![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/2036CDF3_DB7B_47CA_803F_32509C81F047_avatar.jpg)
Вадим Рутковский: Музейные часы
![Кадр из фильма «Франкофония»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/56/71/56712f3378796822be15b0d883f5b208630b70705f8b3a703a8cd3a50a82162d.jpg)
Александр Сокуров пытается связаться по скайпу с Дирком, капитаном голландского корабля, транспортирующего из Роттердама шедевры живописи. Связь прерывается: в море бушует шторм. Сокуров задается вопросом – стоит ли ради картин рисковать человеческими жизнями, и уподобляет судно плоту Медузы с картины Жерико. Дирк – не единственный собеседник Сокурова: на главный разговор (о культуре и жизни) он вызывает Жака Жожара, возглавлявшего Лувр в период оккупации Франции, и графа Вольфа-Меттерниха – представителя «сложного и разнообразного захватчика», курировавшего музей при Гитлере и Петене. А начинается «Франкофония» с попытки добудиться Толстого и Чехова, демонстрирующей совершенно неповторимое сокуровское чувство юмора. Фото Льва Николаевича Александр Николаевич комментирует так: «Что он так смотрит? Как будто знает, что нас ожидает». А Чехов: «Неужели и он промолчит?» Для Сокурова все эти люди, чей прах давно истлел, живы – в пространстве ноосферы, где прошлое и настоящее едины. И у русских солдат с фотографий начала ХХ века («Кто тут есть? Народ есть... Какие лица, какие души – ангелы, дети...») есть близнецы на полотнах Лувра. В мудрой «Франкофонии», сделанной на пересечении жанров – от эссе до исторического блокбастера, – проговаривается много важного: как мир может становиться мелкой разменной монетой, а желание хранить традиции – питательной средой нацизма, как в музейных объектах отражаются страх власти и страх перед властью... Но важнее всего – чисто кинематографический, по сути, мистический дар Сокурова материализовывать время и его духов.
![Кадр из фильма «Франкофония»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/fd/be/fdbe23e1170dc2f5ac4b1269f4ee5f9aaca32b91802a4b8416cbfab0ffd9bd98.jpg)
![Кадр из фильма «Франкофония»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/9c/c4/9cc46a106c6daebe6e8562c4f038c771f89bcb2423290a7b56ac871990001f86.jpg)
![Кадр из фильма «Франкофония»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/31/6e/316e75f696bdd99ffe8696413a1f205ecf2ebb18c5691215d512d2f85048c282.jpg)
Восемьдесят восемь минут, проведенных в зале «Дарсена» на острове Лидо – там 3 сентября 2015 года во время Венецианского фестиваля прошел первый публичный показ «Франкофонии», – и меня отправили в странствия по волнам памяти. Сокуров вольно или невольно вспоминает собственные фильмы – вспоминал и я, как еще школьником через дорогу от дома смотрел в кинотеатре «Луч» «Одинокий голоc человека», удивляясь невиданной вольности в работе с изображением и вторжению дореволюционной хроники в причудливый платоновский мир. Как уже студентом-первокурсником в крошечном малом зале «Юности» погружался в «Камень», где призрак Чехова маялся в таганрогском музее-квартире, и реальный мир таял под воздействием призрачных грифельных теней с экрана.
Три самые ожидаемые кинопремьеры весны
«Друзья»
Первый режиссерский полный метр французского баловня судьбы Луи Гарреля – сына известного режиссера Филиппа, красавчика-актера, начавшего творческий путь с «Мечтателей» самого Бертолуччи, золотого во всех отношениях парня без комплексов. Нет их и в раскованной любовной комедии о двух закадычных друзьях-парижанах и одной прекрасной девушке персидских кровей, работающей в забегаловке на Северном вокзале.
![Кадр из фильма «Друзья»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/c3/8f/c38f53cf4f0d30410ccec0bc34611c2f4109458854596c4d37222ab4d91a77cc.jpg)
![Кадр из фильма «Братья из Гримсби»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ee/4c/ee4c6e87c53d6746287e0bd2f7abcd391105d5112da3d2ae40bc0c66af905894.jpg)
![Кадр из фильма «Сомния»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/55/01/550173555f517c72a3c443d12435837fc4a046bcee1865142a8895552a505d56.jpg)