Тестостерон — гормон статуса, а не гнева
В ходе опыта 121 женщине вкалывали либо полмиллиграмма тестостерона, либо плацебо, после чего дамы садились играть в «торги» (ultimatum bargaining game), причем с реальными деньгами. Смысл игры в том, что один решает, как разделить некую сумму, а второй может согласиться или отказаться, если считает дележ несправедливым. При этом, если игра заканчивается ничьей, деньги не получает никто.
«Мы хотели проверить, как гормон влияет на социальное поведение, — рассказал в интервью Scientific American руководитель исследования, нейрофизиолог из Цюрихского университета Кристоф Эйзенеггер. — Если принять общую точку зрения, следовало бы ожидать от тех, кто получал инъекции тестостерона более агрессивного, эгоцентричного и рискованного поведения».
Однако этого не произошло. Дамы «на тестостероне» не шумели и не вели себя более агрессивно, а всего лишь предлагали существенно большие суммы, чем те, кто получил плацебо (39% денег и 34% соответственно). Они делали это вовсе не от избыточной щедрости, а для того, «чтобы снизить вероятность конфликтной ситуации и повысить эффективность торга», уверены исследователи. Дать больше денег в такой ситуации — это способ продемонстрировать свой статус. Помните снисходительное ипполитовское «Наденька, не мелочись» из «Иронии судьбы»? Так вот это как раз оно.
Надо сказать, что это уже не первая попытка переосмыслить роль тестостерона. Двумя годами ранее тот же Scientific American опубликовал данные, что сам по себе тестостерон не провоцирует агрессию, несмотря на то что в крови агрессивных мужчин и женщин наблюдается его повышенная концентрация. В общем, не все так просто с этим гормоном.