Расскажу сегодня о небольшом керамическом объекте из моей коллекции. Это «Остров» Маши Даниловской, резидента Postrigay Gallery. Зафиксируйте свое первое впечатление от работы. Уверена, к концу истории оно изменится. Приступим.

Этой вещи могло не быть. Как и всей серии «Острова». Маша лепила каждый остров вручную, без форм, месяц сушила, отправляла на обжиг — и на последнем этапе несколько раз получала ровным счётом ни-че-го. Печи подводили, недобросовестные мастера губили целые партии. А мы с Машей искренне горевали: ведь одно дело — треснувшая после мастер-класса кружка, и совсем другое — потерянные произведения искусства, в которые вложены идеи, время и душа. Но тем ценнее оказался результат.

Для глазуровки художница выбрала потёчные составы, которые в печи ведут себя непредсказуемо. Казалось бы, после стольких неудач должен включиться режим жёсткого контроля, но Маша умеет отпускать и любит случайности. Так и родились «Острова» — крошечные керамические вселенные, где переливы глазури напоминают графику Маши: те же мерцающие акварельные разводы, только теперь застывшие в объёме. Их можно бесконечно разглядывать, каждый раз находя новые детали. Каждый остров — замкнутая экосистема с горами, озёрами и… жителями. В них много жизни. Присмотритесь — и среди рельефов обнаружите то птицу, то оленя, то загадочную куницу (в своём «Острове» я вижу именно их!). В этом и есть суть искусства Даниловской: оно замедляет, предлагая зрителю медитативную паузу в вечном цейтноте.

Но на эстетике всё не замыкается. В основе серии — идея, которая и стала стержнем, не позволившим художнице сдаться. В представлении Маши острова — это метафора уязвимости. Обычно на них веками формируется свой природный баланс, и любое вмешательство извне грозит разрушением. Так в природе уже случалось не раз.

Но можно пойти дальше и увидеть параллель: люди — те же острова. Наши эмоции, отношения, внутренний мир столь же уязвимы. Одно неосторожное слово — и равновесие нарушено. Работы Маши Даниловской, лишённые прямых антропоморфных намёков, тем не менее говорят именно об этом: о необходимости экологичного отношения друг к другу — внимательного, без давления, нетоксичного.

Мой «Остров» с «куницами» теперь живёт у меня дома и напоминает: мир — будь то природа или человеческая душа — всегда требует деликатности.