Art Dubai 2025 вновь подтвердил статус главной арт-платформы Ближнего Востока, объединив 100+ галерей из 50+ городов в три секции: Bawwaba, Contemporary и Digital. Эта ярмарка стала одновременно витриной новейших тенденций и пространством для личных открытий посетителей и их диалога с креаторами.

Поделюсь своими фаворитами среди стендов и художников.

BAWWABA: пространство перехода

Секция BAWWABA посвящена новым, в том числе созданным специально для этой ярмарки работам. Главный вопрос, который задаёт куратор Мириам Варадинис: «Как мы можем представить себе новые формы сосуществования — между людьми и самой планетой?»

Ответы художников — не прямые. Это интуитивные жесты, личные истории, попытки найти опору. BAWWABA (с араб. «ворота») становится вратами к современному искусству — это срез того, чем оно живёт здесь и сейчас. И как оно может не только реагировать на события, но и влиять на общество.

Али Ганджави (O Gallery)

Среди прочих мне понравился иранец Али Ганджави, работающий в трендовой технике «фарфоровой поверхности», при этом изображающий смешение форм. Работы художника интересны тем, что, показывая привычный фигуратив, художник всё равно отражает нестабильность, переходный характер и сам процесс изменения текущей реальности.

При первом взгляде кажется, что ты понимаешь, о чём это, но если постоять подольше и сосредоточиться — становится ясно, что есть процесс изменения. И вот этот процесс изменения, мне кажется, очень сильно отражает текущую мировую реальность. Причём всё это в достаточно тёмном, даже немного тревожном свете. 

Работы Али Ганджави (фото Евгении Ходаковой)
Работы Али Ганджави (фото Евгении Ходаковой)

Гульнур Мукажанова (Aspan Gallery)

В той же секции в галерее Aspan был представлен впечатляющий национальный казахский икат в форме живописи — работа Гульнур Мукажановой в серии Shadows of Hope (2024). Икат выполнен из тонкой мериносовой шерсти, вручную свалянной в технике фелтинга: художница работает с шерстью как с живым материалом, создавая плавные, направленные штрихи, которые напоминают мазки кисти и передают текучесть краски.

В серии Shadows of Hope художница исследует темы устойчивости и надежды через трудоёмкий процесс ручной работы. Этот проект предлагает зрителю погружение в многослойный и тактильный мир, где традиционные техники Центральной Азии встречаются с современными художественными практиками. Икат мы узнаем как традиционную технику, но само изображение осовременено художницей и сами полотна выглядят, как современная абстракция. Удачное переосмысление традиционного патерна.

Shadows of Hope, Гульнур Мукажанова (фото Евгении Ходаковой)
Shadows of Hope, Гульнур Мукажанова (фото Евгении Ходаковой)

Kaimurai (BLUEPRINT12 Gallery)

Понравилась галерея BLUEPRINT12 из Дели с целостным, минималистичным стендом, представившим Kaimurai — Абишека Ганеша Джаяшри. Его практика — это диалог между органическими формами и потоками энергии, вдохновлённый культурными, архитектурными и природными чертами Индии.

Ключевой материал Kaimurai — натуральный индиго, метафора коллективной памяти, труда и циклов природы: пигмент традиционно создаётся многими руками, что символизирует сотрудничество и преемственность. Работы художника создают впечатление очень абстрактных, но при этом мощных ритуальных знаков. Они дают целостное ощущение основательности и стабильности. Некоторый вектор движения больше похож на мерцание, в то время как основа каждого произведения фундаментальна. Возможно, незыблемости им добавляют переработанные образы индийской архитектуры.

Художественный процесс сродни ритуалу, медитативному взаимодействию духовного и материального — и это видно. На любую из работ можно смотреть вечно. Это чувство поддерживает звуковое сопровождение стенда, создающее эффект полного погружения.

Работы Kaimurai (фото Евгении Ходаковой)
Работы Kaimurai (фото Евгении Ходаковой)

Основная секция: междисциплинарность и символы власти

Основная секция Art Dubai — пространство диалога между традициями и современностью, где ведущие галереи мира представляют работы признанных и перспективных художников. В этом году Contemporary-секция стала настоящим центром мультидисциплинарных экспериментов и культурных пересечений.

Здесь были представлены проекты, которые задают вопросы власти, идентичности и памяти через различные медиумы.

Никита Алексеев (Iragui projects)

Московская галерея Iragui представила работы концептуалиста Никиты Алексеева, в том числе из серии «Параллельная орнитология», где темы птиц и повседневности переплетаются в ироничном, но глубоком визуальном взаимодействии.

Серия «Параллельная орнитология» исследует пересечения между природой и культурой, создавая параллели между живыми существами и символами повседневности: например, «Другая кукушка».

«Параллельная орнитология», Никита Алексеев (фото Евгении Ходаковой)
«Параллельная орнитология», Никита Алексеев (фото Евгении Ходаковой)

Карлос Норонья Фейо (Iragui projects)

Там же был представлен португальский художник Карлос Норонья Фейо — один из концептуально глубоких авторов современного искусства. Его практика охватывает широкий спектр медиа: перформанс, видео, живопись, рисунок, фотографию, инсталляции и ковровую технику.

На ярмарке были показаны мандалы в ковровой технике, сочетающие восточные и западные традиции в визуальном языке, который выходит за рамки одной культуры и становится универсальным. Это сложные символические конструкции, в которых переплетаются локальные и глобальные идентичности.

Работа Карлоса Норонья Фейо (фото Евгении Ходаковой)
Работа Карлоса Норонья Фейо (фото Евгении Ходаковой)

Карлос Айрес (SABRINA AMRANI Gallery)

Галерея из Мадрида представила проект испанского художника Карлоса Айреса, известного своей мультидисциплинарной практикой и критическим взглядом на современное общество. В центре экспозиции — коллажи из настоящих денежных купюр, выложенные в форме символа бесконечности. Работа стала мощным визуальным и концептуальным акцентом ярмарки. Пожалуй, одно из самых впечатляющих художественных высказываний для меня.

Карлос Айрес работает с денежными знаками как с символами власти, экономических и культурных отношений. Медиум коллажа из денежных купюр оказывается одновременно доступным и провокационным, а потому понятным и привлекательным для широкой аудитории.

Работа Карлоса Айреса (фото Евгении Ходаковой)
Работа Карлоса Айреса (фото Евгении Ходаковой)

Digital: искусство на стыке реальности и виртуальности

Digital-секция Art Dubai 2025 стала самостоятельной вселенной, где технологии и искусство сплелись воедино.

Тема «After the Technological Sublime» (После технологического возвышения), выбранная куратором Гонсало Эрреро Деликато, задала тон всей экспозиции — здесь художники исследуют не только эстетику виртуальных миров, но и сам процесс цифровизации, обращаясь к вопросам экологии, идентичности и границ между реальным и виртуальным пространством.

Среди виртуальных проектов особенно выделялись те, в которых цифровые технологии становятся метафорой изменений в природе и обществе.

IMMATERIKA

Запомнилась инсталляция с цифровыми цветами, «посаженными» в настоящие горшки с землёй: эта работа тонко иллюстрирует слияние физического и виртуального, показывая, как технологии проникают в повседневную жизнь и меняют наше восприятие природы.

«Цветы-киборги» созданы с помощью искусственного интеллекта и переработки фотографий реальных растений — проект основан на документальном путешествии по разным экосистемам планеты. Каждому цифровому цветку соответствует реальное дерево, рост которого коллекционеры могут отслеживать благодаря сотрудничеству с компанией, занимающейся лесовосстановлением в Средиземноморье. Так создаётся ощутимая связь между искусством и экологией.

Для меня работа итальянских художников Fioriture Sintetiche — самая значимая в секции Digital, которая не только радует глаз, но и заставляет задуматься о будущем нашей планеты и месте искусства в этом процессе, это такая тонкая метафора слияния физического и виртуального.

Matteo Mandelli e Luca Baldocchi, Fioriture Sintetiche, 2025 (фото Artuu Magazine)
Matteo Mandelli e Luca Baldocchi, Fioriture Sintetiche, 2025 (фото Artuu Magazine)

AAF PROJECTS X ELLEN SHEIDLIN STUDIO

В этой же секции была представлена художница русского происхождения Елена Шейдлина, её цифровой мир далёк от привычной игровой эстетики и ближе к личной мифологии. Все произведения объединяет узнаваемый стиль Шейдлиной — «сюрвиртуализм»: цифровые технологии сочетаются с классическими мотивами живописи, скульптуры и фотографии.

Особенность этого моностенда — его глубоко авторский характер: здесь представлена целостная философия художницы о том, как искусство формирует наше восприятие, и её личный мир, реализованный с помощью самых разных цифровых и традиционных техник.

Работы Елены Шейдлиной (фото Евгении Ходаковой)
Работы Елены Шейдлиной (фото Евгении Ходаковой)

BREAKFAST IN COLLABORATION WITH ACE ART ADVISORY

Популярностью у публики пользовались работы бруклинского художника BREAKFAST. Он прославился своими кинетическими скульптурами, которые соединяют искусство и инженерную мысль, превращая абстрактные данные в осязаемое движение и визуальные эффекты.

Например, по мере роста выбросов CO₂ поверхность 7-метровой кинетической скульптуры Carbon Wake начинает волноваться, а при переходе к чистой энергии — успокаивается. В работе Lisbon Warming Sea (2025) данные о температуре воды у побережья Лиссабона превращаются в золотые «пузыри» на поверхности, а отражение зрителя искажается при потеплении океана. Работа Water (2025), имитирует поверхность воды: по мере движения рук зрителя по поверхности скульптуры появляются волны, но их интенсивность зависит от данных о засухе в выбранном регионе мира — чем суше, тем менее отзывчива поверхность.

Работа BREAKFAST (фото Евгении Ходаковой)
Работа BREAKFAST (фото Евгении Ходаковой)

INLOCO

Любопытный проект представила галерея из Дубая: 20 керамических скульптур птиц художника из Ирана Мохсена Хазрати, каждая из которых снабжена NFC-меткой. Прикоснувшись к скульптуре, зритель попадает на веб-страницу, где искусственный интеллект генерирует поэтический отклик, вдохновленный стихами персидских классиков — Хафиза и Руми.

Эта серия — пример phygital-подхода, где физический объект становится порталом в цифровой мир смыслов и эмоций — соответствует философии галереи INLOCO: экспериментам с тем, как искусство может существовать одновременно «на месте» и в цифровой среде.

Работа на стенде INLOCO (фото Евгении Ходаковой)
Работа на стенде INLOCO (фото Евгении Ходаковой)

Компактно, но насыщенно

Если говорить о личных впечатлениях, то Art Dubai показался мне очень компактным по сравнению с недавним Art Basel в Гонконге, но при этом логично структурированным по трём секциям.

Одна из них — Digital — оставила двойственное ощущение. С одной стороны, большинство работ напоминали ролики к компьютерным играм, и не всегда было понятно, для кого они — для людей из геймдизайна или для тех, кто далёк от игровой индустрии. Дело в том, что в большинстве работ использовались готовые 3D-модели для покупки и использования в компьютерных играх, к которым художники создавали новые скины. С другой стороны, именно симбиоз цифрового искусства с реальной жизнью кажется самым перспективным.

Выделяет Art Dubai среди событий в мире искусства заметное противостояние (или его попытка) западной системе арт-бизнеса и привлечение художников глобального юга.

Атмосфера была очень дружелюбной: во второй день пространство заполнили группы русскоговорящих коллекционеров, студенты, школьники, профессиональные кураторы и эксперты арт-рынка. Всё было удобно: отдельные зоны для книг, кофе и обедов, что позволяло спокойно обсуждать увиденное. Весь Art Dubai можно было обойти и осмыслить за три часа, при этом остаться с ощущением полноты и насыщенности. Это место, где хочется не только смотреть, но и слушать, ощущать, спорить и открывать — и непременно возвращаться снова.