Эта тревога усиливается и внешним контекстом. Многие компаний автоматизируют текстовые задачи, и спрос на райтеров действительно падает, да еще и весь этот информационный шум в социальных сетях, где тебя обещают научить за одно занятие писать потрясающие тексты, используя только ИИ (что является откровенной ложью, даже не приукрашиванием реальности). А вот количество вакансий, связанных с ИИ, наоборот, растет. С 2023 года работодатели в России открыли почти тысячу позиций на новую роль — тренер искусственного интеллекта. Это те самые редакторы, копирайтеры, журналисты и контент-менеджеры, которые умеют не только создавать тексты, но и «обучать» алгоритмы, работать в связке с нейросетями. Такие предложения составляют уже 12% всех вакансий, связанных с ИИ. Вот этому точно стоит поучиться, но не у тех, кто обучает за час, этот навык требует кропотливой работы и знания алгоритмов постановки задачи и ведения беседы с ИИ. Профессия трансформируется — и это видно не только изнутри.
Но давайте честно: заменяют слабых специалистов, которых нет ни сил, ни надежды чему-то научить. Профессионалов же ИИ усиливает.
Рид Хоффман, сооснователь LinkedIn* и один из самых мыслителей Кремниевой долины, в своей новой книге «Суперагентность. Как построить светлое будущее с ИИ» пишет, что «мы находимся в начале когнитивной индустриальной революции». ИИ, по его словам, — это «огромный интеллектуальный усилитель». Он расширяет возможности тех, кто готов меняться. А тех, кто нет — оставляет «недовооруженными».
Эта фраза — «недовооруженный специалист» — сегодня особенно точно описывает раскол в профессии. Кто-то уже встроил ИИ в ежедневные процессы: от генерации идей до тонкой адаптации сообщений, но все еще не решается признаться в этом клиенту. А кто-то до сих пор считает, что «писать руками» — единственный способ сохранить ценность. Хотя, как и во времена появления калькулятора, это всего лишь переходный страх.
Точку зрения Хоффмана разделяют и представители медиаиндустрии. Управляющий директор по медиа и издательскому делу в Code and Theory Джессика Джайлз считает, что к 2030 году медиабренды будут выстраивать свою стратегию на базе персонализированного контента, высокой вовлеченности аудитории и собственных цифровых платформ. ИИ станет инструментом глубокого взаимодействия с пользователем, уверена эксперт, и с ней сложно не согласиться.
Именно сейчас формируется новая профессиональная норма. Те, кто открыто принимает ИИ как часть среды, быстрее адаптируются к запросам рынка: учатся создавать стратегии с его помощью, критически оценивать результат, усиливать индивидуальный стиль и голос, изучают новые итерации тех или иных нейросетей. Они не боятся ИИ — они с его помощью становятся конкурентоспособнее.
Это не означает, что человеческий фактор уходит на второй план. Напротив — он выходит на первый. Когда инструменты становятся доступными всем, единственным по-настоящему уникальным активом остается мышление. Способность интерпретировать, формулировать, чувствовать момент и собирать разрозненное в целостную коммуникацию.
* — запрещена в России