Эксперты Фонда «Обнажённые сердца» собрали простые и важные правила, которые помогут каждому общаться с людьми с инвалидностью и нарушениями развития корректно.

О людях с инвалидностью / особыми потребностями можно и нужно говорить вслух! 

Инвалидность — это не запретная тема, а один из аспектов жизни. Общество часто предпочитает молчать или игнорировать эту сферу. Многие до сих пор думают по-старому, что люди с особыми потребностями должны быть «в стороне» — сидеть дома или жить в закрытых учреждениях. Другие боятся встретить их на улице или даже просто посмотреть им в глаза. За последние 15–20 лет в больших городах отношение стало лучше, но предубеждений всё ещё много.

Толерантность — способность принимать других, вне зависимости от того, насколько они не похожи на нас самих, формируется с раннего детства. Исследования показывают, что отношение ребенка к особым сверстниками во многом зависит от отношения к ним находящихся рядом взрослых. 

То есть если взрослый спокоен, приветлив, проявляет уважение к людям с инвалидностью / нарушениями развития, то и дети будут вести себя так же. Если же взрослый будет нервничать при встрече с человеком с особыми потребностями, проявлять страх или раздражение, то ребенок на бессознательном уровне скопирует такое поведение.

Чтобы этого не произошло, первым делом разберитесь с собственными страхами: поймите, какие у вас есть предубеждения и заблуждения, почитайте статьи экспертов о мифах, связанных с инвалидностью. Объясните ребенку, что реальных причин бояться особых людей нет: они не представляют угрозы, рады общению и новому опыту и часто могут принимать участие в тех же активностях, что и другие.

Больше информации — меньше страха

Если вы встретили человека с инвалидностью в публичном месте, и ребенок спрашивает вас, почему он / она передвигается с помощью инвалидной коляски или непривычно выглядит / ведет себя иначе по сравнению с другими людьми, объясните ему, что это может быть обусловлено нарушениями развития или интеллектуальными, физическими или ментальными нарушениями, а также его / ее эмоциональным состоянием. 

Если ребенок интересуется людьми с инвалидностью или боится их — дайте ему больше информации. Расскажите о знаменитых людях с инвалидностью, которые добились успеха — например, паралимпийцах или Стивене Хокинге. Объясните, что люди с разными нарушениями живут активной жизнью, дружат, работают. Посмотрите вместе мультфильмы или фильмы об особенных людях, таких становится все больше. Обратите внимание и на игрушки, которые помогают формировать уважительное отношение — например, инклюзивные куклы Барби с протезом или в коляске.

С людьми с инвалидностью / особыми потребностями можно разговаривать и взаимодействовать, ведь они такие же члены социума, как и все остальные!

Общество часто избегает общения с людьми с инвалидностью, даже если они готовы к диалогу. Покажите своим примером, что с ними можно общаться так же, как с любым другим человеком. Встретили в транспорте человека на коляске — можете перекинуться парой слов о погоде или пробках. Увидели на площадке ребенка с синдромом Дауна или РАС — пригласите его и родителей поиграть вместе. Вы также можете рассмотреть инклюзивный детский сад или школу, где ваш нейротипичный ребенок будет учиться бок о бок с особыми сверстниками.

Но как все-таки правильно общаться с аутичным человеком?

Общаясь с людьми с аутизмом, важно видеть в первую очередь личность и учитывать их особенности. Не обесценивайте, будьте терпеливыми и доброжелательными. Помните: «по-другому» — не значит «неправильно».

1. Обращайтесь корректно

При обращении используйте принцип: сначала человек, потом особенности. Корректно говорить: ребенок или человек с аутизмом. Или использовать слово «аутичный»: аутичный человек, аутичная девочка. Формулировка «аутист», отталкивающаяся от диагноза, звучит оскорбительно. Подчёркивая нарушения, мы стигматизируем и маргинализируем этих людей.

2. Здоровайтесь

Встретив знакомого с аутизмом, обязательно остановитесь поздороваться. Даже если торопитесь, не проходите мимо: просто скажите «привет» и спокойно дождитесь ответа.

3. Говорите короче

Часто людям с аутизмом нужно больше времени, чтобы ответить. Старайтесь делать паузы и избегать длинных фраз — это поддержит ваш диалог.

4. Будьте конкретны

Некоторым аутичным людям трудно даются метафоры и идиомы. Старайтесь не использовать их в общении.

5. Хвалите

Отмечайте заслуги и умения собеседника. Людям с аутизмом так же, как и другим, нравится, когда их хвалят.

6. Учитывайте возраст

Обращайтесь к аутичному человеку согласно возрасту. «Человек с аутизмом всю жизнь остаётся маленьким ребенком» — это миф.

7. Не бойтесь разговаривать

Человек, не использующий устную речь, тоже хочет общаться. В таких случаях люди с аутизмом используют средства альтернативной̆ коммуникации: картинки, написанные слова или устройства с голосовым выходом. Это помогает им комфортно выражать свои желания и мысли.

8. Сохраняйте терпимость

Будьте сдержанны, если поведение человека с аутизмом кажется вам необычным. Некоторым аутичным детям и взрослым труднее регулировать свои эмоции. У таких людей может быть повышенная чувствительность к определённым звукам, запахам или тактильным ощущениям — поэтому иногда в шумной обстановке они испытывают сильный дискомфорт или впадают в панику.

9. Не замечайте особенностей

Некоторые люди с аутизмом совершают повторяющиеся движения: например, трясут или хлопают руками, щелкают пальцами, раскачиваются или проговаривают одни и те же фразы. Такое поведение усиливается, когда человек устал или ему дискомфортно. Старайтесь не обращать на это внимания.

10. Общайтесь

Считается, что люди с аутизмом живут в своем мире и не хотят общаться. Но это неправда: они тоже нуждаются в общении, хотят дружить и быть частью общества. Не лишайте их этой возможности.