— Дарья, как и когда пришла идея создания своего театра «Ирбис»?
— У меня с детства была мечта создать свой театр, создать дом для ребят, в котором они могли бы заниматься любимым делом и дарить своё творчество другим ребятам. Со временем была создана театральная студия «Ирбис». И когда я её создавала в 2012 году у меня уже был задел на будущее, что когда-то мы обязательно придём к собственному театру, к собственной площадке. Так и сложилось, и с 2020 года у нас появился свой дом — Юношеский театр Ирбис (ЮТИ).
— Каким вы представляли себе ЮТИ в начале? Совпала ли реальность с ожиданиями?
— Я сама выросла в камерном театре. Когда я жила и работала в Красноярске в мим-театре «За двумя зайцами», у нас была небольшая сцена, небольшой зал. Мне очень нравилась эта атмосфера, потому что ты находишься в более интимном общении со зрителями. Ты можешь более достоверно поделиться своими переживаниями, и зрители могут быть практически соучастниками этого действия. Мне всегда хотелось иметь камерную сцену. И в принципе, для ребят существование в камерной сцене намного проще на начальных этапах. И гораздо легче отработать свои навыки, чем в большом пространстве. И действительно, у нас появился свой зал на 70 зрительных мест. В принципе, можно сказать, что ожидания совпали с реальностью. Мы сделали всё очень профессионально: и кулисы, и покрытие, и софиты, и музыкальное оборудование. Зрительный зал сделан на профессиональном уровне, вместе с тем сохранена камерность и интимность, когда мы общаемся со зрителем практически на расстоянии вытянутой руки.
— В чём особенность спектаклей ЮТИ?
— Главная особенность в том, что у нас на площадке играют дети и подростки. Это наши студийцы и выпускники. И к нам приходят смотреть такие же, как они. Тоже подростки, которые скорее всего не занимаются театром. И получается, что дети играют для детей. Это была моя философия. Детям легче воспроизвести какие-то истины и понять смыслы, когда они видят себе подобных, которые рассуждают на глобальные темы.
— Какие спектакли можно увидеть в ЮТИ?
— В ЮТИ вы можете увидеть самые разнообразные спектакли. Это спектакли, которые поставлены по общемировой драматургии. И русской, и зарубежной. Также советская, современная драматургия. Если пройтись по названиям, то это «Дядюшкин сон» Достоевского, «Амадей» по пьесе Питера Шефера, «Эшелон» Рощина и Казанцева. Такой пластический перформанс как Аквариум — это авторская драматургия. Спектакль «Преступление и наказание» Достоевского и многие другие работы. У нас есть спектакли и для самых маленьких. Например, «Экзамен для маленькой колдуньи». Спектакль «Вперёд, котёнок» тоже для малышей от 6 лет. Поэтому у нас вы можете найти достаточно разнообразный репертуар на любой возраст.
— Можно ли взрослым ходить на эти спектакли и почему?
— Можно ходить и нужно! К нам ходит очень много взрослых и это не только родители наших студийцев. Это совершенно разные взрослые. И все делятся впечатлениями о том, что ребята играют очень честно, очень искренне, заразительно. И многие говорят, что они больше понимают и переживают, чем в профессиональном театре только за счёт того, что ребята действительно очень искренние в своей подаче. Также взрослый человек, видя, как играет ребёнок, возможно, воспроизведёт какие-то смыслы и истины уже в известных ему произведениях по-другому. Поэтому обязательно ходите и заряжайтесь энергией! Также к нам приходит много разных ребят из благотворительных и социальных фондов, с их родителями. Мы дарим билеты, мы помогаем им в том, чтобы они приобщались к культуре и получали позитивные эмоции. Мы получаем очень много благодарностей от этих фондов, и мы рады, что у нас идёт такое плодотворное сотрудничество.
— Есть ли у ЮТИ миссия и внутренняя философия?
— Очень интересный вопрос. И для меня, наверное, это миссия — нести добро в мир. Говорить со зрителями языком великой драматургии о добре, о мире, о свете.
Исследовать какие-то причинно-следственные связи того, почему получается не всегда так, как мы хотим? Где человек может ошибиться, и как из этого выйти? Поэтому в первую очередь наша миссия — это нести добро, свет и помогать людям разбираться в ситуациях. Не только в тех, которые обозначены в пьесе, но и в тех ситуациях, которые возможно происходят у них в жизни. Мы воспитываем артистов в свободе, и для нас очень важно, чтобы артист, выходя на сцену, действительно проживал то, что он играет. Проживал и пропускал через себя. И чтобы те эмоции, которые обозначены у драматурга, были неподдельные. И по максимуму были переданы нашим зрителям.
— С какими трудностями вы столкнулись в первые месяцы существования театра?
— Самая первая трудность была в том, что у нас ещё не было большого репертуара для театра, для своей сцены, и мы начали с задела на будущее. И поначалу, поскольку я — режиссёр, мне приходилось более активно включаться в постановки и комплектовать репертуар. Вторая трудность, которая не менее важна — это, конечно, зритель. Потому что нас ещё никто не знал, и люди всегда с опаской ходят на спектакли, которые играют дети. И пришлось немало поработать над тем, чтобы зарекомендовать себя и показать, что наш уровень, несмотря на то, что играют подростки, очень высокий. К нам приходили профессионалы, режиссёры, которые ставят пьесы и в московских театрах, и в других городах, и говорили, что у нас очень достойный уровень, сравнимый с уровнем театральных институтов. Что радует. Трудности, которые были в первое время, мы преодолели, и мы продолжаем двигаться вперёд.
— Почему для вас важно работать именно с подростками и молодыми актёрами?
— Для меня это особая миссия — воспитание нового поколения. Для меня это является целью жизни — дать молодым ребятам такую путёвку в жизнь и возможность попробовать себя в роли артиста, определиться, нужно им это или нет. И посредством великой драматургии прививать ребятам общечеловеческие ценности. Ценности, которые они дальше понесут через свою жизнь и будут делать наш мир прекраснее.
— Как вы видите роль театра в жизни подростков?
— Для меня театр в жизни ребят — это и место творчества, и самопознания, и терапии, и свободы. Это то место, где они приобретают новых друзей, приобретают жизненный опыт. Они взрослеют не только физически, но и психологически. Выносят для себя очень много жизненных уроков. Я уверена, и пройдя определённый этап жизни, вижу на примерах, что они меньше ошибок делают уже в своей взрослой жизни. Они по другому оценивают какие-то ситуации. Поэтому роль театра в жизни ребят мне кажется неоценимой: они приобретают больше, чем просто профессиональный навык, проходят ещё и школу жизни, школу человеческого бытия.
— Как рождаются идеи постановок?
— Идеи постановок рождаются моими замечательными коллегами вместе со мной, как художественным руководителем. Мне очень нравится, что в нашем ЮТИ представлены разные режиссёры, с разным подходом к воплощению материала, к репетициям. С разными жизненными позициями, которые в любом случае ведут к свету и добру. Они выбирают и постановки комедийного жанра, и мюзиклы, и классическую драматургию, где есть что исследовать. Конечно же, каждый такой выбор ориентируется на морально-этические ценности. Какие-то постановки не проходят одобрения. К примеру, для детей сыграть «Медею» —это не совсем то, что нужно. Потому что это такие ценности, которые, возможно, не совсем будут им понятны. Но исследовать творчество Федора Михайловича Достоевского в «Преступлении и наказании» — почему нет? И я даю таким постановкам зелёный свет. У нас работают такие режиссёры как Александр Белкин, Екатерина Быкова, Ян Косолапов, Софья Куцерубова, Елена Капралова, Дарья Гайнуллина, Хорен Чахалян. Самобытные режиссёры, и эта самобытность меня очень привлекает.
— Что по вашему объединяет ребят, которые приходят в ЮТИ?
— Первое, это конечно любовь к театру. Но так же их объединяет желание высказаться и быть услышанными. Поделиться своим внутренним миром, своими переживаниями. Объединяет, конечно, и желание найти новых друзей, новых соратников. Это всегда, мне кажется, очень важно.
— Бывают ли моменты, когда ваши ученики вас удивляют, вдохновляют и чему вы сами у них учитесь?
— Да, конечно, я бы не занималась этой деятельностью, если бы меня не вдохновляли люди. Меня очень вдохновляют ученики. Эти юные создания порой могут высказать такие глубокие вещи, о которых ты сам можешь не задуматься. И они могут сделать на сцене что-то такое, что тебе, как взрослому актёру, никогда не придёт в голову. Я иногда смотрю на них и думаю: как они прожили какую-то сцену! Вместе с ними я расту и уверена, что растут и мои коллеги. Когда мы обсуждаем какие-то темы, мы, возможно, смотрим на них по другому, под другим ракурсом. Под ракурсом нашего молодого поколения.
— Как вы выстраиваете атмосферу в коллективе, чтобы театр оставался живым, тёплым, но при этом профессиональным пространством?
— Путём общения. Я очень часто общаюсь с ребятами. У нас в начале сезона есть сбор труппы, где я каждый год оглашаю одни и те же правила поведения: что нужно уважать друг друга, уважать разных мастеров, что мы все — единый коллектив, несмотря на то, что ЮТИ состоит из разных мастерских. Также мы проводим разные мероприятия, такие как капустник, встреча Нового года, которые тоже делают из ребят единую команду, позволяя объединиться в одном творческом порыве.
— Как вы видите ЮТИ через пять лет?
— Через пять лет ЮТИ — это полноценный, твёрдо стоящий на ногах театр Москвы, в котором продолжают играть подростки для таких же, как они. То есть, дети играют для детей. Театр с достаточно внушительным репертуаром, который несёт в себе позитивные ценности. Театр, который разговаривает с молодежью языком классики, доступным для понимания, и в который приходит всё больше зрителей разных возрастов.
И, конечно же, мы планируем зарекомендовать себя и среди профессионалов. Кстати, мы уже получили Гран-при на всероссийском театральном фестивале за спектакль «Амадей».
На фото обложки: актриса Дарья Марусова. Фото из архива Дарьи
