Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Почему эти птицы на север летят, если птицам положено строго на юг?

В.Высоцкий

Заполярье, зима, Норильск. Город, о котором я слышала много противоречивого от друзей и знакомых в разное время там побывавших. Он даже мог стать местом моего рождения, появись я на свет годом позже: моя мама окончила горно-металлургический институт в Орджоникидзе (Владикавказ), где готовили специалистов как раз для предприятий Норильска. Прекрасная возможность побывать там, в этом белом безмолвии, увидеть полярное сияние и еще много такого, чего не найти в обустроенных местах. Сменить привычные зимние маршруты — Европу, Сочи и даже Крым — на Заполярье. Интересно? Конечно, да!

Летим авиакомпанией «Nord Star». Четыре часа полета и мы на месте. Прилетаем рано утром, но до рассвета еще далеко — солнце выйдет около полудня на 3-4 часа.

Дорога из аэропорта пролегает среди заснеженных полей. На пути в город нам попадаются нескольких промышленных поселков.

Перед поездкой я провела много времени на сайте «НорильскФильм», последовательно просматривая ролики Пивоварова, Расторгуева и Костомарова, посвященные городу, его жителям и той основе, без которой ничего этого не было бы — предприятию «Норникель». Мне казалось, я была готова к тому, что увижу, но все равно меня совершенно поразила архитектура. Центральный район Норильска застроен сталинскими домами с лепниной на фасадах и внушительными балконами. Дома сгруппированы в кварталы, которые разделяют несколько площадей, одна из которых напоминает Дворцовую в Петербурге.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Создалось ощущение, что люди, строившие этот город на пределе человеческих возможностей, воплощали тут свои мечты о парадном зимнем городе. К сожалению, не всегда учитывалось то обстоятельство, что балконы и нарядные элементы фасада могут обрушиваться под тяжестью снега, которого в Норильске, кажется, больше, чем выпадает во всей России за год. Поэтому со временем часть балконов с фасадов убрали.

Гостиница «Заполярье» расположена как раз в подобном здании. Там отличное кафе, хозяин которого Илья, он же по-совместительству повар, готовит одни из самых вкусных сырников в моей жизни и — отдельно, по нашей просьбе — много вкусного вне меню. В Норильске есть хорошие рестораны, в которых подают традиционную для Заполярья оленину в разном виде, включая строганину, и рыбу. Тут хорошо пить водку и не нужно этого стесняться. Десятиминутная прогулка по улице отрезвит любую голову.

На что сразу обращаю внимание — так это на «щедрое» отопление во всех помещениях, где оказываюсь. Топят тут сильно, так что обычная рекомендация — одеваться послойно, чтобы всегда иметь возможность обнажиться до разумных и приличных пределов.

Закутавшись в шубу, натянув угги и ветронепроницаемые штаны, которые обычно беру в свои высокогорные экспедиции, иду гулять по городу. В жилых домах бросаются в глаза черные окна-глазницы размороженных квартир. Мне объясняют, что там никто не живет; вероятно, потекла батарея или кран, в результате чего квартира вымерзла. Постепенно холод проникает и в соседние квартиры, поэтому рано или поздно дом целиком отправляют на капремонт, а жильцы получают новые квартиры. Здесь это обычная, будничная история — дефицита жилья в Норильске нет. Зато есть недостаток зелени. Деревья не растут на таких широтах, но норильчане упорно высаживают их каждый год, а в окнах квартир видны целые оранжереи домашних цветов.

Здесь все немного не так, как мы привыкли. Даже граффити на стенах. Все послания исключительно любовного содержания с благодарностью за «сына», «дочь» или просто с признанием. Возможно, за Полярным кругом написанное на стене слово добавляет в чью-то жизнь человеческое тепло, хоть немного компенсируя огромный дефицит тепла природного. В одном из дворов обнаруживаю холодильник с надписью «Свободная библиотека», внутри которого действительно оказываются книжки; буккроссинг по-норильски.

Фото: Марина Геворкян
Фото: Марина Геворкян

Велосипедисты на заснеженных улицах — обычное явление. Начинаю думать, что выделенные велополосы на дорогах Москвы не такая уж бредовая идея. Правда нужно иметь в виду, что в Норильске нет реагентов и привычной для нас уличной грязи — снег с тротуаров счищают и посыпают шлаковой крошкой.

В 2015 году «Норильскому никелю» исполнилось 80 лет. В этот ноябрьский субботний вечер на центральной площади будет 3D-шоу и грандиозный салют. Морозно, но народу очень много — почти 10 тысяч человек — тут и норильчане, и жители близлежащих поселков, приехавшие на праздник со своими семьями.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

На следующий день еду на экскурсию на медную фабрику. Промышленный туризм с посещением шахт, карьеров, полигонов и т. д. — хороший способ познакомиться с другой, «нетуристической», но от этого не менее привлекательной и интересной частью гоордской жизни. Нас водят по заводу; вот цех электролиза, а вот плавильный цех. Жидкий льющийся металл завораживает сильней, чем созерцание обычного пламени.

Вечером еду на встречу в клуб-лекторий «Обогатительная фабрика». Нужно не обмануть ожидания людей, которые в воскресный вечер пришли послушать о проекте «Сноб». Говорим о специфических вещах — о том, как мы строим бренд и создаем контент вместе со своими читателями, как важно выстроить с аудиторией эффективную обратную связь, измеряемую не рейтингом и даже не количеством просмотров на сайте, а живой жизнью в блогах. Разговор длится более двух часов. Я лишний раз убеждаюсь в открытости северян и стараюсь платить той же монетой.

Выходные, а с ними мое пребывание в Норильске подходят к концу. С погодой везет, мы вылетаем в Москву вовремя; впрочем, «везет» — не совсем верное слово; мне немного жаль, что я не застряла тут на неделю из-за метели. Я совершенно точно хочу сюда вернуться: увидеть ледоход на Енисее поздней весной, когда лед лопается с таким грохотом, ка будто рядом стреляют пушки; сездить на плато Путорана, которое называют жемчужиной Таймыра и всего Русского севера. Судя по отзывам, фильмам и фотографиям — это удивительный край нетронутой природы с горами, водопадами, озерами, сопоставимый по размерам со средней европейской страной. Из Норильска сюда можно попасть не только на вертолете, но и доехать на автобусе, есть гостиница, развивается инфраструктура.

Заполярье оставило у меня ощущения чистоты, простоты и силы. Самый крупный в мире город на вечной мерзлоте с населением более 200 тысяч человек не может позволить себе быть слабым.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Когда ехать и что смотреть:

  • Апрель-май — ледоход на Енисее;
  • Октябрь-март — Севера как они есть; зимний тур на снегоходах на плато Путорана и не только;
  • Июнь-август — плато Путорана со скалами, озерами, водопадами;
  • Сентябрь — Северное сияние.