Пишет Светлана:

Екатерина Вадимовна, про учителя с дцп - очень вовремя. «Константин Макарович» молодец, спасибо ему и за педагога, и за особенных учеников.

Наших детей пытаются расчеловечить, внушая им, что есть люди второго сорта. Но если себя ребёнок в таком раскладе начинает относить к «ПЕРВОсортным» - что мешает ему пойти дальше за своей природой и обижать (типа «с полной уверенностью в своей правоте») тех, кто в его глазах не вписывается в шаблон? Тем более - при поддержке большинства, в том числе нередко его собственных родителей?

Но если в жизни хотя бы это останется и получит развитие (интеграция инвалидов в жизнь общества по возможному на конкретный момент максимуму) - это затормозит расчеловечивание, пусть и на немного.

Однако - этим же заниматься надо! Обустраивать доступную среду, готовить специалистов, умеющих менять отношение детей и взрослых к людям с особенностями, что не менее важно, чем уметь работать с самими «проблемными» людьми.

Так что Ваша статья в эту копилочку очень важный вклад.

И за «Класс коррекции» ещё раз спасибо. Он у меня в избранных на виртуальной полочке стоит:)

***

Пишет Ангелина из Великого Новгорода, учительница:

Обсудила с коллегами ваш последний материал про учителя с ДЦП. Образовалась в учительской даже такая можно сказать общественная дискуссия, с продолжением на следующих переменах и на следующий день. Да, вы правы, все, пожалуй, кроме физкультурника, вспомнили сокурсников с проблемами по здоровью и то, что никто из них потом по специальности, насколько мы могли вспомнить, не работал. Вспомнили два случая, когда люди потом работали на административных должностях, но не с детьми, нет. Двое наших коллег раньше работали в специализированной школе, - один в школе для глухих, другой для детей с отставанием в развитии - они внесли с дискуссию свое мнение.

Пришли в целом к выводу, что это действительно проблема - современное общество уже более-менее научилось детей с разными видами инвалидности неплохо и эффективно обучать, есть очень хорошие программы, квалифицированные педагоги. И теперь надо сместить фокус на другое. Ведь детство при современном состоянии медицины - это сравнительно небольшая часть жизни. Как они, уже по возможности хорошо выученные, проведут всю остальную свою жизнь? - вот что важно. Любому человеку, чтобы быть счастливым, надо быть включенным в общественную систему отношений, хочется приносить пользу. Хочется быть не только потребителем - еды, развлечений, услуг, даже если общество богатое и может себе это позволить. Вот об этом сейчас надо думать и сюда, на взрослую жизнь инвалидов, смещать фокус всех обучающих, и реабилитационных, и общественных программ - так мы считаем.

****

Пишет Михаил, Москва:

Я сам инвалид с легким ДЦП, мне 36 лет. Нормально адаптирован, работаю, есть семья. Встречался со всяким, конечно. Мое мнение: если человек изначально готов к трудностям, то он их преодолеет. Не надо говорить инвалидам (и всем остальным про них): вы такие же, как все. Нет, не такие. Человеку с инвалидностью все труднее и надо каждый день больше преодолевать, чтобы достичь того же результата, что и обычному человеку. Ничего в этом страшного нет - просто надо это знать, к этому приспосабливаться и все время учитывать. Когда-то и где-то «все труднее» например в профессиональной сфере давалось женщинам, когда-то и где-то чернокожим или незаконнорожденным, да мало ли еще всего. Никто здесь ни в чем не виноват и никто никому ничего не обязан. Работай каждый день, вставай сам, если упал и ничего - прорвешься.

****

Марина, Нижний Новгород.

Обсудила ваш материал про учителя-инвалида с семьей и подругами. Очень его жалко. Когда вот такие внешние признаки инвалидности, как у него, понятно, что детям трудно их игнорировать и привыкнуть раз-навсегда ведь тоже не получается, потому что каждый год на уроки новые дети приходят и опять - снова-здорово. Нужна ли такая психологическая нагрузка человеку на самом деле? Ведь есть же работы, где небольшой стабильный коллектив и никто потом уже, когда привыкли, внимания не обращает. 

Мы все вспомнили, что вот слепые люди у нас, в отличие от других инвалидов в обществе как-то хорошо принимаются, это в общем-то не стигма совсем, наоборот может  как-то раньше немного даже романтизировалось. Может быть, я думаю, это потому, что в школе Короленко «Слепой музыкант» проходили?

В общем я очень этому учителю желаю успехов и счастья, и еще меня почему-то царапнуло, что вы в материале не назвали его по имени, пусть даже придуманному - как будто он и не живой человек вовсе, а так, что-то вроде символа или объекта педагогических экспериментов этого неприятного директора.

****

Здравствуйте, Катерина Вадимовна!

В ответ на Ваш последний рассказ о школьном учителе и инклюзии мне бы хотелось поделиться своим опытом на эту тему.Так получилось, что последним 10 лет я живу за пределами России, а последние годы работаю инженером в исследовательском отделе одного из крупнейших производителей оборудования для полупроводниковой технологии. Я уже много слышала по поводу "Inclusion & Diversity" в американских школах, но эта тема для нас пока не очень актуальна, так как нашему ребенку пока только 7 месяцев.Этот же вопрос на работе в настоящий момент касается, по-моему, каждого сотрудника. Труднее всего, по аналогии со школьным учителем, менеджерам отделов.Со своей же стороны рядового инженера я наблюдала следующее. Степень бакалавра и магистра я получила в России. На факультете радиотехники и электроники по моей специальности училось 50 мальчиков и я (на две группы). К концу университета я уже привыкла к такому раскладу вещей. Сейчас, в Америке, у меня есть совещания, на которых я единственная женщина-инженер. В моей группе тоже нет других женщин.В университете я всегда знала, что мне нужно работать вдвое больше и быть вдвое лучше, чтобы меня рассматривали как равную. Об этом со мной откровенно беседовал папа-инженер и более завуалированно декан. После окончания аспирантуры в Америке и Европе я получила работу в моей нынешней компании. Первые полтора года группа только что вылупившихся из университета инженеров имела возможность поработать в трёх отделах по полгода в каждом. Уникальная возможность! Но дело не в этом... Из 11 человек в моем "потоке" было несколько женщин. И прямо как в какой-то американской рекламе среди нас была одна кореянка, одна китаянка, одна американка индусского происхождения и одна "белая" (то есть я). Не было только "черной", но в следующем потоке уже была. Мы все, конечно, имели хорошее образование и заслужили, на мой взгляд, эту работу, но выглядит эта картина, почему-то, крайне неестественно ... Сейчас я рассылаю резюме и прохожу интервью в других компаниях. Недавно у меня было очередное интервью, которое, на мой взгляд прошло очень хорошо. В конце разговора интервьюер упомянул, что они пытаются разнообразить штат сотрудников. Это было сказано как бы невзначай, но я задумалась... связались ли со мной из-за того каким специалистом я являюсь или во многом потому что я женщина-инденер?...Почему же такая картина вещей кажется неестественной, хотя именно в Америке, и особенно в Калифорнии, такое этническое разнообразие должно выглядеть вполне органично?! Проще всего в некоторой степени попытаться объяснить это ощущение "неестественности" положением черных в Америке. Исторически (в некоторой степени и до сих пор) они не имели таких же возможностей (на получение хорошего образования, экономических и так далее) как белые. Их резюме при приеме на работу игнорировались просто по звучанию их имени. Этот список можно долго продолжать. В связи с этим у нас сложилась определенная картина того как выглядит корпоративный мир --- эдакая масса белых мужчин, закончивших элитные университеты. Отделы кадров, как и министерство образования из Вашего рассказа, пытаются, иногда слишком прямолинейно, эту картину переписать. Но ее отголоски все ещё с нами... и, вероятно, останется с нами ещё на несколько поколений. Эпизод из сериала "Силиконовая долина" для тех кто владеет английским: https://youtu.be/Dek5HtNdIHYС уважением,

Екатерина (из Калифорнии)

****

Последняя статья - об учителе с особыми потребностями - меня оченьвзволновала. Дело в том, что мои старшие дети столкнулись с подобным,только немного с другой стороны.5 лет назад в местное деревенское отделение музыкальной школы пришёлновый учитель по фортепиано. Он был абсолютно слепой и ездил назанятия откуда-то очень издалека на электричке.Сначала это вызвало недоумение и даже тревогу среди родителей, неговоря уже о дирекции. Ни школа, ни кабинет музыки, ни вся система вцелом не были приспособлены для слепого человека. Учитель былсовершенно не в состоянии заниматься любой административной работой,связанной с преподаванием, постоянно менял программу и вызывал массужалоб со стороны взрослого персонала и родителей.Однако дети мгновенно прониклись к нему обожанием! Он знал каждого поголосу, по особенностям походки, знал его вкусы и предпочтения. Помалейшим изменениям тембра голоса распознавал настроение ребёнка ипроводил урок, учитывая всё это. Дети могли играть то, что имнравится, а не обязательное по программе, и успехи были потрясающие.Дети взяли над ним своеобразное шефство внутри школы. Старшеклассникипомогали заполнять документацию, составлять расписание для малышей,сопровождали при перестановках в кабинетах.В конце года на первом отчётном концерте дети показали отличныйуровень игры, причём абсолютно все подтвердили желание учиться дальше!Дети облепили учителя, не отходили от него ни на шаг, контролироваливсе мелочи и детали, которые он сам не мог видеть. В это же времяадминистрация приняла решение всё-таки попросить учителя уйти,поскольку технические сложности не были решены полностью, да инекоторые родители по-прежнему писали жалобы. И тут же в школупосыпались заявки на новый учебный год от новых учеников! Набор вмузыкальную школу вырос почти в 2 раза.Когда все эти дети узнали, что учителя просят уйти и вести будетдругой человек, они 2 недели демонстративно бойкотировали занятия.Причём происходило это совершенно стихийно, без всякого вмешательствасо стороны взрослых. В итоге их любимый учитель вернулся.Сейчас школа стабильно набирает достаточное количество школьников дляобучения. Старшеклассники, которые прежде бросали музыкалку из-завозросшей нагрузки в последних классах, продолжают ходить на занятиямузыкой. Посещаемость близка к 100%. Дети по-прежнему самостоятельноразруливают все технические моменты, а администрация школы помоглаучителю приобрести специальный ноутбук с голосовым контролем.В качестве "побочного эффекта" от такой вот инклюзии школьный психологотметила, что за эти годы практически исчезли случаи буллинга и острыхконфликтов между детьми, повысилось общее психологическое благополучиеучеников, особенно среди подростков.Для меня лично это тоже стало интересным опытом, потому как я, к моемустыду, как раз была из скептически настроенных родителей. А получилось, что мои же собственные дети многому меня научили.

Спасибо вам за ваши материалы, всегда читаю с большим интересом имногое из них вынесла. А ваша заметка "Неизбежность зелёных носков" всвоё время помогла мне выжить при первом знакомстве с кризисом трёхлет.

С уважением,Светлана

****

Пишет Лев из Германии:

А у меня был слепой учитель истории.Он потерял зрение в 16 лет, когда учился в машиностроительном техникуме. Был на практике на заводе. Производственная травма. Он самдеталей не рассказывал, но по школьной легенде вроде бы ему на головууронили с высоты тяжёлый гаечный ключ. В результате инвалидностьпервой группы, потеря зрения почти 100 %. Он видел свет, различалконтуры предметов и с очень близкого расстояния мог, например,разглядеть наличие у собеседника бороды.После травмы закончил исторический факультет. Сам он, естественно, немог ни читать, ни писать (точнее, писать он мог, но читать это почтиникто не мог). Всю учебную литературу ему читала мама, а он запоминал.Курсовые работы диктовал, а мама записывала. Курсе на четвёртом илипятом женился на девочке с математического факультета, так что дипломпод его диктовку записывала жена.В школе у нас было несколько ставок  "ассистент преподавателя".Вообще-то они были для кабинетов физики и химии, ассистент помогалучителю готовить приборы, материалы и реактивы для лабораторных работ.Там обычно работали девочки, которые недобрали баллов, пошли навечерний и ждали, пока на дневном кто-нибудь вылетит, освободит местои можно будет перевестись. Так что, как правило, дольше года или двухтам никто не задерживался. У нас одну такую ставку отдали кабинетуистории. Девочка помогала нашему учителю готовиться к занятиям,заполняла классный журнал и прочую документацию, иногда провожала егодо дома - он жил недалеко, минут 15 пешком, но надо было перейтидорогу по светофору.Он был замечательным учителем. Очень эрудированный, очень интереснорассказывал, очень спокойно вёл занятия. Учил нас думать,анализировать, сомневаться. Любимые вопросы - а почему было принятоименно такое решение именно в этот период, а какие были альтернативы,а что было бы, если бы данное событие не произошло, как могла бы вэтом случае развиваться история. В нашей физ-мат школе подобные игрыума шли на ура (естественно, о советском периоде подобные вопросызадавались очень аккуратно и в случае "некошерных" рассуждений с нашейстороны он переводил дискуссию в безопасное русло).На его уроках никто не мешал, не шумел и даже не списывал наконтрольных, хотя он ничего не видел (у других учителей списывали ипользовались шпаргалками, а у него как-то было не принято,одноклассники бы не одобрили). Многие ученики (и я в том числе)общались с ним и после занятий, провожали его до дома, бывали вгостях, после окончания школы  поддерживали контакты.Конечно, ему было намного труднее преподавать, чем обычным зрячимучителям. Весь материал нужно помнить, никакими конспектами уроков невоспользуешься. Сложности с картами и прочими наглядными пособиями. Дадаже просто ходить по трёхэтажной школе - например, на лестницах емунадо было крепко держаться за перила. Хорошо, что в нашей школе самыймладший класс был седьмой, так что на переменах по коридорам неносились младшеклассники. А всех новичков сразу же предупреждали отом, что на территории школы действуют "Правила дорожного движения" иу нашего историка "право на первоочередное движение в намеченномнаправлении по отношению к другим участникам движения". В остальном -почти как все остальные учителя. Преподавал историю и обществоведениеи даже вёл внеклассную работу - очень популярный в школе историческийкружок, на котором нас иногда заносило в обсуждение довольнорискованных по тем временам событий."Но это уже совсем другая история" (c).

Напоминаю, что письма с откликами можно присылать на адрес [email protected]Спасибо всем!