Мода-2015: без пола, без имени, без авторитетов, без диктатуры
Главные события в мире моды не ограничиваются громкими назначениями и отставками креативных директоров и фасонами, которые нам показывали на подиумах. Мода — это зеркало социальной жизни. В этом году мы увидели, как мода разрушает гендерные стереотипы, пытается примирить религиозных и светских людей и перестает навязывать чувство вины за лишний вес
1. Мужчины: юбки, гипюр, сиссификация
В январе тем, кто следит за происходящим на неделях мужской моды, пришлось довольно сильно расширить свои взгляды на вещи: дизайнеры только и делали, что занимались «сиссификацией» мужчин — такое понятие ввел журналист The Telegraph, описывая мужскую коллекцию Gucci сезона весна-лето 2016. Алессандро Микеле, креативный директор Gucci, сделал это ярче всех: его кружевные топы, вязаные костюмы с бабочками и блузы с бантами засядут в сознании прочнее, чем алые туфли J.W Anderson, плиссированные и трикотажные юбки Givenchy и бандажные топы HBA. Стоит обратить внимание на то, что одежда с элементами женского костюма явно не просится в женский гардероб, как женский смокинг Ива Сен-Лорана не имеет никаких притязаний на мужской.
Понятие «сисси», применимое к мужчинам, которые своим поведением и внешним видом не соответствуют традиционным понятиям о маскулинности, пока не в ходу в России. Сиссификация — не то, что феминизация. Мужчин не пытаются превратить в женщин, но традиционные представления о мужском костюме ломают об коленку.
Прежде чем вздыхать о том, что деятели моды в очередной раз «докатились», стоит вспомнить, что мода склонна отражать текущие общественные явления и конфликты. Социальный эксперимент, на который пошли кутюрье, может быть истолкован по-всякому: то ли они пригласили мужчин в женский мир на экскурсию, то ли поиронизировали над гендерной амбивалентностью. Чтобы понять, чем эксперимент закончится, стоит увидеть, как будут выглядеть стритстайл-фото гостей недель моды через полгода.
Фото: trendcouncil.wordpress.com
Фото: Jason Lloyd-Evans
Фото: Tom Magazine
Фото: www.contemporaryboy.com
Фото: Digital Images
2. Хиджаб в масс-маркете
Популярных мусульманских фэшн-блогеров становится все больше. При хорошем выборе одежды от небольших компаний, специализирующихся на традиционных нарядах, девушки в хиджабе активно осваивают и масс-маркет, постепенно развенчивая стереотипы о внешнем виде мусульманок. Как известно, хиджаб — это не только платок, но и одежда, полностью соответствующая нормам шариата: не обтягивающая, длинная, не вызывающая.
Этим летом пришло время для масс-маркетовых брендов ответить верующим взаимностью. Японская марка Uniqlo выпустила капсульную коллекцию совместно с Ханой Таджима — фэшн-блогером и художницей из Лондона. Одежду, получившуюся в результате совместной работы, презентовали не как мусульманскую, а как «элегантную» (smart) — сочетающую современный дизайн и традиционные ценности. В коллекцию вошли свободные брюки, блузы с длинным рукавом, струящиеся юбки и платья в пол, «светская» версия туники-кебайи, а также платки и повязки, которые надеваются под платок для того, чтобы зафиксировать волосы. Будучи удобными для соблюдения религиозных норм женского костюма, эти вещи ничем не отличаются от «светских». Коллекция продавалась только в магазинах Малайзии и Индонезии, а также онлайн.
3. Аноним года: Демна Гвасалия
Еще не закончили любители Martin Margiela грустить о прошлом знаменитого бельгийского дома моды, художественным руководителем которого через долгое время после ухода Маржелы стал евангелист китча Джон Гальяно, как всеобщим помешательством стал парижский бренд Vetements. В подиумных образах марки словно воплотилось наследие Maison Martin Margiela нулевых. Она возникла в прошлом году, ее создатели подняли на щит, как и Маржела, анонимность и деконструкцию. В одежде под названием «Одежда» не читалось никаких культурных референсов — только визионерская игра с масштабами, пропорциями и фрагментами привычных взгляду предметов гардероба. Имя основателя марки не разглашалось.
Оно стало известно лишь тогда, когда его назначили креативным директором дома моды Balenciaga: Демна Гвасалия. Когда выяснился послужной список модельера, все встало на свои места: после учебы на экономиста в Тбилиси он стал студентом Королевской академии изящных искусств в Антверпене, четыре года разрабатывал женскую одежду в Maison Martin Margiela (когда в названии дома еще было три «М»), два года работал в Louis Vuitton. А потом создал свой бренд Vetements. Модельер дал свое первое интервью 6 лет назад, когда еще заканчивал учебу в Антверпене — уже тогда его ориентиром было творчество Маржелы. На вопрос о том, с кем бы он хотел сделать что-то вместе, он ответил: художник Теренс Кох, известный тем, что делает желанным для коллекционеров предметом искусства буквально свое дерьмо, и компания IKEA. Это много говорит о том, как модельер представляет визуальное воплощение своего времени, а владельцы Balenciaga искали на пост креативного директора человека, который в первую очередь понимает дух времени.
Фото: Lea Colombo
Фото: Gio Staiano
Фото: Gio Staiano
4. Молодые тигры
Пока дома моды с полувековой историей занимаются кадровыми перестановками и гонкой вооружений, в параллельной вселенной идет совсем другая жизнь, которая постепенно перетягивает внимание аудитории. Эта жизнь зародилась в интернете, скейт-шопах и в душноватых клубах без охраны на входе и спровоцировала появление новых марок, которые развиваются по своим законам. Пример — группировка BEENTRILL, которая занимается выпуском аудиоподкастов, вечеринками, музыкой и одеждой. Ее костяк составляют Херон Престон и Вёрджил Абло — двое харизматичных чернокожих мужчин в возрасте слегка за 30.
Престон много тусовался с модниками, помогал брендам вроде Nike делать мероприятия для молодежи, открыл свой магазин футболок и сувенирных мелочей, стал больше шить и написал письмо в NASA о предложении сделать совместную коллекцию одежды. Символы и знаки для него важнее силуэтов, самая запоминающаяся вещь, выпущенная им в этом году, — черная водолазка с вышитым на вороте словом «СТИЛЬ». Вёрджил Абло в юности много катался на скейте, затем учился на архитектора, подружился с Канье Уэстом и стал его «правой рукой», ответственным за всевозможный креатив. Начал он, как и Престон, с создания своей стрит-марки, однако со временем эстетика марки стала выходить за пределы «пацанской» парадигмы и приближаться к тому, что обычно показывают на подиумах. Так появился бренд Off-White, занявший место на стыке уличной одежды и pret-a-porter. Такое позиционирование вызвало большой интерес у любителей моды, и одежда со знаковым принтом в виде косых линий стала все чаще мелькать на стритстайл-фото. То, из чего «сделан» Верджил, выяснил Dazed Digital, но это и так очевидно: музыка, тусовка, интернет.
Итак, два человека развивают собственные бренды и один совместный, молодежь из сформированной ими тусовки — диджеи, рэперы, художники, модели — по очереди становятся их «музами» и создают поводы для выпуска какой-нибудь совместной футболки, картинки их веселых дружеских начинаний наводняют интернет и привлекают своей атмосферой, одновременно и душевной, и «сектантской». Все это радикально отличается от культуры «тяжелого люкса», традиционного глянца и VIP-мероприятий для солидных клиентов марок с историей. В России такая «унтермода» была сформирована Гошей Рубчинским (который, кстати, тусуется с дизайнерами Vetements и дефилировал на их последнем показе) и August Institute — двумя едва достигшими двадцатилетия парнями, первая же коллекция которых попала в концепт-стор КМ20 и была сметена.
К слову, Демне Гвасалии 34 года — он ровесник основателей BEENTRILL. Ажиотаж вокруг марки Vetements показал, что новая аудитория не может постоянно переваривать наследие XX века — она требует перемен и следующей экскурсии в 70-е, которую устроили этим летом большие и важные марки, может уже не вытерпеть.
Фото: Hypebeast.com
Фото: Brock Kardiner
Фото: Heron Preston
Фото: August Institute
4. Игры гендера
Гендерный нонконформизм — одна из самых горячих тем года, и сфера моды ее добросовестно «отрабатывала». Сначала универмаг Selfridges открыл корнер гендерно нейтральной одежды, выпустив в честь открытия волшебное видео с трансгендером Хари Неф в главной роли.
Хари Неф становится одной из важнейших моделей года и вместе с другим трансгендером Валентайн де Хин позирует для лукбука масс-маркетового бренда & Other Stories. Появляются марки вроде Edith Marcel и Maison Marcy, делающие одежду, которую могут носить и мужчины, и женщины. Количество съемок с кроссдрессингом не поддается подсчету. На этой волне случаются маркетинговые курьезы, вроде выхода «гендерно независимого» парфюма от Calvin Klein. Чем этот продукт идейно отличается от других на огромном рынке унисекс-парфюмерии, непонятно. Институт цвета Pantone обвел рамочкой сразу два цвета — бледно-розовый (Rose Quartz) и нежно-голубой (Serenity), что следует трактовать как символ размытости традиционных гендерных границ
Фото: Dansk. «Menswear»/tilljanz.com
Фото: Amos Mac
5. Хватит худеть!
Борьба за разнообразие красоты идет не первый год. Глянец начал признавать за собой ответственность за психику аудитории — за девушек с расстройствами пищевого поведения, часто приводящими к гибели. Поэтому все чаще неосторожные высказывания в духе «Если вы полноваты, то не обтягивайтесь» жестко пресекаются. Самые громкие эпизоды этой борьбы в 2015-м — хештег-кампания #rockthecrop за право оголять живот любого размера и ее странный русский аналог #саматыжирная, запущенный плюс-сайз-моделью Дилярой Лариной в ответ на заявление Ксении Собчак о том, что она «не любит жирных людей». В первом случае дело закончилось извинениями от лица всей редакции, во втором — высказыванием «ну, жирных я все еще не люблю».
И вот, под конец года рынок заметно «раскачался»: у масс-маркетовой компании River Island запускается линейка одежды 55–58 размера, а Жан-Поль Готье презентует совместную коллекцию со своей музой — панк-королевой Бет Дитто. Французское правительство взяло эксплуатацию «модельного стандарта» под контроль. Если после обязательного медосмотра будет выявлено, что здоровье модели «не соответствует практике профессии», ее работодатель может отделаться огромным штрафом, а может на полгода сесть в тюрьму.
6. Все на Восток
В 2015 году произошло два события, которые поспособствовали продвижению азиатской моды. Первое — поездка обозревателя Vogue Сьюзи Менкес на Неделю моды в Сеуле. Колонка Менкес, матроны фэшн-журналистики, интегрирована в онлайн-издания Vogue разных стран, таким образом, Европа и Америка узнали о последних достижениях марок Blindness, Kye, Mundsoo Kwon, Beyond Closet и других. Разовые обзоры корейских дизайнеров периодически всплывают, но в этом году интерес к азиатским маркам очевидно усилился. На это указывает и возросшее количество уличных фоторепортажей с Seoul Fashion Week: гости сеульской Недели моды симпатичны, неизвестны и потому интересны.
Второе событие — выход книги Джеммы Уильямс Fashion China, первого толстого иллюстрированного издания с обзором наиболее значимых лиц китайской фэшн-сцены. Книга вышла вскоре после традиционного бала Met Gala, который устраивает Институт костюма в Нью-Йорке: бал был посвящен китайской культуре и моде, и после него, как все помнят, появилось огромное количество шуток и фотожаб о платье певицы Рианны, шлейф которого напоминал гигантский омлет. Время покажет, смогут ли эти события катализировать интерес потребителей к моде Востока и изменить расстановку сил в индустрии.
Фото: Blindness Studio
Фото: munsookwon.com
Фото: kyefashion.com
Фото: Fake Natoo
7. Мода без ограниченных возможностей
Одно из важных событий мировой моды произошло в России: организация Янины Урусовой Bezgraniz Couture совместно с кураторами курса «Дизайн одежды» Британской высшей школы дизайна осенью представили коллекцию вещей, приспособленных под нужды людей с ограниченными возможностями. Когда излучающие радость модели на колясках дефилировали по подиуму, зрители стояли и плакали.
О том, как для людей с протезами создали специальные брюки, как решалась проблема костюмов для людей с ДЦП и синдромом Дауна, студенты «Британки» подробно рассказали «Снобу». В начале декабря аналогичную тему затронул журнал Vice. В нем появилось интервью с журналисткой и медиаменеджером Белль Оуэн, страдающей от псевдоахондроплазии, которая познакомилась с модельером Иззи Камиллери. В результате знакомства у Камиллери появилось множество разработок. Показ одежды Иззи Камиллери для людей, передвигающихся с помощью коляски, вызвал огромный ажиотаж от Канады до Вьетнама. После таких воодушевляющих историй остается надеяться на то, что инвесторы разглядят перспективу таких начинаний и помогут поднять бытовую и социальную жизнь людей с двигательными проблемами на новый уровень.