Героиня сегодняшней статьи — иллюстрация Ильи Кабакова. Это оригинальная работа, но сертификат подлинности на нее получить так и не удалось. Почему так вышло и как в этой истории поучаствовала Эмилия Кабакова — я расскажу.

Шесть раз работы Ильи Кабакова уходили с молотка больше чем за миллион долларов. Он — один из самых известных и дорогих русских художников в мире. Заметьте, я написала всего два предложения, но какие мысли приходят сами собой? Чтобы иметь в коллекции Кабакова, нужен серьезный бюджет.

И это правда — отчасти. Обладать работами Кабакова, конечно, привилегия. Только вот чтобы добиться ее, не обязательно продавать все имущество и почку. Нужно просто знать, куда смотреть. И я прямо сейчас дам вам вектор: книжная графика.

Книжные иллюстрации шестидесятников — особый жанр. В СССР заниматься «чистым» искусством было роскошью, доступной только отчаянным. Если ты не числился где-то штатным художником, иллюстратором или хотя бы сторожем — добро пожаловать в ряды тунеядцев со всеми вытекающими: от исправительных работ до визитов в психдиспансер.

Поэтому Кабаков, Булатов, Васильев и другие полгода корпели над детскими книжками (чтобы быть «при деле»), а остальное время творили для себя. Благодаря этому мы теперь имеем целый пласт чудесных иллюстраций — и возможность купить их, пока арт-рынок не раскусил весь их потенциал.

Иллюстрация книги «Тетушка. Зубная боль», художник Илья Кабаков (работа из личной коллекции Анастасии Постригай)
Иллюстрация книги «Тетушка. Зубная боль», художник Илья Кабаков (работа из личной коллекции Анастасии Постригай)

Конечно, даже в этом сегменте на первые имена нужно охотиться, но иногда подворачивается удача. Так в моей личной коллекции оказалась иллюстрация Кабакова к книжке «Тетушка. Зубная боль». На первый взгляд, ничего особенного: милая советская графика, тетушка, сладости... Но для меня это не просто картинка.

Во-первых, я, как и героиня, очень люблю сладкое (и, к счастью, не разделяю ее зубную боль). Во-вторых, даже в этой «детской» стилистике виден узнаваемый кабаковский почерк. А в-третьих, самое интересное, эта работа обрела для меня особую сентиментальную ценность из-за ситуасьона с оценкой ее подлинности.

Дело вот в чем. На иллюстрации есть подпись Кабакова с указанием страницы. И я, как ответственный коллекционер, решила удостовериться, что она не фейк. Никто в Москве не брался за эту задачу, так что я подключила всю свою изобретательность и изящной многоходовочкой добыла контакт Эмилии Кабаковой — соавтора и вдовы Ильи. Запросила сертификат подлинности.

Ответ пришел неожиданный: «Работа подлинная, а подпись — нет». Оказалось, номер страницы не совпадает с изданием. Я расстроилась, конечно. Между нами: даже были мысли достать ластик. Но до действий не дошло: стирать подпись, даже фальшивую, — табу.

Сертификат тогда мне, естественно, не дали. Зато я обрела другое: эту историю и письмо Эмилии с вердиктом. Я его как документ эпохи храню бережно в папочке.

Так что теперь у меня не просто оригинальный Кабаков, а оригинальный Кабаков с «ложным хвостиком». И если когда-нибудь на аукционе эту иллюстрацию будут продавать (а это буду точно не я), то заметка в каталоге с провенансом обещает быть эпичной.

Да, не сказала: всего работ Кабакова у меня две. Ещё есть тиражная графика — «Муха Маша». Но это уже история для другого нашего разговора.