Над развалинами летает дрон с камерой, молодые люди с удовольствием делают селфи на фоне обломков и вспоминают, как ходили за пластинками в магазин «У дяди Бори», тоже снесенный минувшей ночью. Сегодня ночью по всей Москве начали сносить палатки и ларьки, и вход на станцию «Чистые пруды» выглядит непривычно. Один из выходов закрыт и с трех сторон от него развалины: арматура, бетон, доски, камни, строительный мусор, картонные коробки, вывески. «Как на выставку современного искусства пришли, слушай», — делится впечатлениями со своей подругой молодой парень. Молодежь оказалась наиболее благодарными зрителями разрушений: если раньше традиционным местом встречи считался памятник Грибоедову в начале Чистопрудного бульвара, то теперь центр жизни перешел на площадь между «Макдоналдсом» и входом в метро. На месте бывших магазинов нет ни строителей, ни полиции, а ограждение местами или отсутствует, или носит чисто символический характер, и в развалинах роются несколько плохо одетых мужчин: они с удовлетворенным выражением лица собирают обрывки проводов и кабелей в большие пакеты. «****, как будто после бомбежки все», — не оценил общего веселья проходящий мимо пожилой человек.

Фото: Максим Блинов/РИА Новости
Фото: Максим Блинов/РИА Новости

Правительство Москвы еще в декабре создало список из 104 построек, подлежащих сносу как самострой. Необходимость сноса мэрия аргументировала опасностью для горожан: по мнению представителей власти, постройки стоят на инженерных коммуникациях и этим создают постоянную угрозу. Как заявил сегодня в эфире «Коммерсантъ-ФМ» первый заместитель начальника Мосгоринспекции по недвижимости Тимур Зельдич, по 94 объектам из списка демонтаж или завершен, или находится в активной стадии. По его словам, каждой из построек был назначен добровольный срок демонтажа, по истечении которого и должен начаться принудительный снос. У владельцев ларьков, которые снесли этой ночью, добровольный срок демонтажа истек в 00:00 9 февраля.

Гай Дилбарян — юрист и владелец 25 квадратных метров нежилого помещения на Чистых прудах, которое он сдавал в аренду торговой сети «Крошка Картошка». «Крошку Картошку» этой ночью снесли, и Гай говорит, что подобный жестокий снос в Москве происходит впервые, и во времена прошлого мэра  Москвы Юрия Лужкова все было по-другому. «Приходили приставы, вручали постановление, потом по Росреестру проверяли, и, только если нет права собственности, тогда сносили», — говорит он. Сейчас же, по словам владельца, на это помещение было оформлено полное право собственности, и у него есть подтверждающие это судебные решения. По мнению Гая, сейчас власти Москвы решили снести самострой, однако вместе с самостроем снесли и очень много зданий, которые к незаконным постройкам отнести нельзя. «Понимаешь, у нас есть Конституция, есть 35 статья, гарантирующая право собственности, есть гарант Конституции. Что изменилось, почему сейчас вдруг стало можно как-то по другому ее трактовать, по другому трактовать 222 статью ГК РФ о самовольной постройке?» В планах у бывших собственников не только требовать компенсаций в судах, но и написать заявление в Следственный комитет с требованием привлечь к ответственности виновных в якобы незаконных сносах.

Фото: Максим Блинов/РИА Новости
Фото: Максим Блинов/РИА Новости

Вокруг станции метро «Алексеевская», напротив, никакого веселья. Всех выходящих из метро встречает полуразобранный двухэтажный торговый павильон над подземным переходом через проспект Мира, с которого рабочие скидывают листы настила крыши. На небольшой площади за процедурой внимательно наблюдают бабушки, торгующие прессой с раскладных ларьков и из небольших «официальных павильонов». Продавщица из одного такого павильона рассказывает, что официальный статус должен бы защитить их от сноса, но «после такой жути уже ни в чем не уверена». С другой стороны Проспекта Мира находится ровно такое же двухэтажное и изрядно разрушенное здание, на первом этаже среди пыли и обломков стоит удивительно белый и чистый унитаз. Рядом трактор сгребает останки одноэтажных построек, проходящие мимо жители останавливаются, вслух пересчитывают потери, и вспоминают, что раньше здесь были магазины МТС и женского белья. Из-за строительных работ тротуар заставлен техникой, и рабочие носят строительный мусор прямо поперек движения пешеходов, чем вызывают особое негодование женщин с колясками.

Самая удивительная ситуация с торговыми рядами у станции метро «Кропоткинская». Ночью рабочие снесли только половину из них, и теперь рядом с выходом со станции стоит один ряд ларьков, напротив них — руины. Уцелевшие собственники наклеили на каждое окно листочки с надписью «Здесь нет самостроя!!!!!!», однако признают, что на уничтоженных зданиях висели ровно такие же надписи. «Будем надеяться, что еще делать?» — говорят продавцы в аптеке и закусочной GlowSubs. Никаких других идей для сопротивления у них пока нет. У прохожих защитные надписи почему-то вызывают массовый смех и жалость к попыткам спастись.

Фото: Евгений Одиноков/РИА Новости
Фото: Евгений Одиноков/РИА Новости

В то же время, по опросу «Сноба», проведенному в социальной сети «Вконтакте», 55% проголосовавших высказываются в поддержку сносов. В опросе на сайте «Сноба» голоса разделились поровну, в социальной сети Facebook большая часть комментаторов высказалась против сноса. Среди основных аргументов сторонников действий московских властей — некрасивый внешний вид ларьков, плохое качество товара, предлагаемого в них, и маргинальные личности, собирающиеся вокруг. Вот так, например, высказывается в поддержку сноса пользователь Дмитрий Киселев: «Обеими руками за. Уродство, вокруг которого постоянно кучкуется непонятно кто, пасутся бомжи, попрошайки, приезжие, гопота и так далее. Уродство, в котором торгуют китайским дерьмом, просроченными продуктами, непонятного происхождения фастфудом и прочим мусором. Все это стоит на дороге, мешает, создает столпотворение, уродует город (одни их убогие вывески чего стоят). Когда ездил в метро, постоянно проклинал тех, кто додумался наполнить переходы торговыми точками, чтобы там стало не протолкнуться. Хорошо бы еще половину непонятных крошечных ТЦ возле станций метро туда же убрать».

Пользователь же Nika Nika напротив, не одобряет происходящее: «Против. Категорически. Быстрые покупки на выходе из метро (газеты, журналы, театральные билеты, букет цветов, бутылка воды в жаркий день) были неотъемлемой частью мегаполиса. Насильно загоняя покупателей в крупные торговые центры и лишая работы многих мелких предпринимателей, власти поступают опрометчиво. Ох, аукнутся еще эти массовые зачистки малого бизнеса... Тем более в условиях кризиса, когда любые неосторожные действия чреваты тяжелыми последствиями...»

Проверить, подлежат ли сносу ларьки у вашей станции метро, можно здесь. По оценкам первого заместителя начальника Мосгоринспекции по недвижимости Тимура Зельдича, окончания работ по сносу можно ожидать к марту.

Читать также:

Ксения Собчак: Уродство по закону или красота по беспределу?

Антон Красовский: Недостойное меньшинство