Новый год как зарегистрированный товарный знак

Если так пойдет и дальше, рано или поздно все без исключения слова станут чьим-то товарным знаком, и бесплатно останется только мычать

Иллюстрация: Сноб.Ру/Валентин Поздняков, Игорь Бурмакин; фотоматериалы: www.rosphoto.org
Иллюстрация: Сноб.Ру/Валентин Поздняков, Игорь Бурмакин; фотоматериалы: www.rosphoto.org
+T -
Поделиться:

Чем меньше времени остается до Нового года, тем сильнее крепчает мороз, а с ним и желание отдельных коммерческих организаций заработать на всеобщем празднике. Один из сюжетов на эту тему сегодня рассказала газета «Коммерсант», сообщившая об остроумной идее банка «Восточный Экспресс». Последний, по данным издания, накануне разослал уведомление ста крупнейшим отечественным кредитным организациям, в котором предупредил, что отныне они могут использовать слова «новогодний», «рождественский» и «отпускной» в названиях своих банковских и страховых продуктов и услуг только с его, «Восточного Экспресса», разрешения. Оказывается, все они зарегистрированы им в качестве товарных знаков, и теперь каждый, кто захочет использовать их в своих коммерческих целях, должен заплатить правообладателю, «Восточному Экспрессу», 300 тысяч рублей в год.

У опрошенных «Коммерсантом» банков данное письмо вызвало искреннее изумление: до сих пор все они пребывали в простодушной уверенности, что все означенные слова общеупотребительны и, следовательно, никакой патентной защите не подлежат. И все они как один заявили изданию, что проигнорируют подобные экстравагантные требования, продолжая и впредь использовать рождественскую лексику в заголовках своих сезонных предложений, не отстегивая никому.

Из хода судебных процессов, свидетелями которых мы, по всей видимости, окажемся уже в ближайшее время, станет понятно, будет ли создан в России соответствующий прецедент. Но в каком бы направлении ни развивались судебные прения, можно не сомневаться, что они подогреют дискуссию на тему копирайта и защиты интеллектуальной собственности.

Собственно, дискуссия на эту тему не прекращается на протяжении всего времени, как в мире признали само понятие интеллектуальной собственности. При этом у идеи ее полноценной защиты достаточно как сторонников, так и противников. В доказательство своей правоты первые приводят понятный набор аргументов, в целом сводящихся к следующему: патентная защита позволяет не только (вполне справедливо) вознаградить разработчика (владельца) интеллектуальной собственности, но и стимулирует дальнейшие разработки, которые в противном случае нередко были бы попросту невозможны. В частности, именно такова позиция ведущих фармацевтических концернов: патентная защита и высокие розничные цены на инновационные препараты позволяют оправдать годы научных исследований и многомиллиардные затраты на их производство и вывод на рынок.

Аргументы их оппонентов тоже сильны: любые попытки ограничить использование новейших технологий сдерживают общемировой прогресс, а иногда (как в случае с новыми лекарствами) и могут стоить жизни миллионам людей. В данном случае — тем, кого не удастся спасти. Одним из хорошо известных «продуктов» столкновения двух этих доктрин является интеллектуальное пиратство, которое, стоит заметить, отнюдь не всегда порождается вульгарным желанием наживы, но нередко «жизненной необходимостью». Именно этим, в частности, объясняли свои порывы власти Бразилии, которые в середине десятилетия открыто пригрозили наладить у себя пиратское производство препаратов для лечения ВИЧ, если их правообладатели не согласятся существенно сбросить цену. Именно необходимостью в кратчайшие сроки модернизировать страну объясняется и потворство интеллектуальному пиратству в Китае, власти которого до последнего отказывались замечать это уродливое явление.

Однако за многие годы участникам обоих противоборствующих лагерей в целом удалось найти компромиссный механизм (что видно и на примере двух названных выше стран), который устраивал бы всех: гарантия защиты интеллектуальной собственности в обмен на разумность ее цены. Хотя маразматических с точки зрения здравого смысла примеров копирайта по всему миру до сих пор хоть отбавляй, что смогли почувствовать на своей шкуре и наши соотечественники. Например, известный (как говорят) российский модельер Кира Пластинина сегодня лишена возможности продавать вещи под своим именем в США, потому что у кого-то в этой стране уже есть права на использование слова «Кира».

Рискну утверждать, что инициатива «Восточного Экспресса» — случай из того же ряда, особенно если учесть, что здесь речь идет не о производстве оригинального или дорогостоящего продукта — просто ребята хорошо подсуетились. Отрадно только то, что у его оппонентов при желании найдутся сильные козыри в рукаве. Например, небезынтересно было бы проверить по спискам, присутствовали ли представители «Восточного Экспресса» в составе депутации волхвов, впоследствии возвестивших миру о появлении на свет TM Спасителя. И если нет, то не нарушает ли нынешний «новогодний» патент российского банка права наследников святых старцев, коих, думается, без большого труда можно отыскать среди многочисленного и весьма небогатого населения современного Ближнего Востока. В конце концов, всем 300 тысяч — деньги и всем Новый год надо встречать.

Комментировать Всего 3 комментария

Я думаю, что это шутка :-). А если и нет и действительно были эти слова зарегистрированы (что в нашей стране вполне может быть), регистрация будет отменена решением суда. Или же случится "Убийство в Восточном Экспрессе" (странное название для банка).

С Новым Снобом!

Придется поменять какую-нибудь букву, чтобы не нарушать авторские права уважаемых банкиров. Например, "С Новым Гадом" или "С Новым Гопом". "С Новым Снобом" также подойдет, быстрей-быстрей регистрируем!!!

Я не поленилась и сходила по ссылке в газету Коммерсант. Название данной статьи не совсем правильно отражает суть вопроса. Банк зарегистрировал свои права на вышуказанные слова только для продажи услуг с подобными названиями, да и то лишь в страховой и банковской сфере. Хотя. на мой взгляд, подобной регистрации быть не должно (см. ГК РФ). Но я не юрист. Вот так и возникают легенды об ужасах копирайта.

Пример: я зарегистрировала торговую марку Буги Вуги в определенной сфере. Т.е.никто не может продавать свой товар, выдавая его за мой в этих рамках. На момент моей регистрации, уже существовали конфеты Буги Вуги, так что конфеты для людей под этим названием я выпускать не могу. Но мы мирно существует, как и одноименный стиль музыки.

ГК РФ:

Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида (ТЕЛЕВИЗОР);2) являющихся общепринятыми символами и терминами (ПО-МОЕМУ НАШ СЛУЧАЙ);3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.