Массивная деревянная дверь галереи скрипнула, когда Александра открывале её своим ключом. Йосиф вошёл внутрь осторожно, начал оглядываться. Александра вошла следом, включила освещение, печальным взглядом посмотрела на картины, и то место, которое так долго было пристанищем её беспокойных идей.

Она сказала со вздохом:

— Вот, тут я когда-то работала....

Йосик удивился:

— Галерею же только позавчера закрыли, а ты так говоришь...

Александра ответила печально, медленно ступая по гранитному полу:

— Это было в прошлой жизни. Меня с тех пор чуть в тюрьму не посадили...

Ответ Йосифа был неожиданным:

— Что же... Вполне логично.

Александра вздернула бровь:

— Я сейчас не поняла...

Он ответил категорично:

— Это же преступление — закрывать такую галерею.

В Сашиных глазах, прежде печальных, заиграла искорка задора. Она спросила с вызовом:

— Где ты таких подкатов набрался?

Йосик отвил голосом католического пастора, сопровождая свои слова тяжелым вздохом, что придавало его виду немного комичности:

— Тяжелое детство... Ты же понимаешь...

Атмосфера грусти и печали развеялась. К Саше снова вернулся задор и едкость:

— Да-да. Помню. У меня только в голове не укладываются твои истории про богатого папу и то, как ты всего добился сам.

Теперь Йосик ответил тоном опытного дипломата, не заостряя внимания на деталях:

— Если это описать коротко, то папа разбогател при моем активном участии. Но я всего рассказать не могу.

Он быстро перевёл тему:

— Ух-ты, какая картина!

Он подошёл к картине и сделал вид, что его очень заинтересовала её художественная техника в стиле кубизма. Пристально начал рассматривать полотно.

Александра подхошла и встала рядом:

— Нравится?

Он ответил:

— Не то слово. Ты написала? Сашин взгляд снова стал грустным:

— Тут нет картин, которые я написала.

Он ответил:

— Жаль. А все остальные картины тоже такие же ... впечатляющие?

Саша разъяснила:

— Это — довольно посредственная работа, потому она, собственно, и висит у входа.

Йосик придал голосу заинтересованность:

— Тогда я в предвкушении от того, что увижу дальше.

Александра спросила с сомнением:

— Увлекаешься живописью?

Он ответил утвердительно:

— Да, я люблю живопись.

Она продолжала сомневаться:

— А что тебя так привлекло в этой картине.

Он ответил осторожно:

— Я стараюсь не торопиться с рассуждениями о картине. Видишь ли, по моему глубокому убеждению, перед картиной нужно стоять, как перед королем, выжидая, скажет ли она что-нибудь и что именно скажет. И, если заговоришь первым, то услышишь только самого себя.

Александра несколько секунд вопросительно смотрела на него:

— Это уже какой-то плагиат. Почему ты просто не признаешь, что не разбираешься в живописи. Боишься корона упадет?

Йосик ответил невозмутимо:

— Я боюсь признаться в другом. В живописи я немного разбираюсь. Но я не вижу смысла в этом «современном искусстве». Если честно, оно меня немного бесит. Боялся тебя обидеть.

Саша захлебнулась от возмущения:

— А зачем тогда ты изображал весь этот интерес? Подожди, не отвечай. Это такой подкат? И ты не собирался помогать мне с галерей, а только пудрил мозги?!

Йосик перенес это клокотание вулкана с достоинством айсберга:

— Не кипятись. Я тебе сразу сказал, что ты мне нравишься. И готов ради тебя вложиться в галерею. Даже, если там будет ... то, что вы называете «современным искусством». Только пойми меня правильно.

Александра немного успокоилась:

— Не надо извиняться, я и сама как-то охладела к этим ломаным линиям и задумывалась открыть галерею с другими картинами, которые не так...

Он быстро добавил:

— ... пугают?

Саша, которая уже совсем успокоилась, согласилась:

— Пусть будет: «которые не так пугают».

Йосик сказал миролюбиво:

— Но это же очень здорово. Значит, появилась надежда, что мы получим доход.

Саша снова ощетинила свои ежовые иголки:

— Так вот, что тебя волновало на самом деле?

Он ответил спокойно:

— Вот только не надо упрекать меня в меркантильности. Заметь, я даже не интересуюсь, насколько непугающие картины ты собираешься выставлять в галерее.

Саша ответила с глубоким соменением в голосе:

— Не надо, пожалуйста. Это дело моей жизни. Лучше сейчас скажи, что ты пошутил.

— У нас ... ювелиров, говорят: «Ничто так не укрепляет веру в человека, как предоплата».

Тон его стал деловым:

Я тут пообщался с юристом. Лучше всего открыть благотворительный фонд. Там с налогами проще, платежами... Устав и прочее подготовили.

Она молча слушала. Йосик продолжал.

— Я предлагаю поехать и все подписать. И отправить на согласование. Как только мы откроем счет, я положу на него деньги. Пока миллион. Понимаю, что нужно в несколько раз больше, но...

Александра перебила его:

— Но ты даже не узнал моего мнения....

Но он увлеченно продолжал:

— Это все формальности. Мы будем учредителями, я — председателем фонда, ты возглавишь попечительский совет. Там все будет законно.

Александра надула губки:

— То есть, ты уже все решил? Я так не люблю!

К Йосику вернулось хладнокровие:

— Последнее слово за тобой. Все равно без тебя и твоих паспортных данных я ничего не смогу сделать. Последнее слово за тобой, я только взял на себя рутинную часть и прозондировал почву. Ты можешь ознакомиться со всеми документами.

Саша продолжала сомневаться:

— И ты готов положить миллион? Ты же меня совсем не знаешь....

Он ответил с ироничной улыбкой:

— Можешь считать меня свои личным Робин Гудом. А когда я внесу деньги, ты сможешь быть во мне уверена.

Он улыбнулся задорной, почти мальчишеской улыбкой:

— Поехали?

Саша безуспешно пыталась скрыть свою радость.

Она ответила, стараясь говорить как можно равнодушнее:

— Хорошо. Но я все документы перечитаю.

Массивная дверь снова скрипнула, выпуская их из галереи. И уже глухо, из за закрытой двери, донесся возмущенный возглас Александры:

— Подожди! То, что, считаешь меня бедной?!

Иллюстрация для нового романа в жанре авантюрной прозы «Книжный клуб». Художник Елизавета Тягунова
Иллюстрация для нового романа в жанре авантюрной прозы «Книжный клуб». Художник Елизавета Тягунова