Моя коллекция детской книжной иллюстрации началась в 2004 году с «Волчонка» Чарушина. А потом наступил долгий перерыв.
В начале 2000-х я не была горячим коллекционером. Ко мне просто пришла та первая вещь, я поняла, что мне нравится эта тема, но… Но когда тебе двадцать с небольшим, ты редко ищешь вдохновение в подобного рода страстях. Есть другие источники, которыми я тогда активно пользовалась.
Что же, время шло, и мы переключимся быстро:
Закройте глаза.
Откройте.
Прошло двадцать лет. 2023 год.
Я ресерчу онлайн-аукцион книжной графики, натыкаюсь на них. И мгновенно ощущаю, как по мне идут сильные эмоции, накатывают слезы.
Тут нужно понимать, что я из тех, кто стал железной леди, как только появился бизнес. Раньше я плакала часто. Очень. Моя мама говорила: «Насте пальчик покажешь — она уже в слезах». Но предприниматели не плачут.
Только если не увидят иллюстрации из своего детства, которые успели раствориться в памяти и превратиться в сны… Да, в тот момент я наткнулась на серию эскизов к книжке «И настанет весёлое утро». Эту повесть-сказку написала Ирина Токмакова, а проиллюстрировал её муж, Лев Токмаков. Когда повесть вышла, мне было четыре.
Внутри — рассказ о девочке, которая просыпается в хмурое, дождливое утро. Вся семья не в духе, день обещает быть унылым. Героиня заболевает, засыпает в температурном бреду, и ей снится фантастическое путешествие со Звездой по имени Ая. Они пытаются это серое утро превратить в прекрасное. И чудо таки происходит!
Эту историю я впервые прочла в начальной школе и потом ещё долго перечитывала, вплоть до девятого класса. Настолько часто, что сюжет, и особенно иллюстрации, так сильно запали мне в душу, что снились из года в год.
В какой-то момент даже стёрлась грань: я забыла, что книжка была, мне казалось, что эти сны — мои собственные.
Но книжка была! Она существовала! Это не я всё придумала!
После аукциона я сразу позвонила маме: «Мама, найди книжку!». Из памяти посыпались детали: она выглядит вот так, у неё оборванный переплёт. «Помнишь, я её зачитала до дыр!?».
Нашла! Мама её нашла.
Я тогда, конечно, купила все три иллюстрации, которые были. Но вот эта — моя самая любимая. В памяти под неё была выделена отдельная полочка, где сохранился каждый квадратный сантиметр.
Когда мы переедем в новую квартиру, я хочу повесить её в кабинете. Чтобы видеть постоянно. Она включает меня в состояние маленькой фантазёрки. И напоминает, что, вообще-то, это мой главный инструмент, за счёт которого я двигаюсь во всех сферах жизни.
Мечтать. Верить в чудо. Выбирать не унылое, а весёлое утро.
Помните? Коллекционер собирает из работ свой автопортрет. И иногда самое ценное — то, что о вас, — может быть упаковано в «просто какую-то фантазийную иллюстрацию эпохи застоя».
Правил тут нет. В этом и есть вся красота.
