Все говорят о метавселенной. Что об этом нужно знать?
Количество запросов в Google по слову «метавселенная» (metaverse) в конце прошлого года выросло в сотню раз, а новости на эту тему появляются чуть ли не каждый день. «Сноб» рассказывает главное о грандиозном проекте, за реализацию которого уже взялись IT-корпорации и который обещает в корне изменить нашу жизнь
Метавселенная — это вообще что?
Само слово придумал писатель Нил Стивенсон — и использовал его в романе «Лавина» в 1992 году. Так он обозначил основное место действия — пересечение виртуального и реального миров.
Сейчас метавселенной называют масштабный проект по созданию виртуального пространства, в котором можно будет взаимодействовать с другими людьми и цифровыми объектами. В результате должно получиться что-то вроде расширенного, объемного интернета.
Реализацией проекта занимаются IT-корпорации и крупные разработчики игр. Подключаться к метавселенной можно будет через устройства виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности, а также через обычные компьютеры и мобильные устройства.
Метавселенная — то же самое, что альтернативная реальность?
В сегодняшней концепции метавселенная — это не параллельный мир, а дополнение существующего. В ней можно будет, скажем, отправиться на онлайн-выступление Билли Айлиш из любой точки планеты, и в какой-то момент сделать виртуальную действительность полупрозрачной, чтобы посмотреть, чем занят ваш ребенок, ползающий в это время по ковру в реальной квартире.
Подобие метавселенной было показано в фильме «Матрица». Более современное и точное описание идеи есть в сериале «Черное зеркало». В серии «Белое Рождество» герои перемещаются между виртуальным и реальным миром и в последнем постоянно используют «умные линзы», которые «достраивают» реальность. Другой фильм, события в котором разворачиваются в метавселенной, — «Первому игроку приготовиться». Там главный герой сражается, играет, зарабатывает и теряет деньги, танцует и общается в виртуальном мире. В реальный он возвращается скорее по необходимости.
Метавселенная уже существует?
Полноценно — нет, но есть несколько платформ, которые довольно близки к ее созданию, например, трехмерный виртуальный мир Second Life и игра Fortnite.
Second Life была запущена в 2003 году, четыре года спустя к ней присоединились порядка 1 миллиона человек. Сегодня в игре около 750 тысяч активных пользователей ежемесячно. Создав аватар, вы оказываетесь в мире, где нет прописанного сюжета, необходимости проходить задания или набирать очки. Игроку предоставляется свобода действий: в Second Life можно жениться, заводить детей, устраиваться на работу, получать стипендии и покупать недвижимость. Цена на последнюю, к слову, постоянно меняется, за счет чего в 2006 году пользователь Айлин Греф из Германии заработала 1 миллион реальных долларов.
Fortnite — это игра в жанре «королевская битва», где в каждый из виртуальных миров забрасывается до 100 игроков. Они добывают оружие и ресурсы и стараются выжить. Задача — победить остальных участников и остаться на игровой карте одному. Но кроме этого игроки могут общаться или развлекаться — например, сходить на концерт. Так, в 2020 году виртуальное выступление Трэвиса Скотта в Fortnite, которое одновременно транслировалось во множестве миров игры, посетили 12 миллионов человек.
В Fortnite можно покупать одежду люксовых брендов, костюмы из вселенной Marvel и DC. В одном из модов игры пользователи могут как угодно менять игровой мир. В 2020 году у Fortnite было больше 80 миллионов активных игроков ежемесячно, в 2018 и 2019 она становилась самой прибыльной игрой в мире.
Хорошо, а кто разрабатывает метавселенные?
В октябре 2021 года о создании метавселенной объявил глава Facebook Марк Цукерберг. Тогда же он анонсировал выпуск в 2022 году новой специальной VR-гарнитуры. Устройство позволит удерживать зрительный контакт с другими аватарами и передавать эмоции пользователей с высокой точностью, а еще — видеть одновременно объекты и виртуальной, и обычной реальности. Процесс трансформации компании из соцсети в оператора метавселенной, как утверждается, займет пять лет.
Вслед за Facebook о создании метавселенной заявила Microsoft. В январе компания купила Activision Blizzard — одного из лидеров индустрии гейминга, который создал игру World of Warcraft, и это большой шаг корпорации в сторону метавселенной. Google и Apple также работают над подобными проектами.
И что мне делать в метавселенной?
Предполагается, что в виртуальной реальности можно будет делать все то же, что и в жизни, но и много необычного — от левитации и создания предметов с помощью голосовых команд до путешествий в миры прошлого и превращения в различных существ. Вне виртуального мира объекты и вообще все происходящее в метавселенной можно будет вывести на экран смартфона, компьютера или, например, на панель очков дополненной реальности.
У пользователя будет один или несколько цифровых аватаров, с помощью которых он сможет перемещаться между многочисленными мирами, чтобы общаться, учиться, делать покупки, работать и путешествовать. Товар (точнее, его проекцию) перед покупкой можно будет покрутить в руках, а оформляя туристическую путевку — мгновенно оказаться там, куда вы собираетесь поехать. А еще один аватар сможет участвовать в разных играх и быстро переключаться между ними. По крайней мере, в теории все должно быть примерно так.
Что можно будет купить в метавселенной?
Многое — от брендированной одежды до недвижимости. Ferrari, например, недавно выпустила цифровой автомобиль для Fortnite, a Balenciaga — одежду и обувь. И это не единичные случаи, многие бренды — как премиальные, так и массовые — подключаются к виртуальной торговле. К слову, виртуальное имущество можно будет условно взять с собой в реальность — увидеть или показать его легко с помощью AR и на экранах устройств.
А чем расплачиваться за покупки?
Какая именно валюта будет использоваться в метавселенной, пока неизвестно, но вряд ли она будет единой. Вероятно, будет распространена криптовалюта, а в разных мирах будет и своя внутренняя.
Каждому продаваемому в цифровом пространстве объекту будет присвоен свой NFT-токен — метка, которая за счет технологии блокчейн будет подтверждать подлинность цифрового товара. Для продажи цифрового контента важно, чтобы предметы в метавселенной могли свободно перемещаться между мирами, созданными на различных платформах. Сделать это не проще, чем обеспечить работоспособность приложений из AppStore на Windows.
В метавселенной можно зарабатывать?
Да. Например, за счет создания и продажи различных объектов цифрового мира, преподавания, а также работы в сфере развлечений. Скорее всего, в метавселенную «переедет» и часть реальной работы: мессенджеры и документы, таск-менеджеры и веб-страницы — у всего будет объемная виртуальная версия. В метавселенных, вероятно, появится много новых профессий и гигантский рынок труда — как для создателей этого контента, так и для его пользователей.
Метавселенные принесут только пользу?
Планы создания метавселенной вызвали немало критики: от того, что у Facebook нет достаточных технических компетенций для запуска такого проекта, до неопределенности подхода к созданию платформы, на которую пока нет реального спроса. Кроме того, никто пока не понимает, как в цифровом пространстве, которое предоставляет максимальную свободу, обеспечить защиту от оскорбительного поведения и харассмента.
Другое опасение этическое — захотят ли люди возвращаться в реальный мир из виртуального, скорее всего, еще более привлекательного, чем мир компьютерных игр и современных социальных сетей? В 2020 году венчурный инвестор и один из ведущих идеологов метавселенной Мэтью Болл писал: «Речь о том, что [в метавселенной] мы будем находиться внутри компьютера, а не просто будем иметь к нему доступ. Мы будем онлайн всегда, вместо того чтобы всегда иметь доступ к онлайн-миру». С одной стороны, такой цифровой мир начнет еще больше вытеснять реальный, а с другой — будет очень хорошо монетизироваться.
Почему метавселенную не запускают прямо сейчас?
Нужно здорово усовершенствовать ряд технологий, за счет которых метавселенная будет работать: высокоскоростной передачи данных, AR и VR, облачных хранилищ, блокчейна и других. Многие эксперты считают, что на это уйдет десятилетие, а то и больше.
Еще одна сложность заключается в том, чтобы объединить протоколы и стандарты разных цифровых платформ: чтобы продукты, созданные для миров метавселенной условного Microsoft, работали и в мирах условного Facebook.
Кто и как будет отслеживать в метавселенных радикальный или недопустимый контент или поведение пользователей, пока не ясно. Вопрос о том, как цензурирование контента будет сочетаться с приватностью в цифровом мире, пока тоже остается без ответа.
Предсказать, во что превратится проект метавселенной и получит ли он полноценное развитие, практически невозможно. Так же как в 1980-х невозможно было предвидеть развитие интернета к 2022 году.
Подготовил Денис Бондарев