Наталья Степанюк — креативщик и создатель агентства IQ marketing, уже принесшего России двух каннских «львов». Дебютным проектом Степанюк стало создание первой рок-радиостанции России «Радио 1 Петроград», вскоре за ним последовало радио «Эльдорадо». После этого она перебралась в Москву, занималась спецпроектами «Видео Интернешнл». Набравшись необходимого опыта, открыла собственный бизнес: сначала агентство The Point, а потом IQ marketing. В 2005 году организовала для детей Беслана проект «Раскрась город». После ареста Ходорковского придумала рассылать ведущим бизнесменам в подарок ватники, но акция так и не состоялась. Интересуется современным искусством и старается не пропускать важные биеннале и живые концерты. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

город, в котором я живу

Москва

«Фантомы питерских рек, мостов, потолков в 4 метра и прочие «поребрики» долго мешали мне прописаться в Москве. Москва – это такой удивительный город, который всегда найдет, чем тебя удивить, даже если ты с утра до ночи брюзжишь о невозможности здешнего существования. Мне позвонила подруга, которую я называю «мисс Москва пожизненно» и сообщила шепотом, что продается квартира моей мечты. Так я стала счастливым обладателем квартиры В.В. Кандинского, своего любимого супрематиста, само собой с потолками 4 метра, рекой, мостом и даже, о чудо, башенкой в стиле почти северный модерн».

Санкт-Петербург

где родилась

Ленинград

у кого родилась

«Ребенком я носилась с родителями и братом по всей стране, потому что папа строил всякие подземные города: шахты, метрополитен и другие странные объекты».

где и чему училась

«Все детство я меняла по несколько школ в год. Поэтому у меня были сотни друзей, которым приходилось писать открытки на Новый год. Но все же большую часть жизни прожила в Питере».

Окончила математико-механический факультет Ленинградского государственного университета.

«Меня всю жизнь болтало между левым и правым полушарием. Я училась в физмат-школах. И, тем не менее, выигрывала союзные Олимпиады по литературе. В университете была членом команды КВН - и университета, и факультета».

«Училась на мат-мехе ЛГУ, меня разрывало между математикой и тем, что потом стало называться креативом. Потом это слово нашлось».

где и как работала

Учась в университете, работала на картошке и в стройотрядах поварихой. Первые деньги заработала в качестве Снегурочки. Побывала заместителем директора автосалона, продававшего Kia Motors.

Работала исполнительным директором «Радио-1 Петроград». Участвовала в запуске радиостанции «Эльдорадио».

«Что я сделала? Построила с коллегами две радиостанции в Петербурге. Сначала первую рок-радиостанцию в России: "Радио 1 Петроград", а потом "Эльдорадио". Когда руководила этими проектами, я была еще совсем юной девочкой».

После переезда в Москву возглавила отдел спецпроектов в ГК «Видео Интернешнл». Потом перешла в рекламное агентство McCann Erickson, где руководила новым подразделением экспериментального маркетинга.

«В Москву приехала на выходные, со спортивной сумочкой. А осталась на 10 лет…»

 «Очень скоро мы с группой коллег на базе МсСann Erickson фактически сделали новый бизнес – агентство "Моментум"... Правда тогда у него был немного другой формат и другие амбиции. Все было очень успешно: за год нам удалось поставить его на ноги».

С группой партнеров основала агентство The Point. После кризиса августа 1998-го и выплат долгов инвесторам разошлась с партерами по бизнесу.

«Один наш клиент сделал нам предложение - создать свой собственный бизнес. Так родилось агентство The Point, которое тоже существует по сей день. В нем я уже была соучредителем. Через какое-то время сотрудничества с моими американскими компаньонами я приняла решение с ними расстаться. Наши пути разошлись в основном по стратегическим соображениям: они упирали на одну модель бизнеса, я – на другую. Главное, они себя видели только в так называемом тогда BTL, причем для мультинациональных брендов. Я видела потенциал в стратегическом маркетинге и брендинге. Направление, которое имеет смысл в основном для российских клиентов».

Создала агентство IQ marketing, стала его генеральным директором.

достижения

Агентство IQ marketing – единственный в России обладатель двух золотых наград фестиваля рекламы «Каннские львы». Первого льва получили в 2005-м году за проект «Раскрась город» для детей Беслана, в 2006-м – за кампанию для интернет-магазина «Озон». В 2007-м пять работ агентства вошли в шорт-лист фестиваля.

«Только ограниченные люди могли говорить, что "Золотого льва" в Каннах нам дали по политическим мотивам, а не за работу. На следующий год мы завоевали второго "Льва" для России. И критики вынуждены были заткнуться».

дела общественные

Председатель жюри профессионального конкурса ADCR Awards в номинации «Интегрированные коммуникации и новые медиа».

Входила в состав жюри XI Национального фестиваля «Идея!».

важные события жизни

В 2005-м году организовала проект «Раскрась город» для детей Беслана.

«Когда произошла трагедия в Беслане, у меня случился припадок беспомощности. В течение месяца я приходила на работу и рыдала. Да все агентство испытывало похожие чувства... После того, что произошло, мы не могли работать как ни в чем не бывало. Мы поняли: надо что-то делать. И организовали акцию в Беслане – привезли туда на двух самолетах художников и краски, чтобы вернуть к жизни детей и их родителей. Уверена, что это было самое важное и сильное дело моей жизни. Дай бог, чтобы ничего похожего делать больше не пришлось».

впервые создала и придумала

«Я действительно много чего сделала первый раз в России. Первый радио-рок-фестиваль, первый тест-драйв для журналистов (для General Motors), первый публичный тест-драйв (для Renault, вокруг Кремля). Вообще список длинный. Но когда ты взрослеешь, и Россия взрослеет, "первый раз в России" уже не канает. Нужно делать первый раз в мире. И ты берешь Danone, с их позиционированием для "пластиковых" мам с "пластиковыми" детьми, которым нужно "зарядиться бактериями", чтобы противостоять гриппу и прочим невзгодами».

удачные проекты

Создание IQ marketing.

«Было неочевидно, что, получая такой кайф от работы в компании своей мечты, мы еще и деньги начнем зарабатывать! Каждый день зарплаты отмечали, как в последний раз. А, одолев очередной год, собирали до тысячи друзей на сумасшедшие вечеринки, которые стали легендой. Так что шампанского выпито немало. Рисковать я не то чтобы очень люблю, просто жизнь меня часто ставит в очень рисковые обстоятельства, и я выбираю опцию "взять на грудь", хотя порой это очень жесткая игра на грани фола».

участвовала в скандалах

Придумала акцию в поддержку Ходорковского.

«Вскоре после ареста Ходорковского я придумала акцию, которая не позволила бы бизнес-сообществу забыть, что один из нас попал в серьезные разборки с государством. Представьте, что вы один из 500 самых влиятельных бизнесменов России и вам приходит огромная коробка, которая выглядит как феерический подарок от бутика. Но когда вы пробираетесь сквозь бумагу, ленты и жемчужные булавки, обнаруживаете ватник с номером. Я выдала эту идею людям Ходорковского и даже подсказала, что и где можно заказать. В ночь перед доставкой коробок люди с автоматами ворвались в помещение и уложили на пол бабушек, которые вязали ленты. Рассылка не состоялась. А у меня начались тяжбы с прокуратурой. И под раздачу попали все, кто просто стоял со мной рядом».

мне интересно

фестивали современного искусства, архитектурные биеннале, кинофестивали, живые концерты

люблю

путешествия: Таиланд, Индонезия и др.

Книги: Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале «Бизнес в стиле фанк». Все книги Тома Питерса.

и вообще…

«Мы все зачем-то приходим на этот свет. Явно не для того, чтобы нагреть немного атмосферу, вложиться в глобальное потепление – а вот тебя уже понесли и зарыли. Если тебе дали такой отрывок пути, дали вот эту жизнь, в это время, в этой стране – значит, нужно на этом коротком отрезке сделать всё, что можешь. Чтобы стало лучше здесь, хотя бы на самом ограниченном участке. К примеру, в твоей семье. Вот лучше твоей семье оттого, что ты есть, или хуже?»

Наталья Степанюк на «Снобе»

Показать все публикации

    Шоколадный торт без чувства вины

    Вчера вечером в штаб-квартире агентства IQ marketing прошла самая вкусная лекция из тех, что устраивал проект «Сноб»

    Наталья Степанюк: Реклама в России гораздо влиятельнее, чем на Западе

    Cоздатель агентства IQ Marketing Наталья Степанюк, обладательница двух «Каннских львов», рассказала о своей маленькой войне на российском рынке рекламы — о том, как важно ломать инерцию жанра, поддерживать смелых клиентов и, в конечном итоге, влиять на культуру, формируя новые модели поведения. Главное — нужно расстаться с убеждением, что народ тупой, а креатив не нужен

    Наталья Степанюк: Мой любимый офис

    Наталья Степанюк приглашает страдающих дефицитом креативности подержаться за лапы своих каннских «львов». Профессиональные успехи своей команды она объясняет правильной организацией офиса компании, превратившегося в «ценного члена коллектива»