Здравствуйте, уважаемые люди!

Большое спасибо всем, кто пишет, особенно моим постоянным корреспондентам. Эта реальная обратная связь позволяет не только читателям, но  и мне самой видеть и ощущать, что жизнь продолжается, несмотря ни на что. Дает силы продолжать работать тогда, когда хочется «перестать все» и «спрятаться в домике».

***

Вафия и Ольга. Уважаемые читатели, у меня это не была загадка, загадкой ее сделала Дорогая Редакция, убрав последнюю фразу поста :)). Вафия изначально совершенно не склонна была отказываться от предоставившихся ей возможностей. Если бы она еще в Таджикистане, прямо сразу отказалась ехать с отцом, никто не стал бы ее заставлять, она могла бы остаться жить у тетки. Поэтому она конечно осталась.

Тут все дело было даже не в том, что разные культуры (Ольга сравнительно легко приспособилась к Аббасу, который тоже вырос в той же культуре, что и Вафия), а в том, что у Ольги не было своего опыта материнства и она просто не знала, как, где и каким образом ставить границы. Дети - газообразны («при нагревании газ расширяется и занимает весь предоставленный ему объем. Ольга не могла определиться, сколько предоставить чужому подростку и подросток поневоле «расширялся» до неприемлемости, чтобы границы все-таки образовались. Обратите внимание, что в школе и других местах, где границы стояли, у Вафии не было никаких проблем с адаптацией). После озвучивания границ все стало понятнее, но, конечно, до благостности в этой семье очень далеко. При малейшей возможности Вафия попытается от семьи отца обособиться - общежитие, снимать с кем-то жилье, выйти замуж (скорее всего за единоверца) и т.д. Установление границ всех сложнейших проблем человеческих взаимоотношений не решает, но кошмар отступает однозначно.

***

Пишет Елена из Москвы.

Что решила девочка? Не знаю. Возможно всё. Жить с отцом и мачехой как с соседями, не обращая внимания, как они живут, если она и хозяйство может вести независимо. Сказано,что она умеет готовить, значит, и со стиркой-уборкой справится. Жить у матери Ольги, если это ближний пригород, можно ездить в колледж из этого посёлка. Это если не мы решили, что девочка будет в медицинском колледже учиться, а она сама этого хочет. Есть вариант и скооперироваться с однокурсницей, возможно, той же национальности и/или вероисповедания и вместе снимать комнату. Можно и вернуться обратно в Таджикистан, почему нет? Живут и там люди, не все в Россию на заработки уехали.

Могу сказать, что я сочувствую девочке. Девочка 12 лет, входящая в подростковый возраст, в одночасье теряет мать. И страх болезней, и страх смерти, и горе потери самого близкого человека. Зачем вообще сразу уезжать в Питер? Отец мог присылать сестре деньги как прежде присылал жене, дети росли бы у тети, а через год по завершении траура мог бы забрать их в Питер. По вашему рассказу непонятно, когда же он забрал детей. Если сразу, то и получилось, что девочка поняла, что отец давно сошёлся с любовницей. Как максималист-подросток должен к этому отнестись, да ещё сразу после смерти матери? Далее Ольга говорит, что год они ходили на цыпочках. Не расшифровывается, в чем же это выражалось? Что они делали такого ради детей, ради девочки? Судя по реплике о еде по закону, Ольга не удосужились позаботиться о еде халяль. Она не понимает, что для верующего человека это оскорбительно? Тем более девочка не отказывается от домашних дел. С явным осуждением говорится о том, что носит платок, повесила фото матери. Вообще-то в городе можно ходить в любой одежде. Что же, в шортах можно, во вьетнамках, в мини, а в платке нельзя? По жёстким правилам не допускается изображение человека, но мусульмане фотографируются, а желание девочки повесить на почетное место фото любимой мамы вполне понятно. Да и если Ольга так хороша, что же она столько лет с родной своей мамой поладить не может? Если женщина приняла детей-таджиков, не может она быть такой злобной, что с ней нельзя к хорошим отношениям придти. Возникает вопрос, кто же там змея и стерва?

***

Татьяна из СПб

Хотелось бы продолжение истории Ольги и ее таджикской падчерицы видеть так:

- Вафия все-таки решила съездить на родину. Ей это обеспечили. И неожиданно оказалось, что она отвыкла от тамошних обычаев и реалий (в том числе от экономии воды, например), а положение приживалки у тетки ей категорически не понравилось. Воли-то в полурусской семье ей давалось намного больше, за некоторые новые привычки ее жестко одергивали.  Да и потенциальные женихи тоже не слишком прельстили.

- Вафия вернулась в Россию, но решила поступить в какой-нибудь колледж с общежитием, а в целом, жить у «бабушки» и потом работать в поселковой больнице.

- Все хорошо, все помирились.

Но, боюсь, на деле все вышло хуже. Вопросы денег, документов, гражданства. Ресурсность  здоровой, образованной девушки для таджикской родни (наверное, при сватовстве за нее и калым неплохой дадут?). Просто упрямство Вафии, в конце концов.  Скорее всего она уехала и не вернулась.

***

Ну и загадки у Вас, Катерина. 50/50 угадать. Я всё  же думаю, что Вафия решила уехать, но как-то общаться с мамой Ольги — писать письма, например, или даже приезжать. Впрочем, предсказатель из меня так себе. Хотя идея «послать к бабушке, чтобы найти с той общий язык на почве нелюбви к мачехе» хороша)

*

Хорошее наблюдение у читательницы:

«Еще один способ убить детское любопытство — насытить его. Ребенка надо оставлять чуть-чуть голодным, чтобы те ценности, информация, то, что мы хотим ему передать оставались предметом его любопытства и дальше».

Если задуматься о «роли смартфона», то, кмк, зло здесь не в том, что «отвлекает от дел» (хоть это и так), а в том, что убивает любопытство, насыщая.

Вячеслав

***

Что решила Вафия?

Мне трудно представить, что решила пятнадцатилетняя девочка-таджичка. Но я хорошо помню себя в этом возрасте. Уехала бы непременно, стала бы на родине лучшей ученицей, поступила бы в вуз, вышла бы замуж за однокурсника, сделала бы все для его успешной карьеры и всю бы жизнь этим вредничаньем жила - доказать, что я права, а «они» - нет.

Дети и виртуальный мир

Раньше, когда дети росли в реальном мире, кого-то из них опекали, сопровождали, растили в жестко контролируемой среде. А другие - как получится. Риски и там, и тут. У кого-то судьбы сложились благополучно, у других - не очень или очень не. Независимо от. Под влиянием множества факторов.

С виртуальным миром, кмк, ровно то же самое.

Кому-то родители или другие старшие смогут толково объяснить про опасности, подстерегающие в сети, сопроводить, научить, просветить. Кому-то не смогут.

Меня в детстве всегда тянуло в жутко опасные места. Родители чаще всего и знать не знали… Однажды мама узнала -чуть не упала в обморок, и это было не самое страшное происшествие, я потом просто скрывать лучше стала.

Дочки наши с четырнадцати лет жили самостоятельно (учились в СПб в физико-математической школе-интернате), там тоже рисков хватало, от пиромании, наркотиков до моды на суицидальное поведение.

Внук с друзьями бегали подростками по крышам едущих электричек, поездов.

Виртуальный мир все-таки побезопаснее будет. Главное - показать всякие увлекательности, полезности и потом интересоваться, что человек там для себя открыл. Мне внуки регулярно скачивают любимые книжки, фильмы (господи, какую жуть они смотрят! «Агора», например, - про Гипатию… Или как в дикой природе хищники охотятся, динозавры… Во всех кошмарах подробностях).

В школе у них есть ОБЖ и информатика. На классные часы приглашают правоохранителей, докторов, инспекторов. Как правило, родителей об этих беседах информируют, есть повод затеять разговор на актуальную тему.

При всех угрозах, которые несут гаджеты и виртуал, мир стал гораздо более безопасным. Да еще мы и дети на связи 24/7.

Жизнью надо рулить в меру сил. А пугаться и впадать в панику без толку. Трагедии бывают, неприятности случаются, делиться жизненным опытом стоит, просчитывать наперёд - ценный навык. Но невозможно же не совершать ничего запретного! Хочется тайн, хочется изучать себя, других, сравнивать - как без этого?

Наша коллега растила дочку одна. Поздний ребенок, единственный свет в окошке. Мама ее с пяти лет отдала лучшей учительнице, контролировала каждый шаг. Девочка получила добротное образование, рано окончила педколледж (который находился в том же комплексе зданий, что и мамина работа).

А вуз в другом городе. И девушка как с цепи сорвалась. Пить, курить, познавать жизнь с запретных сторон… А на личной страничке фотографии с подписью «Вот такая я тварь».

Ну ей-богу, мало ли что мы по молодости вытворяли? Мамам-то зачем об этом знать?

Или: соседка по студенческой общаге была отличница, ангел, надежда семьи. А на втором курсе родила без мужа и отец сказал, что она ему больше не дочь, порвал с ней, лишил поддержки.

Все беды (почти все) случаются все-таки в реальном мире.  Допустим, человек в юности наделал роковых ошибок, оставил след в сети - а потом это его догнало. Помешало карьере. Разрушило отношения. Испортило репутацию. Так бывает даже без фото-видео. Значит биография пойдет по другой траектории, только и всего. Травма? От всего не убережешься, берём и работаем с травмой. За одного битого двух небитых дают.

Что вырастет, то и вырастет. Люди стали жить гораздо дольше, чем раньше, к их услугам чуть ли не весь мир и есть время многое исправить. Вряд ли фоточки в десятилетнем возрасте могут человеку сломать жизнь прямо-таки навсегда. Хотя глупостей, конечно, лучше делать поменьше.

*

Первые учительницы

Нмв - одинаково проблемны обе. Потому что обе «замыкают класс на себя», делают детей зависимыми от оценки, отношения  педагога.

А их задача - помочь детям познавать мир. Или, как минимум, научить их учиться. Читать и понимать прочитанное. Считать и понимать, о чем им говорят числа. Писать - овладеть письменной речью. Говорить - овладеть устной речью. Научиться работать самостоятельно и в команде. Справляться с трудностями, просить и получать помощь.

Причем все это не только ради умения получать хорошие оценки в пятом и последующих классах или хотя бы учиться не выгорая. А - чтобы расти, развиваться, взрослеть, созревать здоровым, естественным образом.

У семьи, у родителей есть два «обязательства»: выбрать правильную первую учительницу - и ребенка подготовить так, чтобы он не смотрел ей в рот, а учился познавать мир и себя в нем, свои собственные возможности, особенности, таланты, интересы. И правила конструктивного сосуществования, никого не обижая и не становясь жертвой.

Оценки и всяческое рейтингование вредны, опасны. Ребенку полезно сравнивать себя с собой и видеть, что у него получается удачно: вчера не мог - сегодня смог.

Не факт, что у родителей прямо-таки получится и ребенка подготовить, и педагога идеального выбрать. Но в приоритетах должно быть именно это, а не хорошие оценки.

У нас со старшей внучкой была проблема: в четвертом классе, после переезда семьи в новый район, она попала в тот коллектив, где место было. Не навыбираешься. А учительница не любила детей из многодетных семей и в первые недели стала доказывать новенькой: ты, девочка, двоечница, тебе в прежней школе пятерки ставили незаслуженно. Ученица оказалась самолюбивой и за несколько месяцев доказала, что ее оценки не липовые. А к февралю нервный срыв - впала в спячку и спала сутками, не посещала школу.

Мы забрали ее из Питера, предупредили в Анадыре учительницу о том, что ребенок не подарок… А через месяц девочку было не узнать. Первая руку отвечать поднимает, во всех проектах участвует, в свободное время «драмкружок, кружок по фото… а мне и петь еще охота…». Тележурналист у нее интервью брал… Учительница потом мне: ну уж если эта не подарок, то кто подарок тогда?

В материале Екатерины Вадимовны обе учительницы сформировали у детей нездоровую зависимость от себя, такие случаи часты, но обычно проходят без серьехных травм и осложнений.

У моей коллеги, разумной и ответственной мамы, сын заканчивал детский сад в возрасте 6+. И она долго размышляла: отдать в школу или еще на год задержать в садике.  Я мальчика знала и рекомендовала со школой не торопиться, она согласилась. 

Он «остался на второй год» в выпускной группе, стал лучшим помощником воспитательницы, повзрослел, набрался сил… И мама рискнула отдать его в отборный класс, с усложненной экспериментальной программой, куда был  труднопреодолимый «конкурс родителей», которых заранее предупреждали, что им придется приложить много усилий, чтобы вместе с детьми справиться с заданиями.

Похоже, трудность была единственной характеристикой программы, автор просто попыталась впихнуть в нее по максимуму все, что обычно изучается на более взрослых ступенях. Дети из класса стали уходить в параллельные, к кому угодно, даже к учительнице, которая впервые начала работать после местного колледжа, без вузовского диплома. В экспериментальном классе осталось 16 человек, прочие классы были переполнены. 

К выпуску из начальной школы «экспериментальные» подошли какими-то обреченно-умотанными, но их спасло то, что дальше можно было учиться без надсады и без родительской помощи.  

Но это не столько об учительнице, сколько о программе.

А вообще это важно - учитель не должен «влюблять в себя», он должен «влюблять» в предмет, в процесс обучения. Хорошо, когда выпускники начальной школы приходят вожатыми к первоклашкам. Не к учительнице. И по возможности не к своей (точнее - необязательно к своей). Вообще шефско-подшефные отношения, организация деятельности вожатых могут быть очень полезны как для старших, так и для младших. А старшая вожатая нужна для руководства этим процессом. Завуча по начальным классам недостаточно. В нынешних школах ставок старших вожатых нет, есть в лучшем случае педагог-психолог и социальный педагог, их польза зависит от специалиста.

*

«Заняться собой?»

В качестве панацеи от детской боязни взрослеть родителям предлагается заняться решением собственных проблем, которые им самим (родителям) помогут не бояться жизни, развиваться, а не  сворачиваться в улиточью спираль.

Увы, рецепт не универсальный. 

И вообще не про то.

Если у человека проблемы со стоматологией, а ему предлагается заняться медитацией, это не поможет, пока он не дойдёт до стоматолога.

«Не универсальный» - не значит, что рецепт в принципе никуда не годится. Какое-то случайное стечение обстоятельств может помочь его детям избежать страха перед взрослением, а может и не помочь.

Мир изменится, в нем неожиданно расцветут те, чье детство-отрочество ничего подобного не предвещало, в кого родители не вкладывались со всей мощью современной многогранной науки и практики - а могут как раз именно они научиться в этом новом мире плавать как рыба в воде. При этом те, чьи родители занимались собой, дав детям волю, - пополнят ряды забившихся в угол неудачников… Или, наоборот, преуспеют.

А что тогда универсально?

Кмк… помогать миру становиться разнообразным, но чтобы это везде был «мир здорового человека». Созидать. Обустраивать.

Ниши для хрупких, тонко организованных. Полигоны для любителей риска. Тусовки для любителей состязаться. Нежные фестивали для тех, кому больно в равной степени выигрывать и проигрывать. Вообще всякие фестивали нон-стоп, чтобы можно было ездить с одного на другой, делать там что умеешь - и этим себя кормить. Что-то мимолетное… Или не постоянное, почти вечное, куда можно возвращаться спустя десятилетия. Реально-виртуальные поселения для приверженцев традиционных ценностей.  Таинственные миры для экспериментаторов-нетрадиционников. ЭКО-и этнолокации. Отдельные места для невежд с минимумом когнитивных потребностей - и для вечно голодных, кому всегда мало знаний, умений, навыков, компетенций и прочего подобного.

Занимаясь собой, переобустраивать мир? Где ты, родитель, боящийся взрослеть, найдешь свою нишу? Будешь перетекать из одной ниши в другую - и так развиваться?

Это я к чему все? К тому, чтобы, занимаясь собой, люди не рушили то, что создают, занимаясь собой, другие.

Тогда должны быть места, где рушить - можно? Специально обустроенные, с правилами, судьями, мастерами игры, умеющими чинить поломанные души?

…Вот ведь куда кривая вывезла! К ролевым играм в кровожадное прошлое, в экзотику ужасного… Где человек познаёт свою Тень в подконтрольной ситуации…

Эка занесло!

*

О дезадаптантах, боящихся взрослеть

К статье Катерины Мурашовой «Психолог против ChatGPT или Почему они несчастны  - 2»

  1. Согласна с психологом, который против.
  2. Проблема, которой посвящена статья, на наших глазах принимает характер пандемии. Поэтому спасибо Екатерине Вадимовне за тему и, отдельно, - за необыкновенно адекватное (в отличие от ChatGPT) описание ею нового вызова для человечества.
  3. Но с этим же надо что-то делать? В мировом масштабе? (В этом месте вспомнилась сцена из старого советского фильма «Чапаев». Улыбнуло).

Почти тридцать лет назад я узнала нечто о так называемых бомжах (это правоохранительная аббревиатура, которой в официальных документах обозначали лиц «Без Определенного Места Жительства).

Первый факт: если человек провёл на улице в бездомном состоянии больше года - он, как правило, нереабилитируем. Например, таких людей собирают, обеспечивают крышей над головой, питанием, одеждой, всем необходимым, они пережидают там зиму, а по весне снова уходят «на волю».

Второй факт: есть относительно успешные методики реабилитации, но они довольно ресурсозатратны. 

Мне одна их таких методик показалась универсальной, то есть пригодной для реабилитации любых социальных дезадаптантов (относительно дееспособных и не патологически криминальных). В том числе похожих на хикикомори - людей, застрявших в «бесконечной юности», иждивенцев, ведущих затворнический образ жизни. Или ступивших на путь, угрожающий таким финалом.

Методика выглядит примерно так.

Начальная стадия реабилитации - пациентов, с их добровольного согласия, помещают в деревню и приучают выполнять посильные задания, день за днем, неделю за неделей, месяц за месяцем.  По соблюдению гигиенических навыков, полному самообслуживанию, уходу за территорией, работе в мастерских, приусадебно-хозяйственной деятельности.

Следующая стадия (не ранее чем через год, при успешном прохождении первой ступени) - проживание «на вилле». В условиях повышенной комфортности, с возможностью заниматься работой по выбору, любимым хобби, контактировать с кумирами (по возможности). Такой санаторий максимум на год.

Дальше два пути. Или в обычную жизнь, как у всех людей (с правом в течение года пользоваться помощью куратора, казенным жильем, прочими минимальными благами  на условиях отработки).  Через год самостоятельное плавание. Учеба, получение профессии, работа.

Или с виллы (в любой момент при нарушениях либо при неуспешном завершении «санаторного» курса) обратно в деревню - с правом через год пойти еще на один круг.

Поселения могут быть узкопрофильные: только для тех, кто боится общества, только для бомжей, только для наркоманов и т.п. Или смешанные, где «всякой твари по паре», Ноев ковчег такой.

Вернувшиеся в общество могут полностью адаптироваться к обычной жизни, а могут не выдержать через какое-то время, у них есть право вернуться в деревню на еще один круг (или не на один). А могут там, в деревне, и остаться.

Про семьи таких дезадаптантов, про их детей отдельный проект. В идеале - семейная деревня с несколькими большими фермерскими хозяйствами  и наемными работниками, волонтерами, на разных условиях с хорошим менеджментом.    

Международные такие проекты. Под эгидой ВОЗ.

Полностью отлаженных поселений пока не существует. Есть лоскутики опыта, успешного и не очень. Но мало ли с какими вызовами сталкивалось человечество? Чуму-оспу одолели, справимся и с эпидемией дезадаптированности.

Раз таких родительских жалоб, о каких говорит Мурашова, становится много (не только у нас, но и в мире), - будут искать «противоядие». Найдут! Вместе найдём!

*

Мне всегда нравилось решать неразрешимые задачки, преимущественно  глобальные - хобби такое.

Например, как справиться с алкоголизмом в мировом масштабе. Теперь можете смеяться.

Перестройка началась в 1985 году с антиалкогольной кампании, которая велась с предельной бестолковостью, скомпрометировала это направление государственной и общественной деятельности - вреда получилось больше, чем пользы.

И мне тогда показалось… Что вот если бы вдруг все в мире… ради себя и ради других… приняли обет абсолютной трезвости… Ну пусть не все, хотя бы те, кто осознал угрозу для себя, для близких, для чужих - и всей собственной жизнью стал показывать, что без алкоголя жить можно…  С тех пор прошло двадцать восемь лет. Отсюда туда, в прошлое, хочется сказать: «Нам бы ваши тогдашние проблемы…»

Но когда такая угроза встаёт перед твоей собственной семьей, как у героев истории «Гнилая ниточка» …

Мой муж у своих родителей был пятым ребенком. У старших с алкоголем было, мягко говоря, не все в порядке. А тут еще традиция отмечать с коллегами по работе всё, что может стать поводом для выпивки… И я не нашла ничего лучше, чем изо всех сил включиться в борьбу за всеобщую трезвость. Даже основала в городе клуб трезвости, чтобы всем таким же было где собираться и показывать пример, что без алкоголя жить можно, причем не менее весело и интересно, чем со спиртным. И в семье насильно ввела сухой закон, вот такая я тиран и сумасброд.

Мы почти перестали ходить в гости и принимать гостей. За очень редкими исключениями. 

И - помогло. 

А то мало ли что… Наследственность, национальная специфика (он из чистокровной коми семьи). Алкогольдегидрогеназа плохо работает, как говорит Екатерина Вадимовна.

В коллективных мероприятиях участие принимаем. Но в очень разумных пределах.

В 1992-м, после обучения в очной аспирантуре, я защитила диссертацию на тему «Трезвенничество как социальное явление». Там, например, анализировались факты: треть взрослого (старше 21 года) населения США - трезвенники. По крайней мере, так было в 60-е годы и такие же данные по 80-м годам прошлого века. А сейчас, после повсеместного распространения «АА», скорее всего, даже больше. Потому что каждый человек с алкогольной проблемой знает, куда ему пойти и где ему помогут.

«АА» означает «Анонимные алкоголики». У нас в стране такие сообщества тоже есть. Кто хочет получить помощь, тому помогут.  Они, кстати, работают с любыми зависимостями - от наркотиков, азартных игр, переедания… Есть объединения для тех, у кого зависимости нет, но в беду попал близкий человек, и это создает проблемы окружающим.

*

Почему они несчастны - 2

Помимо советов «Что же делать?» нам ведь еще хорошо бы понять, что за ловушка, в которую попадают подростки настолько часто. 

О чем нам «сигналит Вселенная»?

Мне кажется -вот о чем.

Раньше жизнь была, во-первых, заметно короче, а во-вторых - управлялась определенными правилами, исключения из которых были редки, по крайней мере, психолог обычной поликлиники в те годы не сказал бы, что одно из самых частых обращений - «он/она не хочет взрослеть, до такой степени не хочет, что аж болеет (или придумывает себе диагноз)».

В той жизни было понятно: ребенок рос, учился, поступил в вуз, получил престижный диплом, устроился на хорошее место - и можно не волноваться.

А в новых обстоятельствах подростки видят, на примере неудачников - родителей, других близких, - что нет гарантии.  

Школьные «звездочки» нередко гаснут, не дойдя до диплома, отличники-краснодипломники работают на своих однокурсников-троечников, а  юные блогеры становятся миллионерами вообще не пойми благодаря чему.

И никто не может дать совет, на какую лошадь ставить, чтобы выиграть приз.

Потому что в прежние времена надо было все успеть быстро-быстро, и эта инерция всё ещё работает, тревожные родители и их дети до сих пор боятся отстать.

А уже можно не гнаться ни за кем. Успеется. Люди стали жить намного дольше.

Надо только внимательно мониторить пространство вокруг и себя изнутри. Пробовать разное, не боясь проигрывать.

В спецшколе для одаренных одна девочка была лучшей ученицей, побеждала везде и всегда. Поступила на перспективную специальность. А там конкуренция, она и сломалась. Ее как будто выжгло изнутри. Она вернулась домой больная, изредка выходила гулять, держась за маму. Ее не узнавали, она выглядела старше своей мамы. Долго лечилась, потом мама пристроила ее в какой-то филиальчик вуза, где она с трудом получила диплом юриста, пристроилась на работу с минимальным заработком - ничего, живет потихоньку.

В этой истории никакого «зато» не будет.

Будет предостережение: не надо ни за кем гнаться, суетиться, «соответствовать». Помните, у Пастернака в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» есть такие строки:

«Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов.»

Как «привлечь к себе любовь пространства»?  Как «услышать будущего зов»?  Не в этом ли вызов нового времени? 

Было: живи по правилам, водись с успешными, бери с них пример, не отставай.

Теперь: ищи, как состояться, стать собой, не состязаясь ни с кем. 

Жизнь стала длинной, зыбкой, с изменившимися правилами, которых не знают родители и успешные современники. В ней какие-то никому не ведомые новые закономерности. Другое счастье.

Светлана, Ленобласть.

Мой мейл: [email protected]

Отвечу обязательно.

***

Екатерина, добрый день! Прочитал Вашу статью и подумал: "Ух ты! Наверное и мне пора паниковать по поводу будущего своего ребенка…". Абсолютно с Вами согласен, что людям свойственно зеркалить эмоции. Это как будто заложено в нашей психике эволюцией и для этого сейчас достаточно поводов. К счастью, существует и полюс противоположный эмоциям – рассудок. В ситуации неопределенности, способствующей неврозу, может быть полезным понять, что собственно изменилось, а что нет – привнести осознанность. Что не изменилось.

1) Психологическая задача для каждого человека – выявление и принятие своих границ и степени их подвижности, на что я могу влиять, на что нет, и как я могу двигать эти границы. Адекватность в этом отношении – залог психологического здоровья.

2) Не изменилось социальное устройство, в котором человек обменивает продукты своей деятельности на удовлетворение своих потребностей. Чем более удовлетворяются потребности других, тем больше возможностей для удовлетворения потребностей собственных при условии хорошего обмена.

3) Мир по-прежнему устроен статистически. В мире множество вариаций – каждый человек уникален и у каждого свой талант, дающий большую приспособленность к решениям определенных задач, а благоприятные ситуации для решений порой складываются совершенно неожиданно.

Глобально по п.2 изменилась связанность людей в мире. Стало возможным обмениваться информацией с произвольным количеством людей и практически моментально. Это дало возможность быстрого удовлетворения потребностей большого количества людей, возникли новые возможности для обмена. В результате появились «новые профессии» (блоггер) и истории успеха. Профессии взял в кавычки, потому что как потребности людей, так и то что их удовлетворяет по сути не изменилось. Изменился только способ обмена (технология коммуникаций), делающий конкретную деятельность более выгодной. При этом статистическая сторона не изменилась. Единицы из огромного количества становятся действительно успешными в новых профессиях, потому что все мы разные и по-разному приспособлены к разного рода деятельностям, в том числе и к этой. Но именно на единицах успешных людей фокусируется внимание посредством СМИ, что похоже на эффект лотереи, когда кажется, что выиграть легко.

Суммируя получается, что по-прежнему актуально развивать свой талант, делать то, что нравится тебе, т.к. это принесет и радость самореализации, и даст больше шанса сделать что-то полезное для других и получить больше взамен (п.1 – не изменилось). В эпоху глобальных коммуникаций очень важным становится презентация того, что ты делаешь и донесение своих результатов до широкой общественности (п.2 – изменилось). По-прежнему важно прикладывать усилия, используя выпадающие шансы (п.3 – не изменилось) для маленьких шагов в направлении собственного развития в карьерном и личностном росте. Статистически, чем больше этих маленьких шагов, тем ближе цель. Постепенно количество переходит в качество. На пути стоит четко осознавать свои границы – есть то, что от нас до определенной степени зависит, и то что не зависит совсем. Проявление того, что от нас не зависит (не зависящая от нас неудача) ничего не говорит о нас самих. Это может быть вызовом нам, но не нашей оценкой. В общем, как в мультике про 38 попугаев: "Попробуй и получится, а если не получится попробуешь опять!".

У каждого могут быть свои соображения на тему перемен в нашей жизни, конкретика не так важна. Важна осознанность. Без этого Ваша идея признания себя щепкой в водовороте кажется неудобной. Согласен, что наше стремление к успеху порождено нашим страхом. Поэтому с ним и надо работать – принять то, на что мы не можем влиять, и согласится, что так устроена жизнь. Принять себя такими какие мы есть. Отнестись с добротой к текущему моменту и к себе, и попытаться понять, что настоящая цель – это гармония с самим собой и окружающим в каждый момент жизни, а не бесконечное бегство от страха. И наши дети ничем от нас в этом не отличаются.

С уважением, Игорь

***

Почему они несчастны? По вашим прошлым аналогичным публикациям я сделала вывод, что оба случая связаны с границами - мало границ и много свободы для неокрепшей психики, а тем более если первый молодой человек действительно гиперактивный. Можно попробовать ввести ограничения, чтоб уменьшить когнитивную нагрузку на детей. Извините за совет - возможно не стоит публиковать отзывы без письменного согласия их авторов. Тем более, что от некоторых «потоков сознания» просто кровь из глаз идет :) Для исследований мнения аудитории есть более профильные инструменты, хотя бы простейшие опросники через google forms. Там можно в аггрегированном виде смотреть статистику по заданным вопросам. Спасибо за то, что вы делаете!

Надежда, Минск

PS. Очень хочется много у вас спросить: как научить младенцев справлять нужду по команде, что делать в плохие дни, когда гиперактивный ребенок на взводе - идти ли в сад, как вырастить женщин-лидеров, и все такое. Может, вы будете делиться ссылками на дополнительное «внеклассное» чтение в своих статьях?

***

Здравствуйте, Катерина! Я - Юля из Германии. Жена и мама 2-х детей. С удовольствием читаю ваши статьи и книги! История про подростков с недостающим ориентиром мне очень откликнулась. Хотя мне и 36 лет, но где-то / в какой-то мере я себя увидела в этих юных людях. Сейчас я с удовольствием вспоминаю свое детство - Все мои цели и стремления, отдавая себе отчет о том, как же прекрасно было двигаться из состояния дефицита. Моя мама переехала в Германию с целью дать своей 15-летней дочери (мне) хорошее образование, и я оправдала ее ожидания, 10 лет проработав для проектов поставки энергоресурсов из РФ в Германию. Теперь я в декрете, нужд больших нет и я переключилась на развитие своих маленьких детей. Книги, развивашки и т.д. При этом я отдаю себе отчет, что чрезмерная концентрация на детях только вредит им и пытаюсь "найти себя" (сомневаюсь, что смогу реализовать эту цель). Работа с целью увеличения доходов большой корпорации мне на данный момент времени кажется бессмысленной. Базовые нужды покрыты. И я провалилась в какой-то кризис среднего возраста... Столько лет учебы, работы и всякого рода "достигательств" и для чего? Наблюдаю, что некоторые другие люди путем интернета зарабатывают уйму денег. При этом высота их заработка не всегда коррелирует с интеллектом этих самих этих людей ( не должно звучать высокомерно). То есть где он тот смысл саморазвития и улучшения своих навыков? Ты - как доктор физики можешь иметь доход в разы меньше чем блогер, рекламирующий косметику. Но, может быть, и финансовый фактор далеко и не основной в плане реализации...Вот я и двигаюсь попеременно от состояния девочки Ани, которая чрезмерно трудится, не жалея себя, из позиции страха не реализоваться, к состоянию мальчика: "а не забить ли мне на все и жить в свое удовольствие, ведь еда и крыша-то есть", а что еще надо для счастья. Себе лично я объясняю причину этого состояния "зажратости и нежелания хотеть чего-то" экспериментом "Вселенная-25". Просто основные потребности закрыты, но общество все равно пытается держаться за "потребление". Дополнительно к этому мы жутко невротизированы страхом нереализации себя (хотя еще и не совсем понятно, что это значит - реализация). А на детей-то жутко смотреть: они, растущие с дюжинами книг и игрушек, с определенного возраста вообще мало чего хотят... Я была бы безумно Вам благодарна, если бы Вы глубже озвучили тему экономического влияния на наше психологическое состояние  в одной из Ваших статей. Еще интересно - как в это время "перепотребления" растить целеустремленных детей, когда даже взрослые уже запутались и не знают, чего им хотеть. Спасибо за ваш труд!

***

Здравствуйте, Екатерина Вадимовна!

Меня зовут Алексей, я из Москвы, мне 26 лет, уже пятый год учусь на психолога. Очень отозвался текст Вашей последней статьи про страхи подростков перед будущим. Несмотря на то, что биологически перерос этот возраст, похожий страх есть и у меня: буду ли я успешным психологом? А вдруг я буду никому не нужен, буду сидеть в пыльном школьном кабинете, перебирая бумаги? Несмотря на уже полученное высшее образование, не могу подступиться к своей профессии, пребывая в постоянных страхах. В итоге работаю курьером. Интересно, что буквально перед прочтением Вашей статьи, я размышлял, как же всё-таки эфемерен успех. В массовой культуре мы видим множество примеров, которые задают высокую планку, кажущуюся недостижимой. И личные маленькие победы на фоне таких "гигантов достигаторства" нивелируются. При этом ведь те самые "гиганты" - действительно, как Вы и говорили, являются примером успеха, тогда как обратных примеров мы не видим. Мы не знаем, что происходит с "неудачниками" и ординарными людьми. Такая ошибка выжившего. И мы не видим реальной картины того, как люди на самом деле справляются с жизненными задачами, преодолевают их. Решил поделиться с Вами своими скромными размышлениями. Спасибо Вам за Ваши статьи и книги, очень многое беру из них. Многое заставляет задуматься и даёт представление о том, как может выглядеть консультирование и работа с клиентом. Очень Вам благодарен!

***

Катерина, добрый день! Большое спасибо за Ваш блог на Снобе. Я думаю, что невротизация подростков во многом связана с неуверенностью родителей в завтрашнем дне. Если подростки не могут в силу возраста заглянуть в будущее, то родители видят темпы изменений, страшатся и передают этот страх детям. Расскажу на своем примере. Мне сейчас 37 лет, два года назад я переехала в Канаду, сейчас ищу работу и вижу, как все поменялось на рынке труда. Когда я искала работу после института с экономическим образованием, отец мне сказал, секретарем иди поработай, надо научиться пользоваться факсом. Прошло 15+ лет и где тот факс? Раньше человек мог отучиться в университете и на этих знаниях ехать десятилетиями. Сейчас – нет. И рынок труда ведет себя совершенно рыночным образом. Мало вакансий, работодатели за ту же зарплату требуют знаний большего количества программ и инструментов. Много вакансий – меньше требований. Поэтому сейчас надо постоянно быть в теме не столько, чтобы иметь карьерный рост, а чтобы просто оставаться на плаву, на том же уровне. Мне нравится, как сказал Илон Макс, изменения неизбежны. Поэтому надо, чтобы изменения были не выходом из зоны комфорта, а изменения были зоной комфорта. В конце концов, когда приходится всю жизнь «раскидывать мозгами», это полезно, отдаляет альцгеймер. Так что то, что абсолютно точно нужно в будущем, это толерантность к изменениям, готовность учиться, умение учиться, толерантность к риску внести изменения в свою жизнь. А с образованием человек получает универсальный навык. Университеты учат, как учиться. В конце концов, теперь всегда можно сесть и потратить 3 часа – 1 неделю, чтобы изучить какую-нибудь новую программу, тем более что все есть в интернете на самый разный вкус. Быстро соображаешь интеллектуально – быстро новому научишься, медленно соображаешь, все равно научишься, ну, чуть больше времени потратишь. Думаю, это надо просто осознать и получить удовольствие от той гибкости, что дал нам современный мир. Здесь, к примеру, в Канаде, не то, чтобы человек 40 лет на одном месте, как у моих родителей, не то, чтобы менять работодателей, как было у моего поколения еще лет 5 – 10 лет назад. А люди полностью профессии меняют, могут и несколько раз за жизнь. Надоело быть медсестрой, пойду учиться в журналисты, лет в 50. И это будет нормально. И на такое резюме работодатели будут смотреть нормально. И это прекрасно.

С уважением, Татьяна, Санкт-Петербург - Монреаль 

***

Почему они несчастны?

Здравствуйте, Катерина! И в первом и во втором варианте не просматривается жизнь. Есть позиция мам, есть упор на развитие и обучение детей, но нет взросления детей, их жизни помимо уроков и кружков. А задача родителей, на мой взгляд, подготовить детей именно к самостоятельной жизни. Похоже, в этом у многих теперь большая проблема. И девочка, и мальчик боятся взрослеть, боятся дальнейшей жизни и не представляют себе, что делать дальше. Мальчик, похоже, вообще ничему не научился. Девочка имеет знания, может усадить себя за занятия, ответственная, но как устроена жизнь. Она тоже не знает, и она не готова к тому, что не все в жизни может быть на пятерку. Что делать? Мальчика задействовать в любой работе. Его вообще хорошо бы бросить в среду и ситуацию, где нужно выкарабкиваться, чтобы он со своими способностями попробовал себя в деле и понял бы, чего он хочет и может. Чтобы у него появился смысл жизни, как бы ни пафосно это звучало, хотя бы вектор. Ему нужно многому именно научиться. С девочкой сложнее. Ей нужно понять, а зачем ей все то, что она делает. Зачем ей пятерки, что она хочет и может на самом деле делать дальше и чего она категорически не хочет и не может. Попробовать прикинуть на практике, как она видит что-то впереди. Кстати, может ей заняться репетиторством? Обоим не хватает созидательной деятельности, где бы они видели настоящий результат (не оценку), а то, чем можно воспользоваться или получить деньги за свой труд.

Елена, Германия.