Art Dubai 2025 вновь подтвердил статус главной арт-платформы Ближнего Востока, объединив 100+ галерей из 50+ городов в три секции: Bawwaba, Contemporary и Digital. Эта ярмарка стала одновременно витриной новейших тенденций и пространством для личных открытий посетителей и их диалога с креаторами.
Поделюсь своими фаворитами среди стендов и художников.
BAWWABA: пространство перехода
Секция BAWWABA посвящена новым, в том числе созданным специально для этой ярмарки работам. Главный вопрос, который задаёт куратор Мириам Варадинис: «Как мы можем представить себе новые формы сосуществования — между людьми и самой планетой?»
Ответы художников — не прямые. Это интуитивные жесты, личные истории, попытки найти опору. BAWWABA (с араб. «ворота») становится вратами к современному искусству — это срез того, чем оно живёт здесь и сейчас. И как оно может не только реагировать на события, но и влиять на общество.
Али Ганджави (O Gallery)
Среди прочих мне понравился иранец Али Ганджави, работающий в трендовой технике «фарфоровой поверхности», при этом изображающий смешение форм. Работы художника интересны тем, что, показывая привычный фигуратив, художник всё равно отражает нестабильность, переходный характер и сам процесс изменения текущей реальности.
При первом взгляде кажется, что ты понимаешь, о чём это, но если постоять подольше и сосредоточиться — становится ясно, что есть процесс изменения. И вот этот процесс изменения, мне кажется, очень сильно отражает текущую мировую реальность. Причём всё это в достаточно тёмном, даже немного тревожном свете.

Гульнур Мукажанова (Aspan Gallery)
В той же секции в галерее Aspan был представлен впечатляющий национальный казахский икат в форме живописи — работа Гульнур Мукажановой в серии Shadows of Hope (2024). Икат выполнен из тонкой мериносовой шерсти, вручную свалянной в технике фелтинга: художница работает с шерстью как с живым материалом, создавая плавные, направленные штрихи, которые напоминают мазки кисти и передают текучесть краски.
В серии Shadows of Hope художница исследует темы устойчивости и надежды через трудоёмкий процесс ручной работы. Этот проект предлагает зрителю погружение в многослойный и тактильный мир, где традиционные техники Центральной Азии встречаются с современными художественными практиками. Икат мы узнаем как традиционную технику, но само изображение осовременено художницей и сами полотна выглядят, как современная абстракция. Удачное переосмысление традиционного патерна.

Kaimurai (BLUEPRINT12 Gallery)
Понравилась галерея BLUEPRINT12 из Дели с целостным, минималистичным стендом, представившим Kaimurai — Абишека Ганеша Джаяшри. Его практика — это диалог между органическими формами и потоками энергии, вдохновлённый культурными, архитектурными и природными чертами Индии.
Ключевой материал Kaimurai — натуральный индиго, метафора коллективной памяти, труда и циклов природы: пигмент традиционно создаётся многими руками, что символизирует сотрудничество и преемственность. Работы художника создают впечатление очень абстрактных, но при этом мощных ритуальных знаков. Они дают целостное ощущение основательности и стабильности. Некоторый вектор движения больше похож на мерцание, в то время как основа каждого произведения фундаментальна. Возможно, незыблемости им добавляют переработанные образы индийской архитектуры.
Художественный процесс сродни ритуалу, медитативному взаимодействию духовного и материального — и это видно. На любую из работ можно смотреть вечно. Это чувство поддерживает звуковое сопровождение стенда, создающее эффект полного погружения.

Основная секция: междисциплинарность и символы власти
Основная секция Art Dubai — пространство диалога между традициями и современностью, где ведущие галереи мира представляют работы признанных и перспективных художников. В этом году Contemporary-секция стала настоящим центром мультидисциплинарных экспериментов и культурных пересечений.
Здесь были представлены проекты, которые задают вопросы власти, идентичности и памяти через различные медиумы.
Никита Алексеев (Iragui projects)
Московская галерея Iragui представила работы концептуалиста Никиты Алексеева, в том числе из серии «Параллельная орнитология», где темы птиц и повседневности переплетаются в ироничном, но глубоком визуальном взаимодействии.
Серия «Параллельная орнитология» исследует пересечения между природой и культурой, создавая параллели между живыми существами и символами повседневности: например, «Другая кукушка».

Карлос Норонья Фейо (Iragui projects)
Там же был представлен португальский художник Карлос Норонья Фейо — один из концептуально глубоких авторов современного искусства. Его практика охватывает широкий спектр медиа: перформанс, видео, живопись, рисунок, фотографию, инсталляции и ковровую технику.
На ярмарке были показаны мандалы в ковровой технике, сочетающие восточные и западные традиции в визуальном языке, который выходит за рамки одной культуры и становится универсальным. Это сложные символические конструкции, в которых переплетаются локальные и глобальные идентичности.

Карлос Айрес (SABRINA AMRANI Gallery)
Галерея из Мадрида представила проект испанского художника Карлоса Айреса, известного своей мультидисциплинарной практикой и критическим взглядом на современное общество. В центре экспозиции — коллажи из настоящих денежных купюр, выложенные в форме символа бесконечности. Работа стала мощным визуальным и концептуальным акцентом ярмарки. Пожалуй, одно из самых впечатляющих художественных высказываний для меня.
Карлос Айрес работает с денежными знаками как с символами власти, экономических и культурных отношений. Медиум коллажа из денежных купюр оказывается одновременно доступным и провокационным, а потому понятным и привлекательным для широкой аудитории.

Digital: искусство на стыке реальности и виртуальности
Digital-секция Art Dubai 2025 стала самостоятельной вселенной, где технологии и искусство сплелись воедино.
Тема «After the Technological Sublime» (После технологического возвышения), выбранная куратором Гонсало Эрреро Деликато, задала тон всей экспозиции — здесь художники исследуют не только эстетику виртуальных миров, но и сам процесс цифровизации, обращаясь к вопросам экологии, идентичности и границ между реальным и виртуальным пространством.
Среди виртуальных проектов особенно выделялись те, в которых цифровые технологии становятся метафорой изменений в природе и обществе.
IMMATERIKA
Запомнилась инсталляция с цифровыми цветами, «посаженными» в настоящие горшки с землёй: эта работа тонко иллюстрирует слияние физического и виртуального, показывая, как технологии проникают в повседневную жизнь и меняют наше восприятие природы.
«Цветы-киборги» созданы с помощью искусственного интеллекта и переработки фотографий реальных растений — проект основан на документальном путешествии по разным экосистемам планеты. Каждому цифровому цветку соответствует реальное дерево, рост которого коллекционеры могут отслеживать благодаря сотрудничеству с компанией, занимающейся лесовосстановлением в Средиземноморье. Так создаётся ощутимая связь между искусством и экологией.
Для меня работа итальянских художников Fioriture Sintetiche — самая значимая в секции Digital, которая не только радует глаз, но и заставляет задуматься о будущем нашей планеты и месте искусства в этом процессе, это такая тонкая метафора слияния физического и виртуального.

AAF PROJECTS X ELLEN SHEIDLIN STUDIO
В этой же секции была представлена художница русского происхождения Елена Шейдлина, её цифровой мир далёк от привычной игровой эстетики и ближе к личной мифологии. Все произведения объединяет узнаваемый стиль Шейдлиной — «сюрвиртуализм»: цифровые технологии сочетаются с классическими мотивами живописи, скульптуры и фотографии.
Особенность этого моностенда — его глубоко авторский характер: здесь представлена целостная философия художницы о том, как искусство формирует наше восприятие, и её личный мир, реализованный с помощью самых разных цифровых и традиционных техник.

BREAKFAST IN COLLABORATION WITH ACE ART ADVISORY
Популярностью у публики пользовались работы бруклинского художника BREAKFAST. Он прославился своими кинетическими скульптурами, которые соединяют искусство и инженерную мысль, превращая абстрактные данные в осязаемое движение и визуальные эффекты.
Например, по мере роста выбросов CO₂ поверхность 7-метровой кинетической скульптуры Carbon Wake начинает волноваться, а при переходе к чистой энергии — успокаивается. В работе Lisbon Warming Sea (2025) данные о температуре воды у побережья Лиссабона превращаются в золотые «пузыри» на поверхности, а отражение зрителя искажается при потеплении океана. Работа Water (2025), имитирует поверхность воды: по мере движения рук зрителя по поверхности скульптуры появляются волны, но их интенсивность зависит от данных о засухе в выбранном регионе мира — чем суше, тем менее отзывчива поверхность.

INLOCO
Любопытный проект представила галерея из Дубая: 20 керамических скульптур птиц художника из Ирана Мохсена Хазрати, каждая из которых снабжена NFC-меткой. Прикоснувшись к скульптуре, зритель попадает на веб-страницу, где искусственный интеллект генерирует поэтический отклик, вдохновленный стихами персидских классиков — Хафиза и Руми.
Эта серия — пример phygital-подхода, где физический объект становится порталом в цифровой мир смыслов и эмоций — соответствует философии галереи INLOCO: экспериментам с тем, как искусство может существовать одновременно «на месте» и в цифровой среде.

Компактно, но насыщенно
Если говорить о личных впечатлениях, то Art Dubai показался мне очень компактным по сравнению с недавним Art Basel в Гонконге, но при этом логично структурированным по трём секциям.
Одна из них — Digital — оставила двойственное ощущение. С одной стороны, большинство работ напоминали ролики к компьютерным играм, и не всегда было понятно, для кого они — для людей из геймдизайна или для тех, кто далёк от игровой индустрии. Дело в том, что в большинстве работ использовались готовые 3D-модели для покупки и использования в компьютерных играх, к которым художники создавали новые скины. С другой стороны, именно симбиоз цифрового искусства с реальной жизнью кажется самым перспективным.
Выделяет Art Dubai среди событий в мире искусства заметное противостояние (или его попытка) западной системе арт-бизнеса и привлечение художников глобального юга.
Атмосфера была очень дружелюбной: во второй день пространство заполнили группы русскоговорящих коллекционеров, студенты, школьники, профессиональные кураторы и эксперты арт-рынка. Всё было удобно: отдельные зоны для книг, кофе и обедов, что позволяло спокойно обсуждать увиденное. Весь Art Dubai можно было обойти и осмыслить за три часа, при этом остаться с ощущением полноты и насыщенности. Это место, где хочется не только смотреть, но и слушать, ощущать, спорить и открывать — и непременно возвращаться снова.