Сергей Пархоменко: Другого Вайля не будет никогда
Вайль, несомненно, был великим русским журналистом. Если описывать его одной фразой, то получится именно так. Он был среди нескольких человек — может быть, двух или трех, — которые лучше всех в мире писали по-русски на протяжении последних нескольких десятков лет. И, несомненно, именно в этом качестве он останется в истории русской журналистики. И не имеет значения, где именно он писал свои изумительные тексты: в Америке, в разного рода эмигрантских изданиях, в России, во многих журналах, на радио (он на протяжении многих лет был главным редактором радио «Свобода»). Это была высочайшего класса журналистика, доведенная до уровня искусства, до крайней степени профессионализма. Из этой журналистики рождались и его книги, чрезвычайно глубокие, чрезвычайно значительные вне зависимости от материи, в которую они погружались. Это могла быть книга о русской кухне, сделанная им вместе с Александром Генисом. Это могла быть книга о русской литературной классике — «Родная речь». Это могла быть книга о путешествиях, пожалуй, самая знаменитая из его книг — «Гений места». Это могла быть книга, которую он издал последней, в 2006 году, — «Стихи про меня», я был ее издателем. Так получилось, что это была последняя написанная им книга — о русской поэзии, состоящая из большой серии очень глубоких, невероятно драматичных эссе, в которых восприятие поэтического слова становилось мощнейшим фактором развития человеческой личности. Стихи были пропущены сквозь человеческую жизнь — и это была жизнь Петра Вайля. Эта книга останется ему памятником, и весьма символично, что она оказалась последней. Кстати, призываю всех разыскать аудиоверсию этой книги (она есть и в магазинах, и в Интернете), где он читает сам. Это производит совершенно невероятное впечатление, ни с чем не сравнимое.
Другого Вайля не будет никогда, и русская журналистика перевернула важную для ее истории страницу вместе с этой смертью. Он болел чуть больше года, после того как с ним случилось несчастье.
Важно еще не забыть сказать, что это был человек очень веселый и жизнелюбивый. Он был замечательный путешественник, обжора и гуляка, прекрасный повар, рассказчик анекдотов, хулиган и безобразник. Все это совершенно не мешало ему быть великим русским журналистом и писателем.