Здравствуйте, уважаемые люди!

Темы про психологизацию всего и особенно про моду на ненорму, разумеется, как я и предполагала, читателей сильно задела.  Это абсолютно нормально (такую острую и многогранную тему трудно осмыслять, не скатываясь в эмоции). 

Касательно же самого предмета хотелось бы еще раз уточнить для уважаемых читателей: как и в большинстве признаков, мнений и явлений, здесь мы имеем дело с семантическим дифференциалом. На одном конце этого отрезка отрицание всего: все эти ваши модные диагнозы по большей части просто выдуманы, чтобы …. (дальше подставить нужное). На другом конце: здоровых, «нормотипичных» детей и людей вообще нет, есть просто недообследованные. На протяжении отрезка — всё многообразие наших мнений, отражающих нашу же текущую реальность. Мое послание к читателям весьма незамысловато — на мой взгляд есть практический смысл прикладывать сознательные усилия, чтобы держаться в своих взглядах на эту сложную тему как можно ближе к центру отрезка, где, как мы все знаем, обычно приблизительно и расположено действительное положение вещей.

***

Пишет Татьяна:

Катерина, добрый день! Очень откликнулась Ваша статья в связи с собственным жизненным опытом. Где-то лет семь назад я психологически стала просто рассыпаться. У меня как бы уходили все силы, чтобы собрать себя, но чтобы собрать себя, я тратила столько сил, что удерживать себя в нормальном состоянии сил уже не оставалось. Условно, если до этого я могла что-то делать часа четыре, то стала уставать за 25 минут умственной нагрузки, именно психологическая такая усталость. Списывала на закончившийся красивый роман и что очень сильно переживала. Единственное, что меня удивляло, что мне было уже за 30, а из-за парней я переживала обычно сильно меньше, точнее, сильно быстрее приходила в себя. А тут прям месяцами. Потом появились проблемы с гинекологией, на узи мне сказали, что у меня швах и такая картина может быть от хронического стресса. Тут я уж напряглась, пошла к психотерапевту. Объяснила ситуацию, прописал на полгода антидепрессанты и регулярные сеансы психотерапии. Одновременно, у гинеколога я делала полный чекап, ну и у меня анализы показали гипотериоз. В общем, пью таблетки от него, и никаких антидепрессантов не понадобилось. При этом я прочитала потом, что люди с гипотериозом становятся частенько постоянными посетителями психотерапевтов, потому что лечат не от того. А еще никто меня не спросил, есть ли хронические в семье, а у меня гипотериоз у двоих прямых родственников. И я сама не знала признаки, не связала. Потом ещё через несколько лет, снова упадочное состояние, чуть иначе чувствовалось, но всё равно. Пошла к врачу, объяснила. Проверили организм, выяснили анемию. Самое смешное, я помню, как пришла к врачу, реально думая, что выпишут антидепрессанты (это не в России было), она на меня так взглянула и сказала, ну вы посмотрите на себя, какая депрессия, пропьёте железо и всё пройдет, а если не пройдет, будем проверять дальше, какие могут быть физические причины такого состояния. Вот так.

***

Здравствуйте, Катерина, и как всегда, огромная благодарность за ваши статьи! Ульяна — гений. Мало того, что она гений, она еще и эмпат, что при высоком интеллекте очень часто является редкостью. То, что она эмпат, доказывает: она разрабатывает план как вытащить пострадавшего, а не семье приспособиться. Вот эти новые способности, которые сейчас еще редкость, в ближайшем будущем станут новой реальностью. Чем вот отличается нанять внешнего управляющего от помощницы по дому или персонального ассистента? Только уровнем знаний и умений, ну и ответственности, понятно. Ульяна мало того, что сама нашла свою нишу, она уже в ней преуспела. Молодец девочка, удачи ей! С уважением, Рина

***

Временный внешний управляющий

Интересная тема!

Противоположная всему развитию человечества!

Раньше: одни «управляют», другие подчиняются. Рабство, мошенническое манипулирование, тираны-диктаторы, женщина — не человек, должна слушаться сначала отца, потом мужа, потом сына… «Я начальник — ты дурак, ты начальник — я дурак», то есть субъект и бессубъектное существо…

Эволюция = повышение субъектности. Аж до всеобщего избирательного права.

От собачьей преданности к почитанию котиков с их недрессируемостью…

И вот — потребность в дрессировщиках-реабилитаторах — дожили! Но да. Ждали от врачей, затем от психологов, а оказалось — это нечто отдельное. Таблицы. Контроль исполнения.

Но замечательно! Удобно. И помогает.

Что еще внушает оптимизм: человек — восстановИм, реабилитируем в большей степени, чем это сейчас наблюдается практически.

При этом повышается ценность не креативности, а занудства, пунктуальности. В рублях. В долларах, евро. В деньгах.

И я думаю, это две отдельные профессии: составить таблицу (составлять таблицы) — и следить за исполнением предписаний.

Да, пациент продемонстрирует своему мучителю восстановление хотя бы ради того, чтобы этот реабилитолог от него отвязался! Шутка.

Были еще какие-то целители, которые лечили… поркой. И находились желающие за это платить. Кому-то даже помогало.

Что же это такое в человеках встроено?

Прямо пересмотр всех представлений о значимости чувства собственного достоинства, самостоятельности-ответственности, педагогической ценности «непоротости»…

Эдак до чего только не договоримся! Ревизия устоев….

Светлана, Ленобласть

Мой мейл sgsnob@bk.ru

Отвечу обязательно.

***

Здравствуйте, Катерина Вадимовна. С удовольствием прочитал вашу статью о временном внешнем управляющем. Конечно, помощь людям, страдающим различными недугами, лечение которых требует активной деятельности и мотивации — это, что называется, база. Но поле деятельности представляется мне гораздо более широким: сколько... нет сколько людей нынче страдает от прокрастинации! Мне представляется, что такого рода помощь будет иметь большой спрос у людей, занимающихся тем, что предполагает творческую деятельность. Это, разумеется, не только и столько условная богема, но и достаточно обычные архитекторы, инженеры, журналисты, учёные/аспиранты и т. д, да впрочем и любой, кто придумал что-то интересное, но опускает руки перед реализацией. Взрослому человеку зачастую стыдно признаться не только другим, но и себе в неорганизованности, и поэтому всяческие задумки, лежащие за пределами, грубо говоря, необходимого минимума для зарабатывания средств, остаются нереализованными, и никакие походу к психологам, мотивационные видео/аудио/что угодно не помогают, так как в конечном счёте всё зациклено на самого себя и невыполнение этих дел не угрожает жизни. Я и сам страдаю от этой проблемы, всё время откладываю всё до завтра, до понедельника, до «вдохновения», некоторые вещи остаются заброшенными уже годами, в т.ч. статья на хорошую полезную тему по моей специальности, потому что «это никому кроме меня не надо, а я и сам обойдусь», «сегодня я открою LaTeX-редактор, это будет хорошим зачином», «завтра точно подумаю о том, когда продолжить» и всё в таком духе. О, как мне не хватает того, кто бы пришёл и составил расписание, следил за ним и еще бы попытался разобраться в том, что нужно сделать, чтобы эта мотивация была не просто «если не выполнишь программу, то потеряешь свои же деньги», а что-то  в духе «вот смотри, тут уже люди давно этим занимаются и вот-вот тебя опередят», или что-то менее устрашающее, но столь же действенное. В общем, посоветовал бы вашей героине подумать и в эту сторону, провести разведку на предмет востребованности, поискать возможных сотрудников, и, как знать: возможно появится бюро и такого типа добрых дел. А там, глядишь, и новая технологическая революция в силу обилия новых воплощённых проектов :)

С уважением, Роман

***

Пишет Юлия:

История Ульяны мне очень напомнила переживания и мысли героя романа «Над пропастью во ржи». Мне кажется, внутри человека есть какой то кусочек пустоты, когда ему хочется заботиться и помогать другим, это неплохо, и человек не виноват, что она образовалась, и даже может до конца не осознавать, что им руководит.  Ощущение нужности, пользы, которую несешь, постепенно наполняет, исцеляет, избавляет от тревожности. Через других людей ты можешь почувствовать свою силу, взрослость и спокойствие. И как будто можно сказать беспомощному, нездоровому человеку воодушевляющие слова, показать, что он не один. Сказать те слова, которые не сказали тебе, когда они были нужны. 

***

Пишет Вячеслав:

Здравствуйте, Катерина!

Я, пожалуй, воздержусь от прогнозирования того, насколько будет востребована та или иная профессия в обозримом будущем с учётом развития ИИ.

Что же касается Ульяны, я полностью поддерживаю её выбор и её занятия. Это хорошее дело, и особенно хорошо, что оно ей по душе.

Единственное — ей бы лучше устроиться на официальную работу, например, социальным работником. Как там дело пойдёт — параллельно или перпендикулярно той деятельности, к которой у неё лежит душа, она сама разберётся. Но у неё хотя бы стаж будет (не буду рассуждать на тему пенсий в перспективе 50 лет). А работать непосредственно по профилю (психологическая поддержка на официальной работе) — это надо приобрести образование профильное, а главное — куча бумаг, начальство со своими закидонами, отчётность, в общем, проза жизни).

***

Пишет Юлиана:

Дорогая Катерина Вадимовна!

Обожаю Вас, ваши лекции и книги. В недавнем посте на Снобе Вы рассказывали о девушке Ульяне «временный внешний управляющий». Мне очень нужна её помощь!

Я в декрете, и так получилось, что из одного оказалась сразу в другом. Поэтому время есть, но трачу я его нерационально. Домашний быт вроде налажен, но я как белка в колесе!

***

Здравствуйте Екатерина Вадимовна, пишет Орла из Купертино.

По статье «Как общество сместило фокус с действий на чувства». Черты поколения 2020-х были и у детей 1970-х. Увидев сверстника во дворе или на улице, старалась не встретиться, а уйти до того, как он меня заметит. Такие «встречи» в лучшем случае кончались отъемом денег, в худшем — ударами. Соответственно, коллективного «а давайте» быть не могло, это было только в учительских декларациях «надо быть в коллективе». Зато размышлений было выше крыши. Правда, в основном, не на тему чувств и эмоций, а по большей части по вопросам электроники, математики, физики, химии — тому, что интересно! И вот в точных науках сначала шла от чувств, а затем наводила логику. Чтобы понять идею или формулу, её надо прочувствовать. Затем поиграть с ней. И уже после этого провести строгие рассуждения и доказательства. Получается, я не в 1966 родилась, а в грудном возрасте на машине времени из будущего прилетела? Или всё же все люди разные и усреднённые черты поколения — то же, что средняя температура по больнице? И, да, в моём случае, все психологические проблемы идут из школьного детства. Кончилась школа в 1982 — психотравм за последующие 43 года больше не было. Скомпенсировать последствия школы не удалось, правда, ни за 2-3, ни за 43 года.

---

Что касается «неделания» современных подростков, тут, скорее, вопрос воспитания и возможностей (1) дети послушались требования «не делай, не подумавши» и (2) практической деятельностью стало заниматься труднее, чем в 20 веке, как из-за ужесточения правил, так и из-за развития технологий, а теорией, наоборот, стало заниматься легче благодаря интернету. Вот дети и углубились в раздумья и отошли от практики. И не надо повышать количество «друзей» через игры на переменах. За 10 лет школы я эти игры хорошо изучила. Пионербол твоим портфелем, ты бегаешь и пытаешься свой портфель поймать. Всем весело, кроме владельца портфеля. Игра «прости засранку» — ставят на колени перед ведущим и заставляют говорить эти слова. Игра в Ихтиандра — это головой в унитаз и заставляют кричать: «Ихтиандр, сын мой!» Не надо ребенку игр и издевательств на переменах! И продлёнки тем более не надо, отправить на продлёнку — самое страшное наказание для ребёнка. Дайте ребёнку ключ от дома на шнурке на шею и позвольте не оставаться в детском коллективе после окончания уроков. Много друзей появится в институте и на работе, там, где ребёнок будет среди себе подобных, а не во враждебном окружении.

***

Катерина, добрый день! С удовольствием прочёл Вашу «Психологизация всего» в Снобе. Вижу, Вы — умный человек. Потому и пишу. Тезис мой таков: Группа приличных/порядочных одарённых людей разных сфер знания в разы эффективнее чем они суммарно, по отдельности. Например, мы с Вами вместе можем принести пользы не вдвое, а «вчетверо» более, нежели порознь. Если согласны — продолжим разговор в практической плоскости: о том, как искать порядочных одаренных взрослых, и чем их занять, чтобы их жизнь наконец стала радостной и изобильной. Кое-что об этом знаю, чем и как заняться есть — законное, моральное, приятное, полезное себе и обществу. Короче, я — за «действия», но вместе с теми, кто нам нравится. С глубоким уважением, Никита, к.ф-м.н. 

***

Пишет Вячеслав:

Здравствуйте, Катерина!

Ваш призыв о высказывании своей т.з. обращён к читателям других поколений, т.е., если читать буквально — то не ко мне. Но я прочёл Ваш материал и понял, что у нас с Вами взгляды на развитие процесса во времени несколько различаются.

Ну т.е. насчёт того, что компания детей/подростков всегда что-то делает (даже когда просто сидит на лавочке и болтает) — это да. Насчёт рефлексирования — ну да, группой не рефлексируют, так ведь рефлексирование и не групповой процесс. Насчёт делиться мыслями — опять же в группе такого практически не было, а вот тет-а-тет — было. Вопрос «о чём ты сейчас думаешь?» — и правда, не задавался, зато «что ты по этому поводу думаешь?» — как минимум, были ответы на незаданный вопрос. Про чувства промолчу — я и сейчас почти всегда затрудняюсь ответить, что я чувствую по тому или другому поводу, разве что фоновое раздражение, которое иногда из фона перерастает в явно улавливаемый сигнал. Так что вряд ли со мной кто хотел поделиться чувствами — я, наверно, несколько деревянным сверстникам казался. Ну а «кто в кого влюбился» — это было самой популярной темой сплетен, другое дело, можно ли это назвать разговором о чувствах, там ведь кроме этого глагола совершенного вида ничего о чувствах не было. Не умели мы описывать подобное. Помню, школьный товарищ сказал «Весна! Борзеть охота!» — единственное на моей памяти, что можно отнести к выражению чувств.

Затухание «подвижных игр на воздухе» происходило буквально на моих глазах. Я уже подростком видел (в Ленинграде, кстати) детей, вокруг новостроек месивших грязь и бегавших с рогаточками, сделанными из алюминиевого провода и резинки т.н. «венгерки» (кто в судомодельном или авиамодельном занимался, тот знает) и думал — и это всё, что у них останется от детства! Следующие поколения уже ни во что, кроме «взрослых» футбола и пр. не играли, да и в эти игры преимущественно в спец. секциях. Ну, настало время электронных игр, дальше все знают.

Насчёт вреда и пользы т.н. «популярной психологии». Это сложный вопрос. С одной стороны, люди отошли от «кухонных авторитетов», «советов подруг», которые могли посоветовать прямо противоположное тому, что следовало бы делать, и также люди стали наконец анализировать, думать о своём психологическом состоянии, не боясь корня «психо», и не пытаясь уйти от проблемы — «отвлечься, развеяться», «напиться и забыть», «попить таблеточки» и т.п.. С другой стороны, люди по-преджнему тянутся к простым решениям, самооправданиям, попыткам просто выговориться без решения проблемы (хотя иногда, пусть редко, проблема так и решается) и представлениям о том, что проблема решится сама собой или путём оплаты специалиста, который всё сделает за клиента. Собственно, расцвет популярной психологии на этом и случился, кого ж тут винить.

Трудно представить себе ситуацию, когда большинство придёт к мысли, что надо прежде всего изменять себя, а не других, что к психологу ходят не для того, чтобы «он объяснил, наконец, ему/ей, что прав/права», а для того, решать проблемы, что решение проблем — это работа не «бегать по психологам» и т.п.

Ну есть ещё государственный подход — запретить коучей, тренеров личностного роста и пр. подобное, каждому практикующему в этой области иметь «корочки», лицензии и что там ещё, ну так народ обратно пойдёт к кухонным авторитетам, и круг, как говорится, замкнётся.

***

Екатерина Вадимовна, доброго вечера! Меня зовут Юлия (53 года, кинезиолог, преподаватель восточного танца). В основном последние 10 лет занимаюсь с младенцами и малышами, (постарше тоже бывают, но не часто, я в основном по: не пополз/не сел/не встал/не пошёл/ не заговорил)) и очень хорошо понимаю, о чём вы говорите. Ребёнок, в два года, насмотревшись передач про йогу, и делающий позу «дерева» (стойку на 1 ноге), мама ,«готовящая» ребёнка к походу в театр на «Три поросёнка» (мы читаем, мы играем в сказку «чтобы он волка не испугался»), девочка 8 лет, у которой все признаки пубертата кроме гормонов (сейчас выброшусь, и т.п). В общем, дело-то не в детях, а в среде, которую создают родители, и она явно не здоровая((( я сама человек реальности, смотреть на это больно. Пытаюсь до родителей донести смысл того, что сейчас предлагается в сфере воспитания (чёрно-белые карточки с рождения, обездвиживания в многочисленных гаджетах, специальное удерживающее устройство для телефона на стульчике для кормления с 6 мес., и в колясках, бесконечное « напичкивание» детей кучей знаний, информации, бесконечное проговаривание вместо создания здоровой среды). Мне кажется хорошей заменой психологизации является налаживание именно физического контакта — так мамам и говорю — если вы с младенцем телесно «договоритесь» (сделав гимнастику, но не как схему, а как диалог-совместную игру), то потом вы без слов ребенка поймете — на уровне тонуса)). Сейчас много читаю Бернштейна «О построении движений», училась у Е. В. Максимовой (Метод Со-Творение, и продолжаю у её ученицы), всем мамам  заинтересованным обязательно всё рассказываю, и Ваши лекции рекомендую — я прекрасно понимаю, как «несёт» психологию человек с базовым образованием (биолог, Е. В. Максимова была физиолог), мне это очень близко, научный подход)). Спасибо Вам огромное за лекции и статьи!))

***

Добрый день!

Я прочитала статью «Почему молодёжь больше не хочет быть нормальной, или откуда взялась мода на эмоциональные диагнозы» и захотела откликнуться.

Недавно я смотрела интервью с Дудём* с Андреем Дороничевым, и у меня появилась одна мысль.

Из вашего текста видно, что вам не близка эта тенденция всё психологизировать, искать в себе травмы и синдромы. Кажется, вы чувствуете, что пора «взять себя в руки» и просто действовать. И, возможно, вы правы: общество действительно часто уходит от ответственности, прячется за диагнозами и объяснениями.

Но в интервью Дороничев описывает другой процесс — стремительное внедрение искусственного интеллекта в повседневную жизнь, который, по его словам, приведёт к резкому технологическому скачку и изменению самого образа жизни. В его оптимистичном сценарии люди будут всё больше делегировать рутину ИИ, а сами — сосредотачиваться на вопросе, как быть счастливыми.

Вот здесь и возникает мой ответ на ваш вопрос.

А что если эта концентрация на себе — на чувствах, эмоциях, внутреннем мире — это просто новый, естественный этап развития общества?

Раньше подобные размышления были доступны лишь немногим, этакий товар «на высоких полках», до которых не дотянуться. А теперь всё больше людей чувствуют, что они имеют право — и возможность — быть не просто «нормальными», а по-настоящему счастливыми.

Спасибо за ваш текст и за повод задуматься.

С уважением,

Rezeda

***

Здравствуйте, Катерина Вадимовна! Меня зовут Анастасия, мне 30 лет, последние 6 живу в Западной Европе. Мужу 31, он русский. Захотелось поделиться нашим опытом и некоторыми мыслями по поводу «модных» диагнозов.

1) Сначала расскажу про наш личный опыт. Муж: серьезно травили в школе, вплоть до бойкота, продлившегося пару лет. Два раза вылетал из института, так ничего и не закончил. Кроме меня нет друзей, не понимает многие социальные нормы (если тебя позвали в гости, надо позвать в ответ, как пример. Понятия не имел, что такое помолвочное кольцо). В 29 лет диагноз СДВГ (российский специалист по удалёнке) + РАС под вопросом (тестироваться на РАС не пошёл). Почему пошёл к специалисту: отправила я, заподозрив, что что-то не так. Взрослый дядя не имеет чувства времени, пропускает записи к врачу (а их в Европе по полгода ждешь), напрочь сбитое чувство голода, не работает внутренняя мотивация — не пнёшь, не полетит :) на мне была большая нагрузка — я выполняла за двоих те функции, которые у него проседают. Это принесло много плюсов в нашу семью:

— осознание, что это не ты (он) странный, плохой, недостаточно стараешься и т.д., а «твоя болезнь»/твой мозг работает по-другому;

— очень освобождает от многолетнего чувства вины, неправильности, «я плохой», не знаю;

— стало гораздо меньше конфликтов;

— это не он опять забыл про мою просьбу, его мозг работает по-другому;

— появилось понимание, что можно с этим сделать — есть СДВГ-коучинг для проседающих навыков, есть возможность фармакотерапии, если хочется.

Дальше про меня: тоже очень сильно травили с самого детства, первые друзья появились в университете, до сих пор очень страшно общаться с людьми, трудно заводить друзей (но что-то получается) и сильная тревога, с этим связанная. Мама сказала: ты всегда была одна, отдельно от других детей. РАС под вопросом — тестироваться не пошла, считаю, что мою жизнь это не изменит. Несколько лет работала с ОРКТ психотерапевтом по конкретным практическим вопросам — не ковыряние в детских травмах, а решение разных конкретных задач — адаптация к другой культуре, снижение тревоги от общения с людьми, решение постоянных конфликтов с мамой. Результаты классные — к культуре адаптировалась, стала сильно устойчивее, с мамой ругаюсь кратно меньше, качество жизни повысилось. Плюсы от «диагноза» — когда ты слышишь, что ты нормальный, что таких, как ты, много, что с этим можно что-то сделать — это невероятно освобождает. Ведь ты всю жизнь рос с чувством неполноценности, вины, нетаковости. Для социальной обезьяны, которой является человек, быть постоянно исключенной из коллектива — очень тяжело. Ведь потребность быть частью стаи не исчезает. А так появляется своя «стая» из таких же, как ты. Теперь попробую перейти от частного к общему. Мне кажется, что тут много чего разного идет параллельно. Некоторые пункты друг другу противоречат. 1) это прогресс — идёт расширение понятия нормы. Вы написали: «стремиться, разумеется, только к норме и к максимальной адаптации». Так вот, как мне видится, запрос в обществе — на расширение нормы. Не «нормальный» и «нейроотличный», а «вариант 1» и «вариант 2» — со своими особенностями, не исправлять, а поддерживать. Не тренировать усидчивость сдвг-шнику, а дать ребенку выйти из класса и 10 минут побегать, сбросить напряжение, тогда он сможет сконцентрироваться на уроке.

2) Еще прогресс — мы просто узнали гораздо больше про работу мозга за последние 20 лет, чем за предыдущие 2000. Поэтому и всплеск диагнозов. Общество пытается переварить новые знания, и маятник качнулся в другую сторону — с перегибами. Может быть, еще отрегулируется?

3) Дешёвая психологизация всё действительно портит. И обществу потребления нужны потребители. Матрица. Психологическая жвачка всё слишком упрощает и даёт удобный повод ничего не делать — я — особенный, любите меня.

4) Тревога. В мире творится много плохого, подросткам (да и не только) страшно и непонятно. А с депрессией можно ничего не делать.

5) Последние исследования показывают, что гормональные процессы и мозг подростка в пубертате очень напоминают биохимический профиль человека в депрессии. То есть может быть, что это всё всегда было, просто сейчас появилось, чем это состояние обозначить? Само пройдет к 20-25?

6) Закон сохранения энергии — решать проблемы это сложно. Кашпировского помните? Просто современные технологии это усилили и вывели на всеобщее обозрение.

7) С другой стороны — чтобы начать действовать, нужны ресурсы. Чтобы они высвободились, нужно снять боль. Психотерапия/таблетки с этим справляются очень хорошо. А дальше как раз вступаете вы. «Я научился сам себя поддерживать, и у меня есть от психолога формула для поднятия самооценки» — это же просто великолепный навык. Теперь можно сказать: супер, теперь у тебя есть силы на решение проблемы, а давай подумаем, какие упражнения можно поделать. Вот, например, классная практическая штука для СДВГ-шников. Муж сейчас проходит. Там есть и для подростков. https://gdemoevnimanie.ru/training_adhd_adult 

Несколько сумбурно получилось, но надеюсь, полезно. Буду рада ответу — я целый час это формулировала. Всего вам самого хорошего. С уважением, Анастасия.

***

Дорогая Катерина, обычно я стараюсь пропускать любые темы по нейроотличию и не участвовать в комментариях: тема сильно, как нынче принято говорить, «хайповая». Но, читая Ваши статьи на протяжении довольно долгого времени, я знаю, что Вы — один из самых порядочных и профессиональных психологов, поэтому хотелось бы рассказать немного о том, что я думаю по этой теме.

Мне 35 лет, я уже лет 6 не живу в России. Я, как ребенок, растущий в довольно советской (по ментальности) семье, не доверял обращениям к психологам (и уж тем более — к психиатрам). У меня в анамнезе были некоторые последствия дцп, но в общем и целом мне это не мешало. Да, я не любил ждать, почти постоянно всех перебивал (и иногда делаю это и сейчас) и уж если мне что-то не нравилось, то почти никакие обещания не могли заставить меня на чем-то сосредоточиться. Только мамины крики и угрозы «помогали» мне в таких случаях. Но это было не настолько заметно в школьный период. Я рос в небольшом районе Москвы за МКАДом, где друзей во дворе было найти не так чтобы просто. Зато я увлекая программированием, и это стало моим главным интересом на очень долгое время. Я был очень успешен для своего возраста, но чем старше я становился, тем отчетливей замечал довольно странные проблемы с математикой. А на тот момент (да и сейчас отчасти тоже) — программист обязан был быть хорошим математиком. Сначала я мог решить задачу десять раз подряд довольно правильным путём, но по пути терял нюансы, и получал неверный ответ. Потом пошла высшая математика, и я на себе осознал фразу «гляжу в книгу — вижу фигу». Слова все более-менее понятные, а смысл — нет. Пару раз мне встречались люди, которые мне какими-то доступными для меня словами объясняли тему, но на этом опять все заканчивалось. И еще опоздания: время у меня было понятием настолько относительным, что я опаздывал даже тогда, когда в запасе было более чем достаточно времени. Всё это закончилось исключением с факультета, я перешёл на гуманитарное направление и кое-как его закончил. Всегда я винил себя, что ленивый, раздолбай и так далее. Но в какой-то момент я понял, что даже не на всякой любимой работе могу сконцентрироваться. Я пропускал (вернее, упускал) очень крутые возможности. И вот, в какой-то момент, мне стало плохо. Это было что-то, похожее на бернаут с паническими атаками по три раза в день. Тогда жена заставила меня пойти к психотерапевту, где мне помогли, назначили медикаменты, и я как-то начал восстанавливаться. Появились силы, я уехал сначала в Италию, а потом — в Нидерланды. Но сложности с концентрацией и временем никуда не делись. И как-то я рассказал местному психиатру, который просто должен был продлить мне рецепт на АД про свои проблемы, и он меня спросил: «Have you heard about ADD?». Я сказал, что нет, он меня послал на разные тестирования, где это подтвердилось. Я консультировался и с российским психиатром ради «второго мнения», тем более, что он лучше бы понял контекст. И диагноз снова подтвердился. Это я к чему. Да, я стал лучше понимать, что со мной происходит. Да, я подстроился под диагноз и стал лучше жить. Но я до сих пор периодически думаю, что вдруг это всё неправда. Да, нейроотличия стали «модными», но если бы мне предложили избавиться от проблем со всем этим, я был бы невероятно рад. А некоторое время назад у моего близкого человека произошел autistic burnout. Узнав про диагноз AuDHD, человеку стало очень тяжело. И, видя мэлтдауны и шатдауны, я бы не подумал, что это может быть «модным». Я понимаю, о чем Вы пишете в своем эссе, но увы, — сторонники теории, что нейроотличий не существует, или что «мы все немного сдвгшные/аутисты», часто будут ссылаться на подобные статьи с их неверной трактовкой. А так — спасибо за Ваши статьи!

С уважением, Лёша

***

Пишет Руслан:

Хорошая статья про нейропластичных) Полностью согласен, проработки и прощения себя много, а вот действий никаких.

***

Добрый день!

Пишет Татьяна из СПб.

Хочу обобщить свои выводы по следам многих статей, где упоминается расплывчатость целей подрастающего поколения. 

Сначала про коронную фразу: «Ну наверное мне бы подошла какая-то творческая работа». В этом месте сразу хочется уточнить: какая-то – это какая? В какой области ты чувствуешь себя творцом? Что ты способен сотворить для людей, если не можешь даже для себя сотворить нечто, избавляющее тебя самого от скуки? 

Не говоря уже о том, кому, как и за сколько ты намерен результат своего творчества продавать. Да-да, продавать, ибо результатом труда должно быть получение денег на самообеспечение как минимум. А как норма — плюс на обеспечение своих стареющих родителей и подрастающих потомков.

Как мне кажется, многочисленные «развивашки» и школьные конкурсы сильно девальвировали саму идею творчества.  Насыпал под руководством педагога зернышек на клей — ура, молодец, творец!  Наклеил цифровую этикетку на чужой труд — творец! Послал в никуда абсолютно бесполезные «лучи добра» — вообще светлое солнышко! Ну правда, от результатов всех креативных конкурсов просто зубы ломит с тоски.

Второй вопрос, легко ставящий в тупик депрессивно-творческую молодежь: как ты думаешь, все люди, обеспечивающие костяк жизнедеятельности общества, с детства мечтали о своей работе? Имели к ней яркое призвание? Кто-то осознанно хотел быть водителем мусоровоза, охранником ФСИН, стоять на конвейере, сидеть у окошка МФЦ или за кассой Пятёрочки? 

А еще подумай, насколько комфортной была бы твоя жизнь, если бы они не выбрали решение работать эту явно нелюбимую, нетворческую и тяжелую работу? 

Многие дети сейчас с детства не приучены к необходимости рутинного труда. Да и вообще неизбежности рутины: в еде, отношениях, законопослушании. Особенно в крупных городах и более-менее обеспеченных семьях. Поэтому те, кто готов пахать, равномерно тянуть лямку — те на большой дистанции очень выигрывают.

***

Здравствуйте, Катерина! Есть мнение, что «маятник» снова качнулся в крайность. Если вспомним 80-е и 90-е хотя бы по фильмам, в моде были «достигаторы» и «делатели». Тех, кто не оседлал эту волну, осуждали, называя «рохлями» и «неприспособленными к новым реалиям». После этого ситуация чуть устаканилась, и теперь не быть достигатором не то что можно, но и модно. Если говорить о личном опыте, то вспоминаю, как лет 5-7 назад обратилась к психологу с темой выгорания. Опыт был не то чтобы плохим, но каким-то непродуктивным — всё было настолько общо, что в какой-то момент я потерялась и перестала понимать, зачем обратилась и над чем мы собственно работаем. Процесс решила прервать. Как выразилась коллега, хотелось иметь коридор, по которому я буду идти, а не поле, по которому я буду бродить. Сейчас понимаю, что мне следовало пойти напрямую к врачу — начав с терапевта и, возможно, продолжив неврологом. Но опять-таки, я внутренне была нацелена на результат. А клиенты, о которых вы пишете, будто бы зависли в постоянном процессе. Я нахожу это для них же вредным и имею тому, увы, печальные примеры. Что бы я предложила, это изначально уточнять, какова цель обращения: что-то поменять в жизни; ничего не менять, но как-то научиться комфортно жить с тем, что есть; ничего не делать вообще, только получить свободные уши для излияний на эту тему («Вы хотите об этом поговорить?»). Кстати, последних на Телефоне Доверия называли «зависающими клиентами». 20 с лишним лет назад таких следовало быстро распознать и разговор с ними коротко закруглить. В общем и целом, если психолог согласен за некое вознаграждение служить свободными ушами и «контейнировать эмоции», почему нет. Важно только очертить границы. С уважением, Дарья из Германии

***

Пишет Светлана:

Почему молодёжь больше не хочет быть «нормальной», или Откуда взялась мода на «эмоциональные диагнозы»

Кмк… ключевое понятие тут не хочет.

Ответом окружения должно быть: ну и не хоти. Твой выбор.

Если найдётся рядом кто-то, кто тебя понесёт на ручках, — его выбор.

Родителям «нейроотличного» ребёнка хорошо бы знать, что при любых отличиях (хоть нейро, хоть физио) — человек может развиваться по максимуму, может по минимуму — а может и деградировать. Они выбирают что?

А их самих кто на ручках по жизни несёт? 

И каким они видят результат своего выбора? Образ результата у них выглядит как?

Ну вот пришёл к психологу подросток. Или родители ребенка привели. По идее, они рассказывают о проблеме — а в конце: 

  • Мы бы хотели, чтобы…
  • Что?

Хотеть же надо. 

Сначала захотеть хотеть.

Кем-то стать, что-то уметь. Что-нибудь. Чему-нибудь научиться.

Что именно? Помочь человеку понять: это — нет, это — может быть, а вот это — скорее да.

Не копошиться в «я не могу то, я не могу сё», а пробовать-примерять на себя разные «хочу-могу».

…Как при диете аллергика: не зацикливаться на том, что «мне то нельзя, мне это нельзя», а — искать, что можно. И уже из того, что «можно» — выбирать.

Эволюция, говорите? 

Что такое нынешний этап эволюции? 

Переход от общей беговой дорожки-мейнстрима (все бегут толпой в одну сторону: кто кого обгонит, кто на обочине застрянет, кто в кювет свалится) — к индивидуальным жизненным траекториям, с дауншифтингом, нишами, уникальными маршрутами…

Потому что раньше, в мейнстримные времена, работал естественный отбор, выбраковывавший (помимо прочего) — «нехочух». Потом всем дали шанс, и социально незрелые массово запросились на ручки, даже моду такую диктуют. А чем им еще выделиться, если «не умею и уметь не хочу»? 

А система воспитания-образования работает по старым шаблонам.

Новые должны быть какие? Сильно упрощая: 

1) проектные, чтобы обучение чему-то сопровождалось пониманием «для чего», для решения какой актуальной задачи; 

2) с освоением навыков командной работы; 

3) профориентационные в самом широком смысле, когда человека обучают понимать себя, понимать мир… вписывать себя в предлагаемые обстоятельства без особого ущерба для себя и окружающих. Делом. Умениями.

Для этого должна быть обустроена среда социализации. Разные среды… Как у Макаренко в коммуне имени Горького. Как у Монтессори. Список бесконечный.

Ну и в самых сложных случаях индивидуальное сопровождение: заметить, что ребенок устал, отвести в шумную комнату побеситься или в тихое место отдохнуть.

Тогда меньше потерь будет по дороге. Довзрослеют, приноровятся.

И придется вглядываться в каждого. По дороге. Иначе слетающие с катушек могут таких дров наломать с окружающими и с собой…

***

Пишет Вероника: (пример того, насколько сильно задела тема — пришли люди того типа, которые к нам в блог обычно не заглядывают ;))

Ужасно то, что сама автор статьи пишет не литературным, не художественным, не журналистским, а тем самым отвратительным психологическим «языком». Она даже не подозревает о степени своей лоботимированности тем, против чего выступает.

***

Пишет Марина:

Здравствуйте! Двое из моих одноклассников покончили с собой из-за депрессии, в 18 лет и в районе 30, хотя ничто не предвещало. Близкому другу моих детей, спортсмену, красавцу и умнице был 21 год, там уже знали о депрессии, но самоубийство было как гром среди ясного неба. Так, может, лучше перебдеть, чем недобдеть?

***

Екатерина Вадимовна, здравствуйте. Начну издалека — однажды я была на дне рождения ребенка со своими детьми, мы, мамы, пили чай на кухне, одна была психологом, точную специализацию не помню, так вот она говорила, эта мама, что никто даже названий чувств не знает, не то что, понимает, что он чувствует, одна мама закивала головой и сказала, что она с ходу назовёт чувств пять, не более, я пожала плечами и сказала, что назову сходу чувств пятьдесят, чем поставила тут же всех присутствующих в неловкое положение (числа сейчас пишу примерные, точно не помню, но то, что я могу их сходу назвать гораздо больше, чем ожидалось, всех смутило). А я, если, очень напрягусь, ещё и по итальянски их назову, потому что я музыкальное училище заканчивала и мы коллоквиум каждые полгода сдавали, в котором было много терминов, в том числе, обозначающих то, с каким чувством надо играть музыкальное произведение. Знаете, почему Моцарт — сложный композитор для исполнения? Потому что у него через каждые два такта может меняться оттенок эмоции, а как говорил Паганини «надо сильно чувствовать, чтобы заставить чувствовать других». То есть для понимания чувств хорошо бы знать, до какой глубины доходили в этом самом понимании великие композиторы, поэты и художники. Я работаю педагогом, у меня есть дети, мне сложно предъявить собственную утонченность, я могу развернуть в правильном направлении, чтобы действительно была утонченность, но в этом направлении надо пахать! То есть на самом деле современное обращение к чувствам весьма попсово и лежит на поверхности. Это не стремление к чувствам, это стремление к бездействию, прикрытое чувствами. Но тут мы с вами уже, в общем-то сходимся... Елена, МО

***

Здравствуйте, Катерина! Вопрос «нужны ли современному обществу "делатели"» — это сразу взгляд в корень проблемы. Потому что были бы нужны — ничего подобного не наблюдалось бы. Хороший вопрос, «лежащий рядом» — нужен ли обществу «прогресс»? Ну, допустим, ситуация «базовые потребности всех членов общества удовлетворены» (пусть эта ситуация будет модельной, в данном случае влезание в подробности только запутает вопрос). Что дальше? На эту проблему обращали внимание многие, целый ряд фантастики на эту тему. Оставив с стороне литературу, придём к двум принципиально разным моделям:

  1. Раз на Земле все проблемы решены, надо лететь к звёздам. Этот выход я пока оставлю в стороне по понятным причинам.
  2. Надо отвлечь/развлечь народные массы, навеять им «сон золотой» по Беранже. Я намеренно не включил всяческие «гармоничные развития человека» (ну развился я, допустим, гармонично, а для чего, дальше-то что? — «век живи, век учись, дураком помрёшь» — как актуальна стала эта старая поговорка!), «уходы в нирвану», «недеяния» и прочие восточные учения по простой причине — этим учениям уже несколько тысяч лет, а массовых уходов в нирвану не наблюдается, даже в странах, где в детстве большинство людей проводит часть времени в монастыре, до просветления у абсолютного большинства не доходит, т.е. этот подход не годится как массовый.

Подход «заниматься творчеством» тоже не подходит, это мне напоминает массовый психоз покупки недвижимости, под девизом «в старости мы будем её друг другу сдавать и на эти деньги жить». Т.е. тупик мы видим, и даже видим, как в этом тупике оказывались предыдущие цивилизации (даже с их гораздо меньшими возможностями), а выхода не видим. Можно, разумеется, сослаться на то, что «в обществе полно проблем, от утилизации мусора до взаимодействия с ИИ, всегда у любого общества будут проблемы, их надо решать, и делатели всегда будут востребованы». Но фокус в том, что ранее большинство «делателей» низового уровня мотивировались «не морковкой спереди, а морковкой сзади» (из анекдота), т.е. мотиватором у них был страх остаться голодным и без крова. А «морковка спереди» мотивирует далеко не всех. Да и те из «высоких уровней», что приходят к дорогим психологам с проблемой «исчезла мотивация», тоже, по-видимому, охладели к «морковке спереди». Разумеется, дети, как наиболее чувствительные и незашоренные, чувствуют эти настроения раньше взрослых. Никакие страшилки взрослых вроде «будешь всю жизнь работать кассиром в «Пятёрочке» их не пугают — они не знали ни настоящего голода, ни даже чего-то похожего на нищету. Остальное из того, о чём Вы, Катерина, пишете (психологизация, инфантильность, безынициативность) непосредственно вытекает именно из отсутствия необходимости в «делателях», по крайней мере, в промышленных количествах. Я даже больше скажу — чтобы что-то новое построить, надо старое разрушить. Ну или строить на  новом месте (а где его взять?). Именно поэтому оставшиеся жители античного Рима, по легенде, с крепостных стен аплодировали варварам, разрушавшим столицу когда-то могущественной империи. На этой оптимистической ноте заканчиваю.

ПС О! Ровно это же словосочетание — «попинать балду» как-то (давненько уже) употребила одна моя очень опытная и умная онлайн-знакомая, когда говорила о том, что необходимо подросткам.

***

Добрый день! Пишет Ксения, мама сыночка с тревожностью и сверхчувствительностью :) Я узнала об этом, не водя сына к психологам, а когда узнала это про себя. Сейчас я лечусь от хронической боли (боли без медицинской причины, дисфункциональная), чтобы узнать — как я себя туда привела, пришлось узнать, что у меня избыточно чувствительная нервная система, тревога и неудачные обстоятельства жизни. А сын у меня чуть ли не копия меня. Я понимаю, о чем вы говорите в посте, лично я так не считаю. Мир не должен прогнуться под меня или моего сына. Я себя учу и сына, что окей, даже если так, ну так надо и жить с «корректирующим коэффициентом» (спасибо экзистенциалистам). Да, я не могу позволить себе руководящие должности, хотя люблю организовывать и долго думала, что туда мне дорога. Корректирую, ищу другой путь. Вводные данные таковы, с ними мало что можно сделать. Остается или страдать или жить иначе. Но мир действительно уходит в сторону «страдать». И да, скорее всего экономика и государство это стимулируют, чтобы было больше контроля. И думаю, ничего психологам с этим делать не надо, кроме, возможно, пытаться дать возможность людям понять, что да, они-то особенные, но ведь можно страдать и ждать, что им всё сделают (и не дождаться), или всё же жить с учетом этих факторов. Искать свой путь (это уже огромная цель сама по себе). Кому надо, тот проймётся, кто не дорос, выберет еще пострадать, ну тут всех не спасти, вероятно.

*Включён Минюстом в реестр иностранных агентов