Вадим Рутковский /

14 великих фильмов, названных с любовью и в честь нее

Мы отмечали День святого Валентина коллекциями пронзительных отечественных кинокартин, лучших секс-сцен и секс-песен на русском языке. Сегодня — тоже что-то вроде диджей-сета, только не из песен, а из фильмов, уже в названии которых не обошлось без любви. Каждый — с особой, часто — непростой судьбой

+T -
Поделиться:
«Хиросима, любовь моя», 1959 год
«Хиросима, любовь моя», 1959 год

1. «Хиросима, любовь моя» (Hiroshima mon amour)

Ален Рене, 1959

«Ты ничего не видела в Хиросиме. Ничего. — Я видела всё. Всё» — диалог, открывающий черно-белый поток сознания, тщательно сконструированный режиссером Аленом Рене и драматургом Маргерит Дюрас. Почти мелодрама — о любви японского архитектора и французской актрисы, рассказанная новым, революционным киноязыком (дебютировавший в игровом кино Рене моментально попал в Каннский конкурс). Лихорадочный союз интеллекта и империи чувств. История времени — которое и наносит травмы, несовместимые с жизнью, и исцеляет уцелевших. У каждого из героев своя Хиросима: у него — та, что стала жертвой ядерной бомбардировки в августе 1945-го, у нее — французский Невер, где девушку постигла участь «немецкой подстилки»: голова, наголо обритая за роман с немцем. Резкий, мучительный, кажущийся нарочито сбивчивым — как человеческая память, любимый объект Алена Рене — фильм на самом деле поставлен чуть ли не с математическим расчетом. А чистая эмоция — в одноименной песне Анны Герман.

2. «Любовь в 20 лет» (L’amour a vingt ans)

Франсуа Трюффо, Синтаро Исихара, Марсель Офюльс, Ренцо Росселлини, Анджей Вайда, 1962

«Любовь в 20 лет», 1962 год
«Любовь в 20 лет», 1962 год

Привет из идеалистической, верившей в молодость и солидарность эпохи киноальманахов: 5 новелл, 5 стран, 5 городов. Открывается легчайшей парижской зарисовкой Трюффо «Антуан и Колетт» — второй главой из жизни малыша Антуана Дуанеля, героя «400 ударов», которому будет суждено стать героем соразмерного жизни «дуанелевского» цикла. Завершается пафосной «Варшавой» Анджея Вайды. Любовь — это весело, любовь — это грустно (как, кстати, назывался еще один популярный фильм 1960-х).

3. «Любить...»

Михаил Калик, 1968

«Любить», 1968 год
«Любить», 1968 год

Еще один фильм, состоящий из новелл. Каждая основана на рассказе современных писателей (от Казакова до Друцэ), все четыре экранизированы одним режиссером, Михаилом Каликом, и прослоены кинохроникой (над ней работала Инна Туманян): не актеры, люди самых разных профессий (от проститутки до священнослужителя — среди героев можно узнать отца Александра Меня) рассуждают о том, что такое любовь. Финальной кодой — песня Микаэла Таривердиева на стихи Андрея Вознесенского. Идеальный шестидесятнический фильм — поэтичный, меланхоличный, раскованный. И серьезно за свою содержательную и стилистическую раскованность пострадавший: ладно бы, просто упрятали на полку — нет, его перемонтировали, а единственную авторскую копию у режиссера, посмевшего судиться со студией, конфисковали. Что мог, Калик восстановил уже в 1990-е. Фильм доступен на YouTube.

4. «О любви»

Михаил Богин, 1970

«О любви», 1970 год
«О любви», 1970 год

Михаил Калик уехал в Израиль в 1971-м. Михаил Богин, автор «О любви», эмигрировал в США в 1975-м: схожие судьбы, разные фильмы. История Гали, которая любила, да не вышла замуж, потому что гордая была, суше, ближе к быту: поэтические вечера остались в прошлом десятилетии. Впрочем, Богин — не то, чтобы певец растерянности и утраты иллюзий, он лирик, и музыка Евгения Крылатова звучит так же проникновенно, как мелодии Таривердиева. Фильм доступен на YouTube.

5. «Любовь» (Szerelem)

Карой Макк, 1970

«Любовь», 1970 год
«Любовь», 1970 год

Я не знаю ни одного неинтересного венгерского фильма — может, они и есть, но мне не попадались. И даже если вдруг попадутся, в этой национальной кинематографии я не разочаруюсь никогда — потому что только у венгров все лучшие работы — это политические фильмы о любви; мало кто так лихо совмещает эти почти взаимоисключающие сферы. Классический фильм Кароя Макка — о мрачных 1950-х: Янош, муж главной героини Луци, схлопотал от несклонного к милостям государства 10 лет, да и вообще неизвестно, жив ли он. Но для умирающей матери Яноша, он — счастливый эмигрант, строящий великолепную режиссерскую карьеру в Америке — и это Луца всеми правдами и неправдами создает великую иллюзию в своей маленькой семье.

6. «Любовь моя, печаль моя»

Аждер Ибрагимов, 1978

«Любовь моя, печаль моя», 1978 год
«Любовь моя, печаль моя», 1978 год

Сегодня проще вспоминать о русско-турецких войнах, но еще совсем недавно (я даже не о пике брежневской эпохи) процветала русско-турецкая дружба, и вот один из самых прекрасных ее плодов, экранизация пьесы Назыма Хикмета «Легенда о любви». Турецкая звезда Тюркан Шорай соревнуется в красоте с нашей Аллой Сигаловой. Анатолий Папанов и Владимир Самойлов изображают хитромудрых Лекаря и Звездочета. Любовь умело рифмуется с ревностью и смертью. Можно посмотреть на YouTube.

7. «Любишь только раз» (Samo jednom se ljubi)

Райко Грлич, 1980

«Любишь только раз», 1980 год
«Любишь только раз», 1980 год

А вот один из самых запретных плодов, что удивительно. В истории дикой любви партизана, ставшего по окончании второй мировой войны тайным агентом полиции, и «классового врага» — балерины из потерпевшей от новой власти семьи, вдоволь и политической крамолы, и эротики. Но все же, сделан фильм уже в относительно свободные 1980-е — его даже для советского проката купили, правда, быстро испугались такой опрометчивости и выпускать не стали. Уже в перестройку в прокат вышел похожий по сюжету, но гораздо более мягкий «Офицер с розой». А «Любишь только раз» — нет, даже в перестройку. Были разовые показы — в Москве, а вот «на местах» уже региональные чиновники запрещали картину. И даже в 1990-е, на фестивале «Лики любви» вместо «Любишь только раз» запустили все того же «Офицера с розой» — по совершенно мистическим причинам. Так что до показа фильма на RenTV в годы до торрентов картину Грлича в России раздобыть было непросто. А вообще, один из лучших восточноевропейских фильмов на заданную тему; нужно знать.

8. «Болезнь любви» (Maladie d’amour)

Жак Дере, 1987

«Болезнь любви», 1987 год
«Болезнь любви», 1987 год

Одна из лучших мелодрам 1980-х — при том, что Жак Дере числится крепким профи без выраженного авторского почерка. А тут — такая высокая эмоциональная нота! Все благодаря потрясающей Настасье Кински, чья героиня мается между двумя равно достойными хирургами, молодым (Жан-Юг Англад) и старым (Мишель Пикколи).

9. «Любовь»

Валерий Тодоровский, 1991

«Любовь», 1991 год
«Любовь», 1991 год

Трагикомедия про Сашу и Машу с почти мальчишкой Евгением Мироновым и Натальей Петровой; с высоты сегодняшнего дня — немного наивная (трагическая часть начинается с известием о предстоящей эмиграции героини в Израиль), однако же, как ни крути, этапный отечественный фильм.

10. «Сука-любовь» (Amore Perros)

Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2000

«Сука-любовь», 2000 год
«Сука-любовь», 2000 год

Мексиканская бомба, в одночасье сделавшая и режиссера Иньярриту, и актера Берналя частью мирового кинематографического истеблишмента. Три истории сплетены со страстью и упоением, уничтожающими любые аналогии с мыльными операми.

11. «Покажи мне любовь» (Fucking Amal)

Лукас Мудиссон, 1998

«Покажи мне любовь», 1998 год
«Покажи мне любовь», 1998 год

В оригинальном названии чудесной шведской драмы о влюбленных школьницах любви нет — только гнусное место действия, «гребаный Омоль», про любовь придумали российский прокатчики — и почти пророчески предсказали взаимную любовь поэта и режиссера Лукаса Мудиссона к России. В 2011-м фильм стал основой отличного спектакля Донатаса Грудовича, с тогда еще малоизвестными Анной Шепелевой и Егором Корешковым. Есть в свободном доступе на YouTube.

12. «Рай. Любовь» (Paradies: Liebe)

Ульрих Зайдль, 2012

«Рай. Любовь», 2012 год
«Рай. Любовь», 2012 год

Саркастический взгляд на любовь: полная венская буржуазка пытается забыться в объятиях продажных африканских жиголо. В любви фестивальной публики к Зайдлю есть оттенок садомазохизма — сегодня никто не бичует граждан благополучной Европы с такой адской иронией.

13. «Любовь» (Amour)

Михаэль Ханеке, 2012

«Любовь», 2012 год
«Любовь», 2012 год

Звезда «Хиросимы любви моей» Эммануэль Рива и Жан-Луи Трентиньян в самом человечном фильме обычно ледяного австрийского гения. Каннское золото, американский «Оскар» — никто не устоял перед принципиальной и жалостливой хроникой угасания двух пожилых людей, не утративших отчаянной подростковой нежности в отношениях.

14. «Любовь» (Love)

Гаспар Ноэ, 2015

«Любовь», 2015 год
«Любовь», 2015 год

О «Любви» не говорим, о ней все (или почти все) сказано. Лучше просто посмотреть — если вы этого еще не сделали.