Быть женщиной каждый день
Уход за своей внешностью и одеждой
Ритуалы чистоты и косметические практики напрямую связаны с достижением привлекательности. Привлекательность традиционно прерогатива женщин, хотя в последнее время мужчины тоже стали тратить много времени и денег на совершенствование своего внешнего вида и одежды. И все-таки индустрия красоты по-прежнему держится именно на «прекрасном поле». Интересно, что в животных сообществах привлекательности обычно достигает самец, а не самка. Необходимость быть привлекательной для женщины, возможно, говорит об изменении самого характера конкуренции у людей.
Стоит отметить, что в Европе мужчины отказались от яркости и пестроты в пользу строгого темного костюма и таким образом отступили в тень, уступив место женщинам, только в XIX веке. В историю моды этот «уход» вошел как «великий отказ мужчин». Прерогатива быть яркой, нарядной, необычной во второй половине XIX века остается за женщиной. Мужчине же не нужно быть прекрасным. Традиционно он ассоциируется с силой, защитой, добычей. При этом мундиры гусаров, гренадеров XIX века — это очень пышные облачения, которые существуют не только для парадов, а используются постоянно, и только новые тактики окопной войны, когда нужно лежать в грязи и становиться как можно менее заметным, начинают заставлять военный костюм соответствовать безликости мужской моды на гражданскую мужскую одежду.
На протяжении XX века привлекательность направлена на детабуирование и десакрализацию собственного тела, и помимо того, что оно украшается, оно еще и лишается покровов. В то же самое время происходит стандартизация красоты, на что очень сильно влияет фотография и кинематограф. Сначала все хотят быть похожими на фотографии театральных звезд, с появлением кино — на киноактеров. Постепенно стройное тело кинозвезды становится стандартом, который культивируется, на этот же образ работает реклама: любой товар рекламирует стройная красивая женщина с идеальной кожей и прической, при этом весь труд, благодаря которому создается этот образ, остается за кадром. Женщины начинают сходить с ума, доводя себя до анорексии. Индустрия красоты в 1940–50-е годы взлетает в 2–3 раза. Характерен пример куклы Барби, которая заставляет девочек стремиться к неестественной внешности: длинные ноги, нарушенные пропорции. На волне борьбы за мультикультуральность и разнообразие Barbie в 2016 году представила четыре новых типа кукол, среди которых есть полная, миниатюрная и высокая, что открывает большие возможности для бизнеса. Примечательно, что внешность Кена осталась без изменений.
Приготовление пищи
В первобытные времена мужчины тратят все свое время на добычу ресурсов, женщины остаются дома и действительно «хранят очаг». Это следствие разделения труда, сохранившееся с первобытных времен. Такая модель в патриархальной семье сохраняется и сейчас: мужчина зарабатывает деньги, то есть добывает ресурсы, женщина занимается домашними делами. При этом профессиональный повар — это всегда мужчина. В данном случае его добыча, его профессия — стоять у плиты и готовить. Эта область жизни достаточно сильно демократизируется и уравнивается в XX веке.
Забота о детях
Воспитание и пестование детей — наименее демократизированная область жизни, которая редко обходится без участия женщины, а то и двух. Однако новый взгляд на гендерные роли, который появился в XX веке, все же сильно повлиял на институт отцовства. Появился «новый образ мужчины», который подразумевает не просто вспомогательную роль в воспитании детей, как это было раньше, но и непосредственное участие в уходе за ними, эмоциональную вовлеченность и заботу.
Домашнее хозяйство
Ведение домашнего хозяйства наряду с приготовлением пищи сегодня все меньше связывается исключительно с женщиной, хотя чистящие средства и пылесосы в рекламе по-прежнему демонстрируются в основном актрисами, а не актерами. Но даже при условии, что мужчины участвуют в домашних делах гораздо больше, чем раньше, их участие сегодня редко является определяющим.