Анализ публикаций о профориентации в школах с 1964 по 2022 год, опубликованный в журнале Cogent Education, показал интересную динамику: влияние школы на профессиональный выбор из года в год неуклонно растет. Если в начале 2000-х годов только 20% выпускников связывали выбор профессии со школьными предметами и учителями, то 2020-е эта цифра выше почти в два раза. Исследователи Университета Ньюкасла в своем недавнем исследовании также зафиксировали, что 36% школьников определяются с профессией благодаря школьному опыту.

Что изменилось? Во-первых, сами уроки. Современный учитель физики не просто объясняет законы - он показывает, как они работают в робототехнике или при создании электромобилей. На биологии школьники изучают реальные кейсы из генетики и биотехнологий. Математика перестала быть абстрактной наукой: дети видят, как она применяется в анализе данных и создании искусственного интеллекта.

Недавнее исследование Уральского государственного экономического университета выявило важный тренд в профориентации школьников. По данным ученых, изучивших опыт работы профильных классов в российских школах, радикально изменился возраст, когда дети начинают интересоваться будущей профессией. Если 10-15 лет назад этот вопрос поднимался в основном в старших классах, то сейчас дети начинают задумываться о будущей работе уже в начальной школе. К 7-8 классу современные подростки обычно имеют представление о 3-4 интересных им профессиональных областях.

Важное изменение - это подход к профориентации. Сухие лекции о профессиях ушли в прошлое. Согласно исследованию Cogent Education, практический опыт оказывается в три раза эффективнее теоретических занятий. Отсюда растущая популярность профильных классов, где дети работают над реальными проектами. Но одного энтузиазма учителей недостаточно. Школам необходимо выстраивать тесные связи с колледжами и вузами, чтобы создать живую систему наставничества: студенты делятся опытом со школьниками, молодые специалисты - со студентами, а состоявшиеся профессионалы помогают начинающим специалистам. Такой подход позволяет подросткам получать информацию «из первых рук» на понятном им языке.

По данным международного исследования рынка труда, проведенного Всемирным экономическим форумом, 65% сегодняшних первоклассников будут работать по специальностям, которых пока не существует. Поэтому современная школьная профориентация направлена не столько на выбор конкретной профессии, сколько на развитие универсальных навыков и понимание своих сильных сторон.

Не менее важна роль профессионального сообщества. Исследования Университета Ньюкасла показывают: личный пример и живое общение с практиками оказывают сильнейшее влияние на профессиональный выбор подростков. Именно поэтому так важно создавать в школах пространство для диалога между учениками и представителями разных профессий.

Конечно, школа - не единственный фактор в выборе профессии. Семья, круг общения, личные интересы играют важную роль. Но именно школа может создать систему профориентации, в которой сочетаются теория и практика, где есть место и традиционному обучению, и живому общению с профессионалами разных поколений. И это подтверждается цифрами: число выпускников, выбирающих профессию под влиянием такого комплексного школьного опыта, растет с каждым годом.