Если вы ничего и никого не боитесь — ни болезней, ни высоты, ни бедности, ни одиночества, ни позора, ни смерти, ни жизни, ни Бога, ни черта, то эта статья вам явно не пригодится. 

Если же дела обстоят не так, или не совсем так, то, скорее всего, вам поможет информация от Джеммы Бейбуд-заде-Уголини, кризисного психолога, эксперта по психологическому сопровождению детей и подростков с СДВГ, с которой я записала интервью на тему преодоления страха. 

Джемма Бейбуд-заде-Уголини. Фото из архива Джеммы 
Джемма Бейбуд-заде-Уголини. Фото из архива Джеммы 

Джемма: Одолением страха я начала заниматься давно — с детства, с момента, когда мандраж заставлял меня забывать всю программу на экзаменах по музыке. С переменным успехом у меня получалось выйти, сесть за рояль и отыграть выученное за четверть на твердую оценку.

Это врожденная смелость и СДВГ-шная гиперактивность выносили меня каждый раз в нужном направлении. Страх как состояние я переставала испытывать сразу же после того, как выходила с экзамена. Но страх как присутствующая часть характера всего лишь прятался на какой-то срок и вылезал в виде склонности тревожиться.

Он, вылезая время от времени, как бы говорил мне:

— Я всегда с тобой. Не старайся меня победить, ибо я — непобедим. Я — часть твоего характера. И, хотя ты считаешь себя неисправимым оптимистом, все равно ты будешь тревожиться. Как в детстве ты тревожилась о хороших оценках, в молодости — об отношениях, потом — о родившемся сыне, чуть позже — о заболевших близких, о стареющих родителях, уже о взрослом сыне, о работе, о переездах, о собственном здоровье. Короче говоря, обо всем. 

Да, мир корпоративных продаж давным-давно научил меня просчитывать варианты развития событий почти со стопроцентной точностью. Но с начала пандемии мы все оказались в ситуации такой сильной неопределенности, что для нас стало привычным так или иначе предполагать скорее худшее, чем лучшее.

Чего же мы все боимся больше всего? Два дракона — страх смерти и страх неизвестности — заставляют нас терять здравый смысл и полностью вырубают способность мыслить. Представить себе свое небытие — невозможно. Это объединяет всех: и смелых, и тех, у кого генетически тревожный характер. 

Все наши страхи осуществляются через тело, а рождаются в мозгу, где находится центр страха, состоящий из нескольких «этажей». Как мы его ощущаем? Стеснение дыхания, сердцебиение, дрожь, пот, побледнение, головокружение, и самое главное — напряжение и скованность в определенных группах мышц. Тело — исполнитель. Кровь с адреналином — посредники.

Когда, после папиной смерти в 2013г., я столкнулась со своей первой в жизни панической атакой, испытала практически все из вышеперечисленного, и меня на Скорой отвезли в больницу, я приняла решение приручить страх. И начало этому положил мой учитель йоги — один из первых йоготерапевтов в СССР — Виктор Бойко. Он сказал мне тогда: «Страх — часть тебя, и, если ты перестанешь от него убегать и примешь его как часть себя, ты осознаешь свою внутреннюю свободу и сможешь его увеличивать и уменьшать. Прими новую жизненную позицию, новое отношение к себе и происходящему, включи в свою ежедневную рутину некоторые техники, и ты научишься управлять страхом. Он просто не окончательно приручен, и мы сейчас начнем с ним взаимодействовать». И мы начали. Через тело. Он учил меня расслаблять мышцы и мозг в шавасане около 2-х месяцев. Учил дышать по-новому. Медитировать. И я поняла, что приручу страх. Что он мне больше не будет мешать, что бы ни происходило в моей жизни.

Когда пять лет назад в мире началась пандемия, город Бергамо в Италии первым принял на себя удар. Люди заболевали семьями, дикий страх задохнуться во сне и не проснуться — парализовывал. Никто тогда понятия не имел, как лечить это чудовище. Скорые не успевали приехать даже на половину вызовов. Люди умирали, задыхаясь в страшных муках, прямо на руках у своих родных. Именно тогда я стала изучать и практиковать популярную в Европе Софрологию, которая объединила в себе практики расслабления мышц, медитативные практики, дыхательные техники, визуализацию. Мною руководило желание помогать людям справляться с этим звериным страхом смерти. Я чувствовала внутреннюю потребность в этом. Психологическая помощь другим помогала мне тогда справляться и со своим собственным страхом перед этим стихийным бедствием. 

Чуть позже, когда я получила степень по кризисной психологии, начала много консультировать и получать огромную насмотренность в контексте человеческих судеб, сталкиваясь ежедневно с такими разными по содержанию, но, по сути, такими похожими между собой историями клиентов, я поняла одну важную вещь — сегодняшний жизненный темп активировал практически у всех людей беспрецедентный уровень повышенной тревожности. Этот сумасшедший бег: больше денег, лучше недвижимость, круче машина, дороже школа для ребенка, породил злобного монстра — неосознаваемую большинством внутреннюю тревогу. Именно тревога гонит нас скупать бесполезные курсы по проработке мамы и рода, записываться к психологам, которые обещают за одну встречу избавить вас от ПТСР, уезжать на айауаску, где вам скармливают галлюциногены, покупать и потреблять, потреблять все, что можно потребить. Именно она включает нерациональные механизмы защиты, чтобы получить хотя бы минутку индульгенции и хоть какое-то успокоение. 

А потом вы возвращаетесь в свою жизнь. И остаетесь один на один со своей тревогой и страхами. И они обесточивают вас, потому что вы только что столкнулись с разбитыми вдребезги надеждами и разочарованностью. Те самые нерациональные механизмы защиты продолжают гнать ваши мысли в направлении «курс был не такой», «я — жирная свинья», «муж — изменник и абьюзер», «жизнь — боль» и т.д. Но вы продолжаете бежать в ожидании очередной подножки от жизни. А ведь выигрывают забеги и получают медали не те бегуны, которые бегут быстрее остальных, а те, у которых хватает сил дойти до финиша. Как вы думаете, почему им это удается? Я вам отвечу — потому что они имеют внутреннее депо выносливости, которое им это позволяет. Они знают, как накапливать и рассчитывать силы, не выдыхаясь до самого дна.

Так о чем же Софрология? Софрология – это ключ к управлению собой. Это направление в психологии, которое призвано обучить человека глубокому расслаблению, осознанности, управлению вниманием для того, чтобы у человека образовалось внутреннее депо, позволяющее выдерживать нагрузки и выигрывать жизненные медали. Она сочетает дыхательные техники, телесные практики и визуализацию, помогая возвращать контроль над своими эмоциями, мыслями и телесными реакциями на происходящее в контексте вашей жизни.

Когда вы осваиваете софрологические упражнения и практикуете их ежедневно, хотя бы по 15 минут, вы учитесь замедляться, контактировать с собой, и вдруг замечаете: за паникой, за тревогой всегда прячется… покой и внутренняя сила. Софрология позволяет увидеть это, прикоснуться к этому. Медленное пятиминутное дыхание — это возможность сказать своему телу: «Ты в безопасности, все хорошо».Софрология учит: «Ты — твоя опора. Ты можешь остановиться, почувствовать опору в ногах, в позвоночнике, в каждом вдохе». Софрологические практики возвращают самое ценное — создание и управление внутренним состоянием. Вы становитесь наблюдателем своих эмоций, а не их пленником.

И, если жизненная ситуация посылает вам «сигнал тревоги», вы, на фоне достигнутой в ежедневных коротких практиках доминанты внутреннего баланса, определяете уже как наблюдатель: а что для вас означает «страшно», и откуда вам тревожно. Вы больше не ломаетесь, и адреналин не диктует вашему телу реакции. Ваша парасимпатическая система настолько активна, а амигдала настолько спокойна, что эта выносливость становится вашим якорем во все времена. 

Попробуйте со мной прямо сейчас, и вы поймете, как это работает:

Закройте глаза и вспомните самый чистый легкий воздух, каким вы дышали когда-либо. Медленный плавный вдох и легкий чистый воздух наполняет кисти рук, плечи, выдох — и выходит через руки. Вдох — воздух заполняет ступни, голени, бедра, живот, грудь; выдох — и он плавно выходит через ноги.

Вдох — воздух заполняет все ваше тело. Свойства воздуха теперь свойства вашего тела: легкость, прозрачность, невесомость. Вы и есть этот чистый, прозрачный легкий воздух.

Представьте себе ласковую голубую воду. Вы лежите в голубом бассейне. Вдох — и вода заполняет ваши руки, плечи. Выдох — и она выходит через руки. Вдох — и вода заполняет ноги, выдох — выходит через ноги. 

Вдох — и все ваше тело полностью наполняется чистой голубой водой. Вы растворяетесь в ней. Свойства воды теперь свойства вашего тела и вашей психики: текучесть, подвижность, всепроникаемость.

А теперь представьте себе мощное, красивое дерево. Вдох — и ваши руки и плечи становятся ветвями этого дерева. Выдох — и вы обретаете все свойства этого дерева: гибкость, грациозность, прочность.

Это и есть Софрология — свобода, гармония и безграничная сила, которые всегда начинаются в нашем воображении. Это огромный арсенал обесстрашивания и саморегуляции нас самих, и он намного мощнее, чем привычка тревожиться.  

С Софрологией ваше Внутреннее Светило всегда высоко. И вы – всегда Большой, а тревожные жизненные обстоятельства — всегда маленькие. И вы повторяете себе: 

«Я — есть. Я — здесь».