образование.
- Школа разработки видеоигр Scream School готовит специалистов для игровой индустрии. Обучение строится на основе реальных брифов от индустрии.
Что точно стоит учесть при выборе вуза — учиться лучше в университетах, где идеи свободно циркулируют между факультетами, то есть у студентов есть возможность создавать коллаборации, соединяя в совместных проектах музыку, архитектуру, кино, дизайн, современное искусство. Прорывные идеи и инновационные подходы рождаются именно на стыке креативных индустрий. Пока в России вузов, которые дают такие возможности, не так много, но со временем, надеюсь, их будет появляться больше.