Современные тренды организации музейно-выставочных пространств, безусловно, включают в себя инклюзивные практики, но исследование Счетной палаты от 2021 года показало, что всего лишь 30% российских культурных институций оказались доступны для людей с инвалидностью, а безбарьерная среда организована только в 15% музеев. То есть в этом отношении нам еще есть куда стремиться.
Инклюзия без иллюзий
Фонд «Свет» совместно с ИКОМ и IPSOS провели масштабное исследование, респондентами которого стали сотрудники и посетители более 300 музеев. Фонд попытался выяснить, что опрошенные понимают под инклюзией и какое место она занимает в деятельности музеев. Результаты показали, что лишь 27% музеев целенаправленно занимаются развитием направления в течение нескольких лет, а сам термин ещё не закрепился в профессиональной лексике. Многим кажется, что «инклюзия» — это только физическая адаптация пространства, однако это понятие намного шире. Ключевая цель инклюзии — равенство всех людей, когда они участвуют в социокультурной жизни. Человек должен «растворяться» в среде и перестать чувствовать какие-либо границы.
Одним решением руководства «включить» инклюзию в музее невозможно. Зачастую, пытаясь внедрить инклюзивные практики, музеи сталкиваются с финансовыми трудностями. Особенно это касается тех институций, которые находятся в малых городах и сёлах — они просто не знают о возможностях финансирования доступной среды.
Решая эту проблему, с 2021 года Фонд «Свет» проводит всероссийский конкурс «Без исключения», чтобы поддержать развитие инклюзии в музеях и создать равные возможности для участия людей с инвалидностью в социокультурной жизни. Победители получают финансирование на создание доступной среды и адаптацию контента, социализацию и творческую реабилитацию людей с инвалидностью, ОВЗ и исследовательскую деятельность. Музеи также могут консультироваться по управлению и содержанию практик, оценке результатов, участвовать в образовательных мероприятиях и повышать свой профессиональный уровень.
В результате в музеях появляются инфраструктура для посетителей на колясках и тактильные модели экспонатов, практикуется тифлокомментирование, появляются звуковые сценарии и информация на шрифте Брайля для незрячих людей и адаптированные материалы для глухих и людей с ментальными особенностями, проводится обучение гидов и переводчиков на русский жестовый язык (РЖЯ).
Видимые результаты
Инклюзивных практик, которые способствуют турпотоку, в России становится всё больше, ведь доступная инфраструктура позволяет вести более активную социокультурную жизнь не только людям с инвалидностью, но и родителям с маленькими детьми, пожилым людям, и тем, кто по той или иной причине вынужден передвигаться на костылях или коляске.
Пожалуй, одним из лидеров по внедрению инклюзивных практик среди российских музеев является Эрмитаж — там эту повестку реализуют уже более 40 лет. Среди наиболее ярких примеров развития инклюзии здесь можно считать реализованный при поддержке Фонда «Свет» и Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества глухих проект «Искусство в ощущениях. Ампир». Музей на основе «Паспорта доступности» дополнил постоянную экспозицию «Искусство Ампира. Под знаком Орла» тремя тактильными макетами, тифлокомментариями, роликами на РЖЯ и тифломаршрутом. Оживить эпоху помогла уникальная театрально-музейная постановка, представленная в залах с инклюзивной экспозицией. Благодаря проекту более 400 людей с инвалидностью смогли соприкоснуться с подлинными шедеврами Эрмитажа и по-новому открыть для себя эпоху Ампира, более 50 человек посетили адаптированные меропри
Музеи Московского Кремля также одними из первых начали системно развивать инклюзивные программы и создавать доступную среду для посетителей с инвалидностью с середины 2010-х годов. Уже работающие программы «Музей на ощупь» и «Кремль на кончиках пальцев» дополнил проект «Незримый град Кремль», реализуемый при поддержке благотворительного фонда «Свет». Он предлагает новый способ взаимодействия с экспонатами для посетителей с нарушениями зрения, где на экскурсии при помощи специального тактильного альбома можно познакомиться с архитектурой, устройством и материалами, из которых создавалось убранство покоев знатного жителя Кремля. Такой формат позволяет буквально «прикоснуться» к истории.
Томск может похвастаться инклюзивным проектом «Город на твоём языке». С его помощью глухие и слабослышащие люди могут ознакомиться с экспозицией в Музее истории Томска, а также записаться на экскурсию к глухому экскурсоводу. Идёт разработка турпродукта для глухих и слабослышащих томичей и гостей города, в который войдут обзорная экскурсия на РЖЯ по Музею истории Томска и пешеходная экскурсия на РЖЯ по первой улице Томска. Таким образом из двух экскурсий сложится турпродукт, который в дальнейшем будет доступен как томичам, так и гостям города, как вариант досуга выходного дня.
И хотелось бы упомянуть Липецкий историко-культурный музей, в котором воплотили уникальный инклюзивный проект, разработав прогулки с незрячим экскурсоводом Марией Зимариной. Экскурсии, которые она проводит, позволяют посетителям познакомиться с экспозицией, используя не только зрение, но и другие чувства — слух, обоняние и осязание. Проект дает возможность всем посетителям, независимо от их физических особенностей, «почувствовать» историю и культуру региона «не глазами, а сердцем».
Что дальше?
Работа по внедрению инклюзивных практик в музеях идёт небыстро, но системно. Критерии доступности учреждений культуры, без посещения которых не обходится практически ни одна организованная туристическая программа, для лиц с ОВЗ были утверждены еще в 2015 году приказом Министерства культуры, а в конце 2024 года был сделан очередной шаг к тому, чтобы законодательно закрепить поддержку внутрироссийского инклюзивного туризма. Госдума приняла в первом чтении соответствующий законопроект, который регламентирует обеспечение доступа людей с инвалидностью к туристическим услугам.
В частности, речь идет о возможности самостоятельного передвижения людей с ОВЗ на туристических объектах и допуск туда сопровождающих. Раньше подобных требований в законодательстве не было, и безусловно, это нарушало права значительной категории граждан.
Инклюзия помогает музеям развиваться, быть актуальными и интересными для аудитории, выступать в роли открытых социокультурных центров, где каждый может чувствовать себя комфортно и прикоснуться к искусству, вне зависимости от своих возможностей.
