Вселенная геймдева. Как создают компьютерные игры
Национальный открытый чемпионат творческих компетенций ArtMasters ежегодно приглашает участников от 14 до 35 лет посоревноваться в десяти творческих компетенциях, среди которых 3D-дизайн, гейм-дизайн, видеомонтаж, создание клипов, саунд-дизайн, копирайтинг, моушн-дизайн, графический дизайн и другие. Вместе с ArtMasters рассказываем, как устроена индустрия геймдева и чем занимаются дизайнеры игр
Кто такой гейм-дизайнер?
Гейм-дизайнер — это сложная синтетическая профессия, которая требует владения достаточно большим количеством навыков. Можно сравнить его с режиссером фильма, который сам по себе не актер, не сценарист, не оператор, но он должен координировать работу команды, чтобы получилось большое произведение. Но, в отличие от обязанностей режиссера, сценарий, декорации и механики — это тоже часть работы гейм-дизайнера. Задач много, и над разными играми работают команды разного размера. Например, над инди-играми — обычно около десяти человек, а игру Cyberpunk 2077 создавали несколько сотен сотрудников. Задача гейм-дизайнера — добиться, чтобы игра сохраняла цельную идею, была увлекательной, в нее хотелось возвращаться, о ней хотелось рассказывать.
Над игрой работает группа специалистов — они все гейм-дизайнеры?
Игру создают представители разных профессий. Гейм-дизайнер придумывает саму идею, механики, геймплей, сюжет. Художник работает над визуальной атмосферой. Программист добивается того, чтобы игра была легкой, быстрой, запускалась на любом устройстве. И есть целая группа специалистов, которая отвечает за то, чтобы игра получила внимание среди потенциальных игроков и продалась.
Гейм-дизайнер — это универсальная профессия?
Внутри этой профессии много различных специальностей. Например, создание сценария и его связь с механиками — это нарративный дизайн. Если в игре есть связанное с геймплеем пространство, влияющее на впечатления, — это левел-дизайн. Если игра включает сложные взаимодействия (экономические или боевые), их нужно рассчитывать, и для таких расчетов используется баланс — есть такая специальность в гейм-дизайне, как балансер. И таких узких специальностей очень много. Но если над игрой работает небольшая команда, то почти все эти обязанности могут распределяться между одним-двумя людьми.
Какие навыки нужны гейм-дизайнеру?
Гейм-дизайнеру необходимо понимать специфику работы всех членов команды. Он не обязан быть художником, но должен отличаться хорошим визуальным вкусом, уметь правильно составить техническое задание художнику, профессионально дать обратную связь. Он не обязан быть программистом и писать код, но было бы неплохо, если бы он мог сам собрать core-механику в движке и протестировать основные механики до того, как передать на оптимизацию программистам.
Очень важно — уметь работать с командой. Соответственно, все soft skills здесь востребованы. Кроме того, необходимо грамотно работать с текстом. Гейм-дизайнеру придется рассказывать об игре и описывать ее в документации, с которой все будут сверяться в процессе работы. Важно уметь, с одной стороны, очень коротко, а с другой — не упуская ни малейшей детали и на конкретных примерах описывать игру в тексте и схемах.
Есть и высокоуровневые навыки, которые важны в этой профессии. Наиглавнейший — системное мышление. Есть и более простые: английский язык, владение электронными таблицами и тому подобное.
Что такое движок?
Движок — это специальная программа, в которой делаются игры. Среди наиболее распространенных: Unreal Engine и Unity.
Важна ли насмотренность?
Одна из самых приятных сторон для гейм-дизайнера — это игровая эрудиция. Чтобы быть хорошим гейм-дизайнером, нужно иметь наигранность, опыт в сотне разных игр разных жанров. Всегда лучше поиграть в 300 разных игр по несколько часов, чем по 300 часов в несколько игр.
На каких гейм-дизайнеров стоит равняться?
Наиболее известен, конечно, Хидэо Кодзима. Но важно помнить: в 1990-е индустрия была совершенно другой. Она уже пережила кризис 1980-х, но это все еще было не самое заполненное, даже дикое пространство, в котором можно было экспериментировать. Так что среди известных имен в основном будут авторы, которые начали создавать себе реноме в прошлом: Сид Мейер, Джон Ромеро, Кен Левин.
Сегодняшнюю индустрию можно сравнить с Голливудом — довольно трудно представить себе начинающего режиссера, который с ноги врывается в пространство современных фильмов и становится более известным, чем уже признанные авторы. Приходится считаться с тем, что это сложная индустрия со своими отстроенными и довольно эффективными технологиями, с неочевидными со стороны правилами.
Впрочем, позапрошлый год подарил нам две удивительных по сложности сюжета игры, повлиявших на подход к жанру. Любопытно, что это игры, ставшие первым опытом создателей: Disco Elysium и созданная сибирской студией «Жизнь и страдания господина Бранте».
Где учиться на гейм-дизайнера?
Постепенно появляются разные программы и курсы, но если говорить про серьезное образование, то вариантов немного. Есть профиль бакалавриата «Гейм-дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Не первый год работает магистратура «Технологии разработки компьютерных игр» в ИТМО.
Можно также принимать участие в хакатонах и особенно конкурсах. У участников появляется возможность по-настоящему прокачать себя, а главное, получить обратную связь от экспертов, которые в обычной жизни не консультируют начинающих гейм-дизайнеров. Например, на ArtMasters карьерные перспективы появляются не только у победителей, но и у всех финалистов.
Что почитать про гейм-дизайн?
Недавно переведенный учебник Роберта Зубека «Элементы гейм-дизайна» и известную работу «Искусство гейм-дизайна: Книга линз» Джесси Шелла, которую в переводе назвали «Гейм-дизайн. Как создать игру, в которую будут играть все».
Подготовила Александра Адаскина