Эксперты Фонда «Обнажённые сердца» собрали простые и важные правила, которые помогут каждому общаться с людьми с инвалидностью и нарушениями развития корректно.
О людях с инвалидностью / особыми потребностями можно и нужно говорить вслух!
Инвалидность — это не запретная тема, а один из аспектов жизни. Общество часто предпочитает молчать или игнорировать эту сферу. Многие до сих пор думают по-старому, что люди с особыми потребностями должны быть «в стороне» — сидеть дома или жить в закрытых учреждениях. Другие боятся встретить их на улице или даже просто посмотреть им в глаза. За последние 15–20 лет в больших городах отношение стало лучше, но предубеждений всё ещё много.
Толерантность — способность принимать других, вне зависимости от того, насколько они не похожи на нас самих, формируется с раннего детства. Исследования показывают, что отношение ребенка к особым сверстниками во многом зависит от отношения к ним находящихся рядом взрослых.
То есть если взрослый спокоен, приветлив, проявляет уважение к людям с инвалидностью / нарушениями развития, то и дети будут вести себя так же. Если же взрослый будет нервничать при встрече с человеком с особыми потребностями, проявлять страх или раздражение, то ребенок на бессознательном уровне скопирует такое поведение.
Чтобы этого не произошло, первым делом разберитесь с собственными страхами: поймите, какие у вас есть предубеждения и заблуждения, почитайте статьи экспертов о мифах, связанных с инвалидностью. Объясните ребенку, что реальных причин бояться особых людей нет: они не представляют угрозы, рады общению и новому опыту и часто могут принимать участие в тех же активностях, что и другие.
Больше информации — меньше страха
Если вы встретили человека с инвалидностью в публичном месте, и ребенок спрашивает вас, почему он / она передвигается с помощью инвалидной коляски или непривычно выглядит / ведет себя иначе по сравнению с другими людьми, объясните ему, что это может быть обусловлено нарушениями развития или интеллектуальными, физическими или ментальными нарушениями, а также его / ее эмоциональным состоянием.
Если ребенок интересуется людьми с инвалидностью или боится их — дайте ему больше информации. Расскажите о знаменитых людях с инвалидностью, которые добились успеха — например, паралимпийцах или Стивене Хокинге. Объясните, что люди с разными нарушениями живут активной жизнью, дружат, работают. Посмотрите вместе мультфильмы или фильмы об особенных людях, таких становится все больше. Обратите внимание и на игрушки, которые помогают формировать уважительное отношение — например, инклюзивные куклы Барби с протезом или в коляске.
С людьми с инвалидностью / особыми потребностями можно разговаривать и взаимодействовать, ведь они такие же члены социума, как и все остальные!
Общество часто избегает общения с людьми с инвалидностью, даже если они готовы к диалогу. Покажите своим примером, что с ними можно общаться так же, как с любым другим человеком. Встретили в транспорте человека на коляске — можете перекинуться парой слов о погоде или пробках. Увидели на площадке ребенка с синдромом Дауна или РАС — пригласите его и родителей поиграть вместе. Вы также можете рассмотреть инклюзивный детский сад или школу, где ваш нейротипичный ребенок будет учиться бок о бок с особыми сверстниками.
